Органом и продуктом труда является. Понятие, направления, задачи и значение научной организации труда

Произведение Ф. Энгельса, в котором он излагает марксистские взгляды на происхождение и развитие человека. Эта работа была написана в 1876 г. и представляет собой незаконченную рукопись. Впервые была опубликована на немецком языке в 1896 г. (см.) доказал происхождение человека из мира животных и осветил этот вопрос со стороны биологической. Но полного и правильного решения проблемы не было, поскольку не была разработана социологическая сторона вопроса. Такое решение даёт Энгельс. Принимая положение передовой естественной науки о происхождении человека из животного мира, Энгельс сосредоточивает внимание на вопросе о социальных закономерностях, обусловивших возникновение человека.

Основным фактором в превращении обезьяны в человека был труд, трудовая деятельность - то, что присуще только человеку. «...Труд,- указывал Энгельс,-создал самого человека» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. II, 70). Для перехода от обезьяны к человеку нужны были известные предпосылки. Решающими среди них были переход обезьяноподобных предков человека к прямой походке и освобождение передних конечностей. Но передние конечности их были способны лишь к самым простым операциям. В человеческие руки они превратились только в результате труда, который в течение тысячелетий совершенствовал их. Рука, таким образом, является не только органом труда, но и его продуктом. Развитие руки, вызванное трудом, оказывало воздействие на весь организм. Человеческая речь обязана своим возникновением труду. Именно в процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.

Под влиянием труда и членораздельной речи происходило усиленное развитие мозга. Параллельно с ним шло развитие органов чувств. Развитие мозга и органов чувств, развитие сознания, способности к умозаключению и т. п. в свою очередь оказывали мощное обратное воздействие на развитие труда и (см.). Подтверждением мыслей Энгельса о роли языка в развитии человеческого мозга является учение (см.) о высшей нервной деятельности, о второй сигнальной системе (речи), надстраивающейся у человека над первой сигнальной системой.
С выделением человека из царства животных, с появлением «готового человека» возникает новый элемент, оказавший могучее воздействие на процесс развития человека,- стадо преобразуется в общество. «И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде» . Труд начинается с изготовления орудий. Изготовление и употребление орудий имело исключительное значение для всего последующего развития человека.

Оно создало для человека возможность жить в самых разнообразных природных условиях. Животное способно только пользоваться природой. Человек же при помощи орудий заставляет природу служить своим целям. Он приспосабливается к природе путём изменения своих искусственных органов - орудий производства. Рост производительных сил и прежде всего орудий производства - вот что определяет развитие человека и общества. Энгельс кратко характеризует путь этого развития. Далее Энгельс показывает, что человек благодаря труду добивается господства над природой. «И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду».

Работа Энгельса, излагающая марксистскую теорию происхождения человека, полностью опровергает все религиозные и идеалистические теории по этому важнейшему вопросу. Написанная очень просто и в то же время чрезвычайно глубоко, соединяющая в себе обширнейший фактический материал с глубокими теоретическими обобщениями, эта работа представляет собой одно из замечательных произведений классической марксистской литературы. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» является одной из составных частей « » (см.) Энгельса. Мысли Энгельса о языке и его значении для развития человеческого общества получили своё дальнейшее развитие в труде И. В. Сталина « » (см.).

Предметом дисциплины экономика труда является изучение трудового потенциала общества, закономерности функционирования рынка труда, а также методов наиболее рационального использования трудовых ресурсов в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни

Объектом дисциплины экономика труда являются трудовые ресурсы.

Тема 1. Понятие труда, его роль, функции и виды

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление сферы обитания, создание материальных и культурных ценностей для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда всегда связан с затратами физической и психологической энергии, а также ресурсов. Труд – один из главных факторов производства, наряду с землей, природными ресурсами, капиталом и предпринимательством. Труд – это естественные условия человеческой жизни. Он позволяет человеку стать личностью, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Трудовой процесс является самоуправляемым и управляемым извне. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда, как деятельности по приданию предмету труда необходимых свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную сторону.

Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предмет труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления, и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда .

Основными формами проявления труда являются:

    Затраты человеческой энергии . Психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов и органов чувств. Затраты энергии человека определяется степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности. Они формируют такие состояния, как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность и здоровье человека, а также его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства . Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего времени, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда. Эти параметры деятельности представляют требования к специальной подготовке работников и их квалификационному уровню.

    Производственное взаимодействие работников друг с другом , как по горизонтали (коллектив), так и по вертикали (начальник-подчиненный). Оно определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности, которая зависит от уровня кооперации труда, от численности работающих, и т.д.

Роль труда в реальном развитие человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают свои знания.

Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны – насыщение рынка товарами, услугами и культурными ценностями, а с другой стороны – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда .

Социальная роль труда проявляется в развитии и совершенствовании производства, благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Это идеальная схема воздействия труда на человека и общество.

Функции труда:

    производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;

    обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

    формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;

    развитие самого человека, формирование творческой личности.

Виды труда:

    По характеру и содержанию труда:

    наемный и частный;

    индивидуальный и коллективный;

    по желанию, по необходимости или по принуждению;

    физический и умственный;

    репродуктивный и творческий;

    по разной степени сложности.

    По предмету и продукту труда

    научный, инженерный, управленческий, производственный, и т.д.;

    промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный, и т.д.

    По средствам и способам труда

    ручной (технически-невооруженный);

    механизированный;

    автоматизированный (в т.ч. компьютеризированный).

    По условиям труда

    стационарный и передвижной;

    наземный и подземный;

    по степени тяжести;

    привлекательный и непривлекательный;

    свободный и регламентированный, и по степени регламентации.

Тема 2. Трудовой потенциал общества

Трудовой потенциал общества – это совокупная общественная способность к труду.

Его структура включает в себя:

    трудовой потенциал личности

    трудовой потенциал коллектива, предприятия

    трудовой потенциал отрасли

    трудовой потенциал региона

    трудовой потенциал страны, и т.д.

Качественная сторона ТПО характеризуется:

    состоянием здоровья трудоспособного населения, и показателями его психофизиологического развития

    профессионально квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний, практического опыта и навыков

    социально-личностными характеристиками.

Количественная сторона ТПО выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени, т.е. потенциальным фондом рабочего времени.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в соответствующей профессиональной сфере.

Термин «общественно полезная деятельность » возник в 20-ые годы ХХ в. с целью использования его для нужд централизованного управления человеческими ресурсами страны.

Способность человека к труду, т.е. совокупность его свойств и характеристик, необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности и используемых им в ходе этой деятельности, называется рабочей силой .

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, как реальные, так и потенциальные, т.е. те же трудовые ресурсы, что является неправильным.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определятся системой законодательных актов государства.

В России, в зависимости от возраста, все население страны может быть разделено на 3 группы:

    лица моложе трудоспособного возраста (от рождения и до 15 лет включительно);

    лица в трудоспособном возрасте (от 16 до 54 (жен.) или 59 (муж.) включительно);

    лица старше трудоспособного возраста, которым начисляется пенсия по старости.

В зависимости от способности к труду, различают людей трудоспособных и нетрудоспособных. Люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (инвалиды 1 и 2 групп), и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (работающие подростки и пенсионеры).

Таким образом, согласно статистической практике, трудовые ресурсы делятся на 3 группы:

    население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях

    работающие лица пенсионного возраста

    работающие подростки в возрасте до 16 лет.

По российском законодательству, подростки до 16 лет принимаются на работу в исключительных случаях, и только по достижении ими 15 лет. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и среднетехнических учебных заведений, по достижении ими 14 лет, с согласия одного из родителей, при условии предоставления ему легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, и не мешающего процессу обучения.

Трудовые ресурсы воспроизводятся под влиянием демографической ситуации, которая в России крайне неблагоприятная, и характеризуется следующими явлениями:

    крайне низкая рождаемость

    высокий уровень смертности населений

    естественная убыль населения

    очень высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте

    низкие показатели продолжительности жизни населения, и очень большая разница их у мужчин и женщин

    старение населения

Также влияние на численность трудовых ресурсов оказывает трудовая миграция . Это процесс перемещения трудоспособного населения с целью поиска или смены работы через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему.

Высокий уровень смертности в России обусловлен следующими причинами:

    злоупотребление алкоголем, употребление табачных и наркотических изделий

    высокий уровень преступности

    низкий уровень безопасности дорожного движения

    низкий уровень охраны труда, сильный износ оборудования и сооружений

    низкий уровень жизни населения

    низкое качество медицинского обслуживания

    неблагоприятная экономическая обстановка

Формирование трудовых ресурсов происходит под влиянием государства, которое с помощью социальной политики регулирует процессы воспроизводства и миграции трудовых ресурсов, изменяет их количественный и качественный состав.

Основными способами формирования трудовых ресурсов является:

    моральное и материальное стимулирование рождаемости, охрана материнства и детства, поддержка института семьи

    осуществление мер по снижению смертности населения

    регулирование численности и структуры выпускников учреждений профессионального образования

    регулирование миграционных потоков.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

    профессиональный отбор

    состояние материально-технической базы обучения

    программы и методы обучения

Что является продуктом (результатом) труда в профессии «психолог»?

Практическое занятие №3. Профессия психолога с точки зрения различных профессионалов. Продукт (результат) деятельности практического психолога.

Вопросы:

1. Поразмышлять, что думают о практическом психологе следующие категории профессионалов и граждан: педагог, врач, экстрасенс, священник, обыватель, журналист, философ, академический психолог.

Самостоятельная работа: «Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов труда»: мини-сочинение, в котором раскрывается место и роль самообразования – какие формы самообразования, сколько времени ему посвящается, когда оно закончится и т.д.

Материалы к подготовке.

Слова «продукт» (лат. productus произведенный), «результат» (фр. resultat итог), «изделие» мы далее будем часто понимать как сходные по смыслу, обозначающие все то, что получается в ходе или при завершении какой-либо деятельности. Будь то вещь, информация или процесс, эффект, состояние какой-то системы. Например, конечным результатом труда наладчика технологического оборудования является нормальное, бесперебойное функционирование обслуживаемой им технологической линии. Это процесс. И вместе с тем это и есть подлинное изделие наладчика как субъекта труда. Другое дело, что качество работы наладчика могут измерять количеством вещественной продукции, выработанной на соответствующем производственном участке. Бухгалтерии так удобно. Далее, результатом труда, скажем, дирижера является должное звучание хора, оркестра. А звучание это тоже процесс, имеющий начало, этапы и конец. Изделием субъекта может быть и состояние или последовательность состояний некоторой системы. Не скажете ведь, что артист юмористического жанра не работает. А его главное изделие состояние определенного рода веселья в зрительном зале.

Даже если конечный продукт труда человека является вполне вещественным, промежуточные продукты могут представлять собой состояния предметной системы, удовлетворяющие заданным технологическим режимам (температурным, временным и др.). Например, аппаратчик по выращиванию дрожжей ведет незримый технологический процесс и время от времени удостоверяется, что масса в дрожжерастительном аппарате находится в заданных состояниях. В противном случае вместо дрожжей может получиться нечто другое («микромир не дремлет»).

Важно обратить внимание также на обстоятельства следующего рода (отчасти речь об этом шла во введении). Зададимся вопросом о том, каковы области существования разных результатов труда. В случаях вещественных продуктов ответ найти проще. Например, металлург, электрогазосварщик, токарь, фрезеровщик могут сказать, что изделия, в которые вложен их труд, можно найти и в велосипеде, и в космическом корабле. А вот учитель сделал подрастающего человека грамотным, да еще и создал у него любовь к книге. Разумеется, этому предшествовали многие занятия, уроки. Но главное изделие учителя это навыки чтения и отношение к книге. Где существуют эти результаты педагогического труда? Они существуют в психике, во внутреннем мире учащихся. И могут там существовать в течение всей жизни людей. Во внутреннем мире субъекта деятельности существуют и явления, факты его разностороннего развития, которые, как мы уже отмечали, тоже правомерно рассматривать как закономерные ее (деятельности) результаты.



А где и как существуют продукты труда лесовода, гидромелиоратора? Их продукты продолжают жить по законам живой природы. Какова область существования продуктов труда организатора производства? Сразу даже нелегко ответить. Организатор создает некоторую упорядоченность в сложной производственной среде, включающей и собственно общественные, и технические процессы. Что производит политик и где существуют его изделия? Ответ оставим на ваше разумение.

Что касается таких результатов деятельности, как факты развития самого деятеля, то они часто упускаются из вида и даже не подводятся под понятие «результат». Но важно иметь в виду не только «отдачу» работника, но и приращения к его профессионально важным свойствам. Эта реальность тоже является общественно ценной.

Пока нам важно принять мысль о разнообразии результатов труда и о, быть может, неожиданном разнообразии областей их существования. Что касается, в частности, вещественной продукции, она детально отображена, сгруппирована в товароведческих справочниках.

Общая классификация продуктов труда

В таблице 1.2.1 приведена «крупноблочная» классификация возможных результатов труда. Она, как и всякая классификация, несколько огрубляет действительность. Но она и небесполезна для ориентировки в мире профессий, для осознания каждым своего места в делах человеческих, для обретения некоторого «чувства локтя» среди людей-делателей.

Таблица 1.2.1

Общая классификация результатов трудовой деятельности

Вклетках, обозначенных литерами, соответствующие отдельные примеры

Вид «фактуры» продуктов (результатов) труда Область существования продуктов (результатов) труда
Внешний мир человека Внутренний мир человека, сознание
Природный мир Мир культуры
Длительно существующие целостности, вещи, веще-подобные системы А. Лесопосадка, искусственный водоем, заповедник, урожай Б. Дом, одежда, болт, гайка, бетонная смесь, очки В. Отношения личности, знания, навыки, умелость, способности
Процессы, функциональные эффекты, временные состояния систем Г. Привес стада животных на ферме, электроэнергия, чистота среды Д. Безопасность движения транспорта, симфонический концерт Е. Социально-психологический климат в коллективе, состояние отдыха
Информация, знаково-сим-волические объекты Ж. Сведения о природе, зафиксированные в каких-либо носителях З. Знания об обществе, человеке, зафиксированные в каких-л. носителях И. Оперативная осведомленность (как продукт труда информатора и т.п.)

Если в продукте труда преимущественно ценятся закономерности неживой и живой природы, то в названной таблице они отнесены к столбцу «Природный мир». Если в первую очередь ценятся и учитываются закономерности социального, культурного толка, они отнесены к столбцу «Мир культуры». К правому столбцу отнесены результаты, область существования которых - психика людей, их групп.

Ясно, что все множество результатов труда нельзя четко «разрезать» на девять частей. Некоторые результаты правомерно отнести одновременно к нескольким клеткам таблицы. Например, газон, пейзажный парк (результаты труда цветоводов-декораторов, «озеленителей», художников) живут по законам природы, не переставая быть и явлениями культуры. В таких случаях можно характеризовать результат труда своего рода «формулой», включающей литерные обозначения сразу двух или более клеток таблицы. Упрощая действительность, приведенная классификационная схема все же, надеемся, помогает удержать в сознании идею о множестве и разнообразии результатов дел человеческих. Возможно, это даст полезный вклад в формирование и поддержание у читателя уважительного отношения к разным, разнотипным профессионалам. Наконец, как далее увидим, работа с данной таблицей поможет при необходимости удержать внимание на последовательностях этапов работы, ведущей от исходного материала к конечному ее результату.

Конечным продуктом работы (как «отдачи») художника-реставратора будет восстановленный облик картины произведения искусства. Этот вещеподобный продукт существует в мире культуры, и мы соотнесем его с литерой Б . Что касается эффектов профессионального развития в данном случае, то соответствующие специальные исследования нам не известны. И здесь можно делать только предположения, от которых мы воздержимся (но этим может заняться заинтересованный, осведомленный читатель и указать литеры из правого столбца таблицы).

В самом начале перед художником-реставратором находится картина, краски которой местами отделились от грунта. А грунт положен на холст, дерево или камень. Живопись может быть выполнена масляными красками, яичной или казеиновой темперой. Многократно положенные мазки краски местами расслоились. Над картиной, холстом «поработали» и микроорганизмы. Не все недостатки картины заметны невооруженным глазом, надо воспользоваться соответствующими техническими средствами. Так что исходный предмет труда художника-реставратора выступает перед ним как техническая вещь, подчиненная законам неживой и живой природы. И этот предмет должен быть соотнесен с литерами А, Б. Если мы условимся, что приоритетным признаком предмета труда здесь все же является принадлежность его к миру культуры и захотим отобразить это в формуле, можем на первом месте поставить Б , а после А. Итак, Б, А.

Произведение искусства может быть слишком большой ценностью, чтобы принятие решений о методах восстановления его первоначального облика возлагать па одного человека. Создают специальную комиссию, состоящую из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов для тщательного обследования картины, выявления утрат и их причин. Комиссия - это групповой субъект деятельности. Комиссия не сваливается с неба, ее надо организовать. Создание комиссии и участие специалистов в ее работе - это процессуальные промежуточные результаты работы по реставрации картины (Д) . Комиссия должна работать успешно, а не как «лебедь, рак, и щука». Значит, кто-то должен (а быть может, и все ее члены должны) позаботиться, чтобы среди ее участников сложилось взаимопонимание, возник благоприятный «социально-психологический климат». Этот промежуточный продукт соотнесем с литерой Е . В свою очередь, комиссия выдает информационный промежуточный продукт (заключение о возможности восстановления картины, о подходящих методах работы, о необходимых материалах, инструментах, утвержденное задание на исполнение художественно-реставрационных работ). Поскольку речь идет о картине как о художественной ценности и как о вещи, соответствующую информацию можно соотнести с литерами Ж, 3 .

Информация, выработанная комиссией важна не «на бумаге», а в головах участников работы, включая и нашего художника-реставратора. Следовательно, необходимым промежуточным продуктом является и осведомленность данного исполнителя о результатах работы комиссии (И ). Далее, художник-реставратор приступает к кропотливой работе. Она предполагает его обращение к разнородным реальностям. И к таким, как толщина красочного слоя, потемневшие или утраченные места картины, используемые в работе материалы (растворители, клеящие составы и пр.). И к таким, как индивидуальная манера, замысел автора, способы его художественного письма и подобное (А, Г или Г, А ).

Итак, если восстановим ход дел от предмета труда к конечному продукту (в терминах продуктов, обозначенных литерами), получим формулу: Б, А Д Е Ж, З И А,Г Б . Возможен и более детальный разбор, но мы ограничились общепонятными сведениями.

Правильное осознание предмета труда иногда называют «первым важным шагом на пути к профессионализму».

УПРАЖНЕНИЯ

Охарактеризуйте литерами (из табл. 1.2.1) продукты труда: урожай, ось для велосипедного колеса, торговая сделка, программа для компьютера, премьера спектакля, новый сорт пшеницы, электросварочный шов, интерес детей к охране природы, рецензия на книгу, радиопередача, политический плакат, электроснабжение населенного пункта, пуговица, своевременный и безопасный рейс самолета, осведомленность присутствующих на вокзале о прибытии и отправлении поездов, общественное настроение группы в связи с полученным известием.

Примечание. Формулировки, которые вам покажутся слишком общими, можете изменить, уточнить по своему вкусу.

Выделите какой-либо продукт, производимый представителями хорошо знакомой вам (вашей) профессии, и постарайтесь построить формулу, отображающую его тип и последовательный ход возникновения.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела к тому, что активно движущаяся рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание - специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть «тонкий орган осязания, - писал Иван Михайлович Сеченов, - и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение».

Рука является органом осязания не только потому, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира.

Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным конечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда.

Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.

Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя - он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу (см. рисунок). Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

«Представительство» (проекция) разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)

Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному удовлетворению потребностей человека в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей качественно изменили биологические потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Развитие предметов труда породило потребность в предметах труда.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность.

Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения - посредством человеческого языка.

Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как личность

Трудовая деятельность — это осознанная целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира для удовлетворения тех или иных потребностей личности или общества, в том числе для производства тех или иных товаров или оказание услуг.

Основой трудовой деятельности является простой процесс труда, осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда) по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и орудий труда в продукт труда.

Физический труд — одна из двух основных форм простого процесса труда, которая характеризуется существенным преобладанием физической нагрузки человека над психической, высокой напряженностью физических усилий, выносливостью. Физический труд может потребовать значительных физических усилий (подъем и перемещение тяжести), или высокой напряженности , когда какое-то движение надо выполнять в высоком темпе, или выносливости , если определенное действие надо производить длительное время.

Умственный труд — вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки человека над физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности.

Труд большого количества людей, труд в обществе значительно отличается от труда одного человека не только своей организацией, но и наличием связанных с простым процессом труда социально-трудовых отношений. Эти отношения отражают формы и методы привлечения к труду, распределения трудовых функций между людьми, распределения продукта труда и участия работников в управлении организациями; методы поддержания дисциплины труда; способы создания здоровых и безопасных условий в процессе трудовой деятельности и т. п.

Труд носит двойственный характер и выступает не только как простой процесс труда по преобразованию материального мира, но и как социальное отношение (часто говорят «социально-трудовое отношение») участвующих (прямо или косвенно) в нем людей.

Социальный (или социально-экономический ) характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают частный труд (собственник или арендатор) и наемный труд (его еще часто называют профессиональным трудом, трудом по той или иной профессии).

Опасностями простого процесса труда для человеческого организма являются риски травмирования или заболевания.

Заболеванием (болезнью, повреждением, ухудшением здоровья) называют нарушения нормального функционирования организма разной выраженности (симптоматики) и тяжести. По характеру течения заболевания делят на острые и хронические. Травмой называется нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием с энергией, достаточной для травмирования. Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма; ступенчатый процесс, включающий в себя агонию, клиническую смерть, индивидуальную смерть и биологическую.

Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, и оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Факторы производственной среды, которые при определенных условиях могут вызвать производственную травму работника, могут быть причиной внезапного резкого ухудшения здоровья, стали называть опасными производственными факторами, а факторы производственной среды, которые при определенных условиях могут вызвать профессиональное заболевание работника, стали называть вредными производственными факторами .

Следует заметить, что вредный фактор легко становится опасным при определенных условиях.

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда .

Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность. Характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Это интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

При оценке условий труда используется концепция так называемого порогового воздействия факторов производственной среды. В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога — предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора — его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) — уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушения состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью. Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены.

Условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Возможность получения в процессе труда заболевания и/или травмы, включая смертельную, добавляет к медико-биологическим последствиям (травма, заболевание, увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия: частичную или полную утрату работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности. Невозможность продать свою рабочую силу (хотя бы на день) влечет за собой исчезновение источника существования. Потеря возможности устроиться на работу, зарабатывать наемным трудом средства на жизнь — социальная опасность не только для самого работника и находящихся на его иждивении членов семьи, но и для общества в целом. Поэтому общество заинтересовано в СОХРАНЕНИИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ, ибо в противном случае потерявших трудоспособность работников нужно кормить, КОМПЕНСИРУЯ им потерю их заработка.

Для этого юридический факт причинения вреда работнику должен быть доказан, признан, оценен и только после этого по нему должна быть выплачена компенсация. Отсюда неизбежно возникают юридические понятия «производственная травма» (несчастного случая на производстве) и «профессиональное заболевание».

Только эти (серьезные по своей медицинской и социально-экономической сущности) явления подлежат компенсации, а их предотвращение — важнейшая задача охраны труда.

Поделиться: