Методические рекомендации по составлению перспективного плана и анализа работы структурного подразделения. Перспективный план развития предприятия К перспективным планам относятся

Ограничение горизонта планирования 1-5 годами, (в зависимости от размера предприятия) соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим планированием, задачей которого на предприятии является конкретизация его стратегии. Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов:

План реализации продукции (программа сбыта). На основании данных маркетинговых исследований и стратегических целей предприятия формируется программа сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту по годам периода среднесрочного планирования. Программа сбыта формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации. Она является основой разработки плана производства.

  • 1. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, обоснованный расчетом производственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, изменения производительности труда, структуры выпускаемой продукции, повышения качества производства.
  • 2. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы:
    • -- освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции;
    • -- внедрение прогрессивных технологий;
    • -- повышение уровня механизации, автоматизации производства;
    • -- совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии;

В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах. По каждому направлению инновационной деятельности разрабатываются конкретные мероприятия, рассчитываются необходимые объемы инвестиций и ожидаемый экономический эффект (в форме изменения прибыли или необходимого капитала). В зависимости от целей, определенных стратегическим планом предприятия, расставляются приоритеты инновационной активности. Это позволяет сосредоточить ограниченные инвестиционные ресурсы на направлениях, наиболее значимых для предприятия.

  • 3. Капитальное строительство. В этом разделе плана определяются объемы вводимых в плановом периоде в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строительства, а также уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций. Одновременно для строительно-монтажных работ определяется метод их ведения (подрядный, своими силами и др.).
  • 4. План закупок (материально-техническое снабжение). В этом разделе определяются потребность в основных материальных ресурсах и источники их получения (основные поставщики, наличие долгосрочных договоров о поставке, производственная кооперация, обеспеченность ограниченными ресурсами и т.п.), а также повышение эффективности их использования и хранения.
  • 5. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз, на этом основании определяется потребность в трудовых ресурсах, намечаются источники набора дополнительных трудовых ресурсов и методы повышения квалификации кадров, рассчитывается фонд оплаты труда при повременной оплате или определяется норматив для расчета заработной платы при иных формах оплаты труда.
  • 6. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы.
  • 7. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом.
  • 8. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность.

Процедура разработки перспективного плана состоит из следующих этапов.

На первом этапе уточняются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.

На основе производственной программы вырабатывается программа инвестиционной деятельности предприятия, в которой также учитываются необходимые расходы на охрану окружающей среды, оценивается потребность в материальных и трудовых ресурсах.

На следующем этапе осуществляется анализ динамики себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости и оценивается его эффект.

Завершающим этапом составления перспективного плана является составление финансового плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.

Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода.

Большую роль при разработке перспективного плана развития предприятия имеют экономико-математические методы и использование современной вычислительной техники. Помимо автоматизации расчетных процессов использование ЭВМ позволяет проанализировать различные варианты развития фирмы при изменяющихся внешних условиях хозяйствования (изменение налоговой политики и таможенного законодательства, отмена или введение льгот, рыночные колебания спроса на Продукцию, динамика цен и т.п.). Многовариантность плана позволяет провести его оптимизацию, т.е. из множества вариантов выбрать один, который позволяет добиться оптимального значения выбранных в качестве критериев показателей при соблюдении существующих ограничений.

Многовариантность обеспечивается изменением отдельных показателей при прочих постоянных и расчетом плана с учетом внесенных изменений.

Следующий уровень конкретизации плана -- этап краткосрочного планирования, расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам. Исходными документами для его составления являются:

  • -- перспективный план развития предприятия;
  • -- изменения законодательной базы, влияющие на результаты производственно-хозяйственной деятельности;
  • -- уточненные данные маркетинговых исследований в области спроса на продукцию и динамика цен за предшествующий период;
  • -- отчеты предприятия за истекший год по производству, реализации и основным финансовым показателям;
  • -- планы-графики инвестиционных затрат и погашения кредиторской задолженности на планируемый период с учетом дефицита (профицита) за предшествующий период;
  • -- изобретения, патенты, рационализаторские предложения дополнительно к программе освоения нововведений на планируемый год.

Годовой план составляется в несколько этапов.

Начинается планирование с формирования проекта годового плана. На этом этапе осуществляется анализ результатов предшествующего года и работы предприятия за первое полугодие текущего года, на основе чего производятся предварительные расчеты использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых возможностей предприятия с допущением, что все действия администрации предприятия в плановом периоде будут такими же, как в предшествующих. Целью предварительных расчетов является составление ориентировочной производственной программы на планируемый год, на основе которой будет выполнен прогнозный расчет прибыли предприятия.

Даже если не произойдет существенных изменений в управлении предприятием и будет принято решение о производстве такого же объема продукции, как и в предшествующем периоде, величина прибыли по прогнозу будет отличаться от отчетной величины за рассматриваемый год.

Подобное отклонение является прямым следствием изменения внешних условий хозяйствования, которые необходимо учесть при прогнозируемых расчетах.

Наряду с изменениями внешних условий могут произойти некоторые перемены внутри самого предприятия. Например, в соответствии с перспективным планом, на планируемый год предусмотрено начало внедрения новой технологии, осуществление инвестиционного проекта, изменение качественного или количественного состава работников и т.п.

После учета соответствующих изменений предварительный расчет по прибыли принимает скорректированный вид и может являться основой для осуществления последующих этапов планирования. Расчеты, основанные на анализе предшествующего периода без рассмотрения возможных перемен в управлении предприятием, относятся к пассивной стадии планирования. Скорректированный расчет по прибыли принимает вид плана, который будет использован при составлении финансового плана. На основе финансового плана составляется плановый баланс, предприятия на будущий год и производится анализ показателей прибыльности и ликвидности, а также анализируется соотношение показателей рентабельности и ликвидности. Если эти показатели свидетельствуют о стабильном экономическом положении предприятия, план принимается.

Естественно, что в условиях высокой неопределенности, нестабильности внешних экономических условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону упрощения, учитывая необходимость быстрой реакции на изменение окружающей экономической среды.

«Эдельвейс»

(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

МАРИНА ЮРЬЕВНА

Санкт-Петербург

Уважаемые коллеги!

Для повышения качества образовательного процесса и грамотного ведения отчетной документации рекомендую прописать перспективный план по предложенной схеме, используя примеры и варианты формулировок.

План работы структурного подразделения (отдела) ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс» разрабатывается на основе предложений по планированию (из опыта работы УДОД), анализа работы отдела за предыдущий год, а также в соответствии с программой развития ОУ. План работы должен соответствовать единой для всех отделов структуре (см. ниже). Все мероприятия плана распределяются по месяцам с указанием ответственных за их реализацию.

    Анализ деятельности

    Цели и задачи деятельности в текущем году

    Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей

    Активизация деятельности по участию педагогов в педагогических конкурсах

    Диагностика результативности образовательного процесса

    Выявление потребностей специалистов в повышении квалификации

    Аналитическая деятельность

Анализ деятельности за учебный год должен содержать:

    Анализ состава педагогического коллектива.

    Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ.

    Анализ результатов итоговой аттестации учащихся

    Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.

    Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.

    Анализ деятельности по контролю.

    Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.

    Анализ работы с родителями.

Критерии оценки анализа работы отдела за прошедший учебный год.

    Определить степень выполнения поставленных целей и задач,

    Анализ всех основных аспектов воспитательной работы.

    Соответствие содержания анализа поставленным задачам.

    Выявление проблем и способы их решения.

    Выделить результаты работы отдела.

    Выводы об эффективности выполнения задач и причины затруднений, если задача не выполнена.

    Очертить круг проблем, зафиксированных в ходе деятельности.

В приложение прикладываем аналитические справки о ходе мероприятий, проектов и т. д.

Особое внимание в анализе методической деятельности прошу уделить следующим вопросам:

Каково количество методических материалов Вами подготовлено и выпущено (перечислите наименование)?

Что предполагаете представить по вопросу обобщения опыта?

Анализ деятельности структурного подразделения за учебный год представляется руководителем отдела заместителю директора ОУ по учебно-воспитательной работе.

Структура и содержательные ориентиры перспективного плана работы структурного подразделения (отдела)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Приморского Административного района г. Санкт-Петербурга

Центр современного музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс»

Утверждаю

Директор

ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»

И.В.Поликарпова

______________________

Перспективный план работы

_________ (наименование отдела)

на 2012-2013 учебный год

Санкт-Петербург

Разделы перспективного плана

1. Анализ работы за 2011-2012 учебный год

2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 учебный год

    Разделы работы:

    1. Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.

Образовательная деятельность

        Организация образовательной деятельности.

        Формы отслеживания результативности образовательного процесса.

        Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях

        (концертная деятельность).

        Массовые мероприятия для учащихся отдела, района (воспитательная работа).

Организация работы отдела

3. 1.6. Работа с кадрами:

Ведение плановой и рабочей документации

3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса

3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдел

3.1.9. Методическое сопровождение образовательного процесса

3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта

3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами

3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции

3.1.13. Аналитическая деятельность

3.1.14. Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
специалистов

    Работа с родителями.

5. Работа с социальными институтами (партнерами).

6 . Приложения.

ПРИМЕР

анализа деятельности

за __________ учебный год.

Основными задачами деятельности в _______ учебном году были:

1. С целью повышения уровня методического обеспечения образовательного процесса в _______отделе усилить деятельность методического объединения педагогов доп. образования.

2. С целью повышения качества образования особое внимание уделять методической поддержке и инновационной деятельности в отделах.

3. Способствовать развитию профессиональной компетентности кадров.

4. С целью развития и распространения инновационного опыта работы создать базу данных передового педагогического, инновационного опыта. Совершенствовать формы презентации опыта.

5. Совершенствование учебно-воспитательной деятельности _________

6. Укрепить систему координации деятельности ЦИ «Эдельвейс» по методическому сопровождению и сетевого взаимодействия структур, занимающихся дополнительным образованием детей.

7. Организовать аналитическую и информационно-методическую составляющие деятельности отдела.

Вопросы, на которые нужно дать полный ответ.

1.Анализ состава педагогического коллектива.

    количественная и качественная характеристика кадрового состава: сколько педагогов работает в отделе, их образовательный уровень, стаж работы, квалификационная категория;

    кадровые изменения (сколько и какие педагоги приняты на работу в текущем учебном году, сколько и какие педагоги уволились), влияние кадровых изменений на качество работы отдела.

2. Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ. Краткая характеристика контингента.

    Какие направленности детского творчества существуют в отделе?

    Количество групп в отделе, количество в них учащихся (по плану, по факту). Распределение учащихся по возрастным категориям (6/7 – 9/10 лет, 10/11 – 14/15 лет, 15/16 – 17/18 лет), по годам обучения (первый, второй, третий и последующие).

    Какие новые направления были открыты в этом учебном году?

    % отсева учащихся из учебных групп, его причины (какие педагоги обеспечили высокую сохранность контингента, у каких педагогов, в группах произошел наибольший % отсева, и проанализировать его причины).

    Какие группы, направления были закрыты? Причины.

    Анализ потребностей детей и родителей в направленностях и направлениях дополнительного образования.

Программное обеспечение: сколько программ реализуется в отделе; как распределяются программы по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный);

    перспективы создания новых образовательных программ, по каким направлениям деятельности;

    как осуществляется контроль за полнотой реализации образовательных программ педагогами;

    анализ состояния учебно-методических комплексов по реализации образовательных программ (обеспеченность пособиями, рекомендациями, памятками в адрес учащихся, дидактическими и наглядными материалами и т.д.).

Технологическое обеспечение образовательного процесса:

    занятия, каких педагогов были посещены и проанализированы руководителем и методистом, администрацией ОУ (указать фамилии и темы занятий). Проанализировать качество занятий, каким спектром форм и методов проведения занятий пользуются педагоги, какие из них наиболее эффективны;

    на какие вопросы (проблемы), касающиеся технологического обеспечения образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).

3. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся

    какая существует система выявления результатов образовательного процесса (формы, критерии, периодичность, кто осуществляет);

    анализ уровня освоения учащимися образовательных программ (с указанием педагогов и программ) по основным параметрам: освоение теоретической информации и способов деятельности, приобретенный опыт общения, творчества, социально-значимой деятельности;

    используемые формы предъявления (демонстрации) результатов образовательного процесса;

    востребованность и значение результатов занятий учащихся и их достижений в основной школе;

    на какие вопросы (проблемы), касающиеся выявления результатов образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).

    достижения учащихся:

    1. районного уровня:

      городского уровня:

      российского уровня:

      международного уровня:

По каждому уровню в хронологическом порядке указываются: результат (место, лауреат, дипломант, участие), название коллектива, фамилия и инициалы педагога, название фестиваля, смотра, соревнований и т.д., место и время проведения).

4. Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.

    Анализ воспитательной работы в учебных группах и коллективах.

    Анализ проведенных массовых мероприятий с указанием названий, места и времени проведения (традиционные и новые формы воспитательной и массовой работы), % охвата учащихся и родителей.

    Участие педагогов и учащихся в подготовке и проведении массовых мероприятий на уровне района и города.

5. Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.

Повышение квалификации кадров:

    информация о прохождении курсов повышения квалификации сотрудниками отдела за последние 2 года (указывается Ф.И.О. сотрудника, год окончания курсов, их название, место проведения, количество часов)

Ф.И.О.

2011 год

2012год

    анализ состояния повышения квалификации сотрудников (% педагогических кадров, прошедших обучение; сотрудники, не повышавшие свою квалификацию, причины этого положения)

    использованные в этом учебном году формы обучения и анализ их эффективности:

      курсы при ГЦРДО (какие, кто направлен, кто окончил, кто выбыл и по каким причинам);

      обучение в других учреждениях (каких, кто закончил);

      семинары, мастер-классы в ОУ (проанализировать, как сотрудниками отдела используются на практике материалы семинаров);

      открытые занятия (каких педагогов, по какой теме, для каких категорий, качество проведения);

другие формы.

Достижения педагогов:

    участие сотрудников в конкурсах образовательных программ, педагогических достижений, методических выставках (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).

    участие сотрудников в профессиональных (по своему направлению) конкурсах, смотрах, фестивалях и т.д. (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).

6.Анализ деятельности по контролю.

    Используемые формы контроля с указанием целей, периодичности, результатов и их эффективность (посещение и анализ занятий и мероприятий, в том числе и открытых; собеседование с педагогами, сбор и анализ статистической информации, проверка наполняемости групп и трудовой дисциплины и т.д.).

    Эффективность совещаний в отделе (тематических и информационных).

7. Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.

Обобщение и распространение педагогического опыта:

    в какой форме в этом учебном году проходила работа по данному направлению (семинары, открытые занятия, выступления на педсоветах, конкурсы, смотры и т.д.);

    какая методическая продукция (методические разработки, рекомендации, положения) была создана в этом году: педагогами, методистом;

    какая методическая продукция будет создана в следующем году (указать название планируемых разработок и авторов).

8. Анализ работы с родителями.

    Формы взаимодействия с родителями в учебно-воспитательной и массовой работе.

    Анализ работы с родительским активом.

    Перспективы развития работы с родительской общественностью.

Выводы и обобщенные перспективы деятельности отдела в следующем учебном году.

Например: В основном поставленные задачи были решены. Не в полном объеме решена задача по ___________________________________________________________

Наиболее значимыми результатами работы можно назвать: _________________ и т.д.

2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 уч. год

    Реализация Программы развития на 2011-2015 гг.

    Формирование эффективной системы взаимодействия с образовательными и другими учреждениями в воспитательном пространстве Приморского района.

    Усиление внимания воспитательным, социально-педагогическим аспектам деятельности, активное участие в программах и проектах федерального, регионального и районного уровней, Учреждения, направленных на формирование инициативы и ответственности, толерантности, мотивации к познанию и творческой деятельности у детей.

    Организация методической работы с педагогами в использовании эффективных форм ра­боты по обеспечению качества образовательного процесса.

    Выстраивание и моделирование новых форм в работе с родителями, постоянное их информирование о стратегии развития образовательного процесса в ЦИ, источниках его развития, творческих возможностях их ребенка в образовательном пространстве Учреждения, совместная работа на успех ребенка и создание креативной среды.

    Активное представление достижений учащихся в городе, регионе, стране. за рубежом. Целенаправленная подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, смотрах – мероприятиях, повышение качественного уровня и воспитательной роли городских массовых мероприятий.

    Совершенствование форм управления и контроля.

    Изменение гендерного состава обучающихся, т.е. увеличение количества мальчиков в объединениях.

    Продолжить целенаправленную работу по развитию педагогического мастерства педагогов.

    Обучение информационным и Интернет технологиям и применение их в учебном процессе.

    Совершенствовать работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового педагогического опыта.

    Совершенствовать учебно-воспитательную деятельность.

    Продолжить работу с творчески одаренными детьми и создать условия для совершенствования их мастерства.

    Разделы работы:

    1. Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.

Образовательная деятельность

        Организация образовательной деятельности.

(таблица для примера)

п\п

сроки

Ответственный

Формирование контингента обучающихся и его нормативно-правовое оформление, мониторинг запросов учащихся и родителей

Организация работы по заключению договоров с родителями (законными представителями) обучающихся

руководители структурных подразделений

Обработка и анализ полученных сведений по результатам формирования контингента

Разработка и тиражирование информационных материалов по комплектованию

Весь период

Мониторинг потребностей детей и родителей в области образовательной деятельности

Весь период

Проведение родительских собраний

Проведение комплектования на новый учебный год

Последняя неделя апреля

руководители структурных подразделений.

Использование массовых мероприятий для информирования родителей и детей о возможностях занятий в Учреждении

В течение года

Работа с педагогическими кадрами

Утверждение списка педагогических работников, направляемых на курсы ПК, в ГМО.

Проведение общего педагогического совета

Подготовка к аттестации

Составление расписания

        Формы отслеживания результативности образовательного процесса.

Примечание: Формы прописывать в соответствии с образовательными программами.

        Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях.

Сроки

Мероприятия

Место проведения

Контингент (возраст)

Ответственный

Организационно - массовая работа

        Участие детских коллективов в городских массовых мероприятиях (концертная деятельность).

п\п

Направления деятельности, мероприятия

сроки

Ответственный

руководители структурных подразделений

        Массовые мероприятия для учащихся отдела (воспитательная работа).

п\п

Направления деятельности, мероприятия

сроки

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

Нравственно-эстетическое воспитание

Физкультурно – оздоровительное направление

Мероприятия для учащихся
образовательных учреждений Приморского района

(таблица для примера)

Дата

Название массовых мероприятий

Возраст участников (класс)

Количество

участников

зрителей

филиала

1.09.11

Концерт, посвященный Дню знаний

Удельный парк (для школьников Приморского района)

4 -9 классы

120

600

635 601

Организация работы отдела

3. 1.6 . Работа с кадрами :

Ведение плановой и рабочей документации (в соответствии с номенклатурой дел).

3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса

(таблица для примера)

Сроки

Формы

Итоговый

документ

Ответственный

сентябрь

Анализ и контроль организации комплектования детских объединений

контрольные посещения; беседы с учащимися, родителями; анализ итоговых справок, справок по заключению договоров; посещение родительских собраний, собраний учащихся

справка по итогам заключения договоров

Зав. отделом

ежемесячно

Анализ и контроль организации образовательного процесса

посещение учебных занятий (не менее 2 в неделю);

фронтальные проверки наполняемости (не менее 2 в месяц)

контрольные проверки выполнения календарного тематического планирования

Ежемесячные справки по наполняемости (до 28 числа каждого месяца)

Справка за полугодие (до 30.12. и 05.06)

Зав. отделом методисты

анализ учебных занятий;

анализ учебной документации; тестирование учащихся; анкетирование учащихся

Аналитическая справка (до 15.01.2011)

Проверка учебной документации

анализ нормативно-правовой базы организации образовательного процесса

Аналитическая справка (до 15.03.2011)

Фронтальная проверка организации итоговых (зачетных) занятий групп дополнительного образования

посещение итоговых, контрольных занятий, испытаний;

анализ итоговых испытаний;

Аналитическая справка (до 10.06.2011)

Проверка организации деятельности

контрольные посещения;

анализ документации

Приказ (до 25.06.2011)

3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдела

Примечание: перечислить планируемые материально-технические ресурсы.

Организационно-методическое обеспечение деятельности отдела

    Информационно-методическое обеспечение педагогов отдела;

    Организация деятельности по формированию базы данных;

    Программно-методическое обеспечение;

    Разработка УМК к образовательным программам;

    Координация деятельности по совершенствованию педагогического мастерства;

    Аналитическая деятельность (аналитические справки) .

    Обобщение и распространение педагогического опыта

3.1.9. Методическое сопровождение образовательной деятельности

(таблица для примера)

Дата, время, сроки проведения

Название мероприятия

Объект, контингент

Ответственный

Октябрь-ноябрь 2012

Март-апрель 2013

Проведение социологических исследований:

Степень информированности родителей о возможностях развития ребенка;

Мониторинг ожиданий родителей от занятий в ЦИ

Родители

Рук. филиалов

3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта

Наименование мероприятия

сроки

Ответственный

Накопление и систематизация фонда методической

и научной литературы по теории и практике учебно-

воспитательной работы, социально- педагогической деятельности

Сентябрь-май,

еженедельно

методист

3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами

(таблица для примера)

Название мероприятия

Объект, контингент

Ответственный

В течение года

Консультации для молодых специалистов, начинающих педагогов по вопросам организации образовательного процесса

Молодые специалисты

Яшкина М.Ю.

Зав.отделами.

В течение года

Открытые занятия, организация взаимопосещения занятий (мероприятий)

Молодые специалисты

Зав. отделами

3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции

(таблица для примера)

Наименование продукции

Ответственный

Информационные материалы о приеме в детские творческие коллективы (флайерсы, афиши, объявления)

Август-сентябрь 2012

Зав. филиалами,

Зам. директора Андреева М.О.

Выпуск буклетов к памятным датам, о деятельности ЦИ.

Смирнова О.И.

Методическое пособие: 1.Развивающие танцевальные игры для детей 6-7 лет

апрель

Квачек В.С.

        Аналитическая деятельность (таблица для примера)

Мероприятие

Объект исследования

Ответственный

Анализ качества и эффективности проведенных мероприятий

В течение года

(в соответствии с планом мероприятий)

мероприятия, подведение промежуточных итогов

Изучение контингента воспитанников с целью выявления детей группы риска

В течение года

Журналы учета работы групп, анкетирование

Зав. филиалами

        Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
        специалистов

(таблица для примера)

Дата, время, сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Ответственный

До 20.09.2012

составление списков педагогических работников, направляемых на курсы ПК, ГМО,

Специалисты ЦИ

Весь период

Подготовка к процедуре аттестации педагогических работников

Аттестующиеся педагогические работники

3.1.15. Участие специалистов во всероссийских мероприятиях, городских и районных педагогических конференциях, семинарах, смотрах и конкурсах в системе дополнительного образования детей

Название мероприятия

Дата и время

Место проведения

ответственного

4. Работа с родителями

(таблица для примера)

Мероприятие

Дата, время, сроки проведения

Ответственные

Родительские собрания в коллективах

5. Работа с социальными институтами (партнерами).

(таблица для примера)

Наименование государственных учреждений, общественных организаций, родительской общественности

Формы взаимодействия (указать)

Сроки проведения

Ответственный

Северо-западный Военный округ

Совместные проекты

В течение года

Поликарпова И.В.

6.Приложения

    Анализ деятельности методиста

    Список на аттестацию педагогических работников

    График работы педагогических работников

Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием «менеджмент».

Взаимосвязь планирования и управления можно представить в виде схемы (рис. 9.1.).

Существует несколько методов планирования:

· балансовый,

· расчетно-аналитический,

· экономико-математические,

· графоаналитический,

· программно-целевой (рис. 9.2).

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана.

Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы - с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.

Сетевой метод является разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

Сетевой график – это графическое изображение определенного комплекса выполняемых работ, отражающее их логическую последовательность, существующую взаимосвязь и планируемую продолжительность и обеспечивающее последующую оптимизацию разработанного графика на основе экономико-математических методов и компьютерной техники с целью его использования для текущего управления ходом работ.

Сетевая модель оперирует понятиями «работа», «событие», «путь». Работа – это любой производственный процесс или иное действие, приводящее к достижению определенных результатов событий. Работа обозначается стрелкой, указывающей направление слева направо от меньшего номера события к большему, и кодируется номерами этих событий. Работы могут быть трех видов:

· действительная, т. е. производственный процесс, требующий затрат труда, времени и ресурсов;

· ожидание – работа, не требующая затрат труда и ресурсов, но занимающая время, необходимое для того, чтобы действительную работу можно будет считать завершенной, т. е. можно будет приступать к выполнению последующей работы;

· фиктивная работа, означающая логическую (технологическую) связь между двумя или несколькими событиями и указывающая, что возможность начала одной работы зависит от окончания другой.

Фиктивная работа не требует ни затрат труда, ни времени, ни ресурсов; она обозначается в сетевом графике пунктирными стрелками.

Событие означает факт окончания одной или нескольких работ, необходимых и достаточных для начала последующих.

Во всех сетевых графиках важным показателем служит путь, определяющий последовательность работ или событий.

В любом графике принято различать несколько путей:

· полный путь от исходного до завершающего события;

· путь, предшествующий данному событию от начального;

· путь, следующий за данным событием до завершающего;

· путь между несколькими событиями;

· критический путь от исходного до конечного события, равный максимальной продолжительности выполнения работы.

К основным планируемым параметрам в сетевых моделях относятся следующие показатели: продолжительность выполнения работ, критический путь, резервы времени свершения событий.

Для каждого i-го события устанавливаются:

1. ранний срок наступления i-го события: Tni =to-i(max to-i)

где max to-i – максимальное время выполнения всех работ, ведущих к данному событию,

2. поздний срок наступления события: Tpi=Lкр-ti-c(max ti-c)

где Lкр – продолжительность критического пути; max ti-c – максимальная длительность пути от данного события до завершающего.

Резерв времени выполнения события – это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено свершение этого события без нарушения планируемых сетевым графиком сроков окончания проектных работ.

Ri=Tni-Tpi

Выполненные расчеты основных параметров сетевых графиков должны быть использованы при анализе и оптимизации сетевых стратегических планов.

Рассматриваемый проект состоит из 11 работ (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л).

Продолжительность каждой работы приведена ранее в Таблице работ по проекту. продолжительность каждой работы (под стрелкой), кроме того, все кружки пронумерованы таким образом, что номер начала события меньше номера окончания события.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы - ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель - стратегические и тактические цели - программы работ) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

Планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам :

· гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

· непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, "сдвигая" период планирования {например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

· коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р.Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

· участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

· адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

· комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

· многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

· итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

По срокам различают следующие виды планирования: стратегическое, перспективное, текущее и оперативно-производственное (рис. 9.4).

Стратегическое планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного следует, что стратегическое планирование - организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. Оно характеризуется, во-первых, тем, что по сроку своего действия оно носит "обозримый" характер, во-вторых, предметом его планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала. Обозримый характер стратегического планирования обусловливается как развитием внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые существенно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия. При осуществлении стратегического планирования в основном применяются качественные показатели.

Можно сказать, что стратегическое планирование - это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.

Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.

Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно.

Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные - на 2-3 года.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.

Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 9.1.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих).

Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Основные параметры и показатели по видам планирования представлены в табл. 9.2.

Упрощенная процедура разработки комплексного плана фирмы включает следующие основные элементы (рис. 9.5).

Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы - это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

Рис. 9.5. Процедура разработки комплексного плана предприятия (фирмы)

Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно.

Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании.

Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.

Бизнес-планирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования.

Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:

· реактивным - базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;

· инактивным - ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;

· преактивным (упреждающим) - основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;

· интерактивным - заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.

Отметим, что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.

В Российском образовании систематически происходят изменения, и эти перемены побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Это касается не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.

Первый шаг к этой деятельности, безусловно - планирование. От того, насколько качественно сделано планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

Планы должны учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.

То есть нет и не может существовать готового плана именно под вашу группу и под ваших деток, пока вы не сделаете его сами. Готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.

Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документации детского дошкольного учреждения ведутся медицинскими работниками и администрацией согласно нормативным документам соответствующих ведомств.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные формы планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. Какие же это виды и формы планирования?

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).

Данный вид планирования должен отражать:

Наименование темы и период ее реализации;
решаемые педагогические задачи;
деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
варианты итоговых мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

Сроки реализации;
образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
цели и задачи (на месяц);
виды детской деятельности,
используемую литературу и методические пособия,
работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:

Требования к максимальной нагрузке на детей;
требования тематического планирования.

При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

Календарно-тематический план включает:

Планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование утренней и вечерней прогулок;
планирование второй половины дня,
планирование работы с семьёй,
создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.

Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.

Компонентами календарно-тематическго планирования являются:

Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
Содержательный - определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.

При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных НОД и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Пример схемы модульного планирования.

Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю

План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО. План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и педагогического коллектива ДОУ)

Годовые задачи ДОУ;
режим дня группы;
расписание непосредственно образовательной деятельности;
циклограмма;
ежедневные традиции группы;
еженедельные традиции группы;
список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
список детей по подгруппам;
условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
сведения о родителях воспитанников группы;
перспективный план работы с родителями на год;
протоколы родительских собраний;
комплексно-тематическое планирование на учебный год;
перспективное планирование на месяц;
календарно-тематический планирование на каждый день;
рекомендации методиста.

Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:

Комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
работа по созданию развивающей среды.
оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения. Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:

Текстовая,
сетевая,
графическая,
компилятивная.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.

Для перспективного и комплексно-тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.

Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.

Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.

Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.

Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Планирование - это процесс разработки и установления руководством организации совокупности качественных и количественных характеристик, которые определяют темпы и тенденции её развития не только в настоящий момент, но и в долгосрочной перспективе.

Определение термина, условия наибольшей результативности

Планирование - это центральное звено всей цепи управления и регулирования деятельности организации. Именно поэтому каждое (цех, лаборатория и т.д.) разрабатывает свои собственные, которые затем объединяются в общий план предприятия.

Наиболее четко и результативно планирование выполняет свои функции в случае соблюдения следующих правил:

  • каждая составляющая всех элементов пунктуально обоснована;
  • плановые задания точно и своевременно выполняются всеми их участниками;
  • контроль за исполнением плана осуществляется непрерывно в сочетании с текущей его корректировкой.

Принципы планирования

На сегодняшний день выделено шесть общих принципов, под которыми понимаются определенные правила, способствующие разработке грамотной программы действий.

  1. Принцип необходимости, т.е. обязательное использование системы планирования независимо от типа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Необходимость планирования в условиях современной развивающейся рыночной экономики обусловлена возможностью минимизировать негативное воздействие внешних факторов и, наоборот, максимально использовать их положительное влияние.
  2. Принцип единства, т.е. соответствие единого сводного плана организации разработкам его структурных подразделений (например, тематическое планирование). Принцип единства - это общность основных целей и планов предприятия, а также взаимодействие всех его составляющих. Он базируется на таком понятии, как "координация". Т.е. изменения, вносимые в планы какого-либо подразделения, должны быть своевременно отражены в планах всей организации.
  3. т.е. неразрывная связь планирования с процессами управления и организации деятельности предприятия.
  4. Принцип гибкости, т.е. способность всех компонентов плана менять свою направленность по мере необходимости вследствие непредвиденных обстоятельств. Чтобы обеспечить соблюдение этого принципа, в планы организации вносится некий резерв, т.е. возможность внесения в них необходимых изменений.
  5. Принцип точности, т.е. обеспечение соответствия планов общим целям и возможностям предприятия, а также временным рамкам.
  6. Принцип участия, т.е. привлечения к разработке всех сотрудников предприятия. Например, разумно доверить тематическое планирование главам соответствующих подразделений для его дальнейшего включения в общий план.

Виды планирования на предприятии

По характеру детализации планы подразделяются на технико-экономические и оперативно-производственные. В первом случае происходит планирование основных показателей развития организации, а во втором - составляются текущие задания для её структурных подразделений.

По степени неопределенности планы подразделяются на детерминированные и вероятностные. В первом случае речь идет о планировании события, вероятность наступления которого близка к единице и подтверждена достоверной информацией. Во втором случае оно основано на текущей информации, по которой можно сделать вывод о дальнейшем развитии определенных показателей (например,

По подразделяются на:

  • бизнес-планирование
  • социально-трудовые
  • организационно-технологические и т.д.

По степени точности подразделяются на уточненные и укрупненные.

Процесс планирования на предприятии

Каждое предприятие, понимая такую необходимость, регулярно проводит текущее планирование. Что такое процесс планирования на предприятии и как он происходит? Начинается он непосредственно с составления планов (система планирования) и определения способов их достижения. Следующий этап - выполнение, по окончании которого начинается этап контроля и анализ планирования, т.е. сравнение достигнутых результатов с поставленными задачами.

Планирование. планирования на предприятии, их классификация

Балансовый метод подразумевает соотношение потребностей и источников их обеспечения, а также соответствие между структурными разделами плана. Например, соответствие действительной мощности предприятия его текущим производственным задачам.

Подразумевает расчет определенных показателей плана, анализа их роста или спада под воздействием внешних факторов.

Экономико-математические методы подразумевают изучение показателей деятельности предприятия, разработку различных вариантов плана и выбор оптимального.

Графоаналитический метод применяется для наглядного изображения результатов экономического анализа посредством графических средств.

Программно-целевые методы - составление определенных программ развития, т.е. совокупность задач и способов их достижения, объединенных общими целями и сроками исполнения (например, планирование на каждый месяц).

Перспективное планирование

Процесс составления планов на времени и есть перспективное планирование. Что такое перспектива? Это то, что, по мнению руководства, ожидает организацию в будущем. Перспективное планирование в качестве инструмента централизованного управления используется с недавних пор. Такие планы составляются на период от 5 до 20 лет и определяют общую концепцию развития предприятия и структуру важнейших мероприятий для достижения поставленных целей.

Перспективное планирование делится на среднесрочное (5 лет) и долгосрочное (на период до 15 лет). В последнем случае широко используется метод экстраполяции, под которым понимается планирование на основе показателей прошлых лет.

Текущее планирование. Что такое календарный план?

Осуществляется посредством подробной разборки оперативного пятилетнего плана предприятия в целом, а также его отдельных структурных подразделений. Основные составляющие текущего плана производства - это (на каждый день, неделю и т.д.). При их составлении учитываются сведения о наличии заказов, обеспечение предприятия материальными ресурсами, коэффициент загрузки и использования производственных мощностей и т.д.

Участие руководителя

Переходя от долгосрочного планирования к календарным планам внутренних подразделений предприятия, необходимо:

  • определить задания и показатели на определенный период для каждого подразделения;
  • найти и устранить возможные несоответствия между внутренними планами цехов;
  • распределить все ресурсы предприятия в соответствии с его производственной программой.

Главная задача опытного руководителя - правильно совместить требования, необходимые для реализации долгосрочных разработок, с текущими задачами и потребностями организации. Как правило, этим занимается специальный центр планирования.

Поделиться: