Основные принципы канбан. Опыт внедрения системы “канбан” на оао «кукморский завод металлопосуды

Система управления "Канбан" представляет собой логистическую методологию организации промышленных предприятий. Ее известности и распространенности в немалой степени способствовали простота реализации, способность к значительной экономии материальных ресурсов и повышение общего уровня контроля.

История создания и развития

Родиной системы "Канбан" считается Япония, где вначале 60-х она впервые была использована на автомобильном заводе Toyota Motors. Разработка и внедрение были напрямую связаны с необходимостью минимизировать финансовые потери с помощью «мгновенного» контроля запасов и своевременного выполнения требуемых заданий. На сегодняшний день основной областью применения является промышленное производство, особенно при непрерывных циклах выпуска продукции (автомобилестроение, железнодорожный транспорт и др.). Учитывая простоту алгоритма, заложенного в рассматриваемый метод, в последние годы это и один из действенных подходов к управлению проектами.

«Выталкивать» или «вытягивать»?

"Канбан" появился как результат совершенствования предприятий в соответствии с концепцией «точно в срок», с целью уменьшения потерь и увеличения качества изделий. При этом его создание и последующее использование открыло новый тип управления. Если до середины двадцатого века усилия исследователей были направлены преимущественно на улучшение механизмов выталкивающих производств (т. е. таких, которые функционируют в условиях жесткого плана), то с момента применения системы "Канбан" в логистике появляются предприятия вытягивающего типа. При этом происходит изменение направления информационного потока.

В цехах выталкивающего типа управляющий сигнал идет слева направо, фактически «выталкивая» изделие с одного участка на другой согласно принятой технологии. У вытягивающих последний участок формирует заявку на необходимые комплектующие с предыдущих этапов производства.

"Канбан" не является абсолютно новым видом производства. Строго говоря, модели управления производством, возникшие за последние полвека, представляют надстройки для классических промышленных предприятий. Наиболее точный термин для характеристики возможностей "Канбан" - это «эффективность». Так как именно на ее повышение и направлены прогрессивные методы модернизации производства.

В чем отличие?

Сущность системы "Канбан" состоит в организации бесперебойного выполнения производственных заданий на всех рабочих позициях (местах) производственного процесса. Отличительными особенностями является минимизация складских запасов на всех этапах жизненного цикла продукции.

Материальные запасы являются одним из узких мест современных производств. На практике с большой вероятностью возникает один из следующих вариантов:

  • недостаточное количество запасов;
  • резерв запасов.

Следствиями развития первого сценария будут:

  • перебои в ритме производства;
  • уменьшение выработки работниками;
  • повышенное количество запасных и комплектующих из-за несвоевременных регламентных работ;
  • увеличение затрат на изготовление.

Для второго варианта характерными признаками являются:

  • низкий оборот средств;
  • снижение темпов производства;
  • увеличение потерь на вспомогательную инфраструктуру (складские площади, персонал, коммунальные услуги).

Система "Канбан" уменьшает риски обоих сценариев за счет принятых ограничений по допустимому количеству ресурсов в производственной цепочке. В результате появляется «прозрачность» процессов - видны перебои в работе оборудования, реальное количество брака, фактическая пропускная способность рабочих мест. Итогом внедрения системы становится повышение качества продукции на фоне значительного снижения издержек.

Ключевые элементы системы

"Канбан" - это контроль производственных процессов с помощью специальных управляющих сигналов. Отметим, что для эффективного функционирования необходима развитая инфраструктура взаимодействия между структурными составляющими производства, отточенная технология изготовления, командная работа трудового персонала. Основным элементом информирования в производственной цепочке стали пластиковые карты разного цвета с различной информацией (значение «Канбан» с японского - «карточка»). Ее вид зависит от типа управления.

Тарный канбан

Карточка с данными установлена на контейнере. Производственный заказ при этом определяется положением самой тары на стеллаже. Алгоритм заказа осуществляется так: при уменьшении количества деталей в первом контейнере с картой, его перемещают с рабочей позиции на один из ярусов стеллажа (который служит для размещения заказов и получения сигнала работником транспортной службы) и начинает работу с другим. Транспортировщик забирает пустой контейнер, наличие карточки канбан на котором показывает необходимость заказа материала от кладовщика или поставщика. Основным недостатком данного вида канбана является дополнительное количество тары на каждый вид используемых деталей.

Карточный канбан

Разноцветная карточка с производственной информацией, при этом цвет определяет пространственные параметры необходимых поставок. На практике карточка делится на несколько сегментов, которые показывают информацию касательно отправителя и получателя.

Существуют различные схемы использования цветовой палитры карточек. От монохромных (белый, черный) до разноцветных. Количество цветов и их выбор зависят от сложности производственных процессов. При необходимости использования сигналов между различными рабочими функциональными зонами может быть предложена следующая схема:

  • синий цвет - "производственный канбан" (связь между рабочей зоной и зоной поставок);
  • красный цвет - "складской канбан" (связь между складом и зоной выдачи);
  • зеленый цвет - "межцеховой канбан" (связь между различными цехами или комплексами).

Достоинства и недостатки

Система "Канбан" обладает целым рядом преимуществ перед традиционными методами управления производством. Это подтверждают отзывы работников. Она позволяет сократить время производственного цикла, уменьшить простои оборудования, оптимизировать материальные запасы, снизить количество бракованной продукции, ликвидировать незавершенное производство, улучшить использование площадей, повысить производительность труда и общую гибкость предприятия. При этом неизбежны и ограничения метода - необходимо создание надежной цепи поставок материальных запасов, отсутствует возможность длительного планирования производственных задач. Как утверждают руководители, высокие требования возникают к синхронизации действий работников различных служб.

В заключение нужно отметить, что система "Канбан" - это не просто метод улучшения процессов, это производственная философия, которая при планомерном и постоянном использовании позволяет добиться высоких показателей работы предприятия.

В Токио. Дело было в начале апреля, когда цветут вишни. Чтобы насладиться этим зрелищем, я во второй раз в жизни приехал в Восточные сады в Императорском дворце в Токио. Именно здесь меня осенило: канбан - это не только производство .

В субботу, 9 апреля 2005 года, я вошел в парк с северного входа, перейдя мост через ров неподалеку от станции метро «Такэбаси». Многие токийцы решили этим солнечным воскресным утром выбраться в парк и насладиться его спокойствием и цветением японской вишни - сакуры.

Обычай устраивать пикник под вишневыми деревьями, когда опадают их цветы, называется «ханами» (цветочный праздник). Это древняя японская традиция - возможность подумать о красоте, хрупкости и кратковременности жизни.

Когда мы с семьей шли по парку, к нам подошел пожилой японец с сумкой через плечо. Он полез в сумку и вынул пачку пластиковых карточек. Он предложил каждому из нас по одной, правда, задумался, нужна ли карточка моей трехмесячной дочери. Но в итоге вручил мне карточку и ей. Он ничего не сказал, и я, плохо зная японский, тоже промолчал.

Проведя утро на солнышке, мы направились на выход, где стояла очередь к киоску. Когда она немного продвинулась вперед, я понял, что это люди возвращают пластиковые карточки, которые были входными билетами. Я залез в карман и вынул наши карточки. В киоске находилась японка в униформе. Между нами была стеклянная перегородка с полукруглым вырезом у стойки, как в кассе кинотеатра или парка развлечений. Я передал наши карточки. Дама взяла их руками в белых перчатках и положила в стопку к другим. Никаких денег не требовалось. Никакого объяснения, зачем я два часа с момента входа в парк носил с собой белые пластиковые карточки, дано не было.

Что же это за входные билеты? Зачем их выдавать, если они бесплатные? Сначала я предположил, что это связано с безопасностью. Подсчитав все возвращенные карточки, администрация могла убедиться, что внутри не осталось никого постороннего после закрытия парка на ночь. Однако затем я понял, что если речь идет о безопасности, то это какая-то очень сомнительная схема. Как они могут знать, что мне дали не одну карточку, а две? Моя трехмесячная дочь - это посетитель или багаж? Система казалась слишком вариативной. Чересчур много возможностей для ошибки! Если бы это действительно была схема безопасности, то она была обречена на провал и ежедневно давала бы ошибки первого рода.

(Кстати, отмечу, что подобная система не может выдавать ошибки второго рода, поскольку это потребовало бы печати дополнительных входных билетов. Это общее полезное свойство систем канбан.)

Тем временем охрана ежевечерне рыскала бы по парку в поисках заблудившихся туристов. Нет, дело в чем-то другом.

Я понял, что в садах Императорского дворца реализуется канбан-система! Это озарение позволило мне понять, что канбан-системы полезны не только в производстве.

Похоже, канбан-жетоны разного вида помогают во всех типах управленческих ситуаций.

Что такое канбан‐система?

Некоторое количество канбан-жетонов (в нашем случае - карточек), равное (оговоренной) емкости системы, запускается в обращение. Одна карточка соответствует одному элементу работы. Каждая карточка - это сигнальный механизм. Новый элемент работы может начаться, только если для него доступна карточка. Эта доступная карточка прикрепляется к элементу работы на время его прохода через всю систему. Когда карточек больше не остается, новую работу начинать нельзя. Любая новая работа должна оставаться в очереди, пока карточка не освободится. Когда какое-то количество работы окончено, карточка освобождается и снова запускается в обращение. Теперь можно начинать работу над новым элементом в очереди.

Этот механизм известен как вытягивающая система, поскольку новая работа втягивается системой, когда она обладает достаточной емкостью для этого, а не вталкивается в нее по требованию. Вытягивающая система не может оказаться перегруженной, если емкость, определяемая количеством находящихся в обращении карточек, определена верно.

В садах Императорского дворца система - сами сады, посетители - это неоконченная работа, а емкость определяется количеством находящихся в обращении карточек. Вновь прибывающие посетители получают доступ, только если в наличии есть билеты для них.

В обычное время проблем не возникает. Однако в пиковые дни, например в выходные во время цветения сакуры, парк пользуется большой популярностью. Когда все входные билеты выданы, новые посетители должны ждать в очереди перед мостом, пока предыдущие туристы не уйдут, сдав свои карточки.

Канбан-система дает простой, дешевый и легко внедряемый метод контроля количества посетителей и его ограничения. Это позволяет работникам парка поддерживать сады в хорошем состоянии и избегать ущерба, вызванного чрезмерным количеством людей.

Применение канбана в разработке ПО

Канбан быстро выявляет проблемы, которые сказываются на производительности, и заставляет команду сосредоточиться на их разрешении, чтобы сохранять постоянный поток работы.

Делая наглядными проблемы качества и процесса, канбан дает возможность оценить влияние дефектов, ограничений, вариативности, затрат на обслуживание производственного потока и пропускную способность сотрудников.

Простое ограничение незавершенных задач посредством канбана приводит к повышению качества работы и ее производительности. Сочетание оптимизации потока работ и повышения качества помогает сократить время выполнения работ и повышает предсказуемость и вероятность выполнения задачи в срок.

Установив регулярные каденции релиза и постоянное следование расписанию, Канбан помогает создать доверительные отношения с клиентами и другими участниками цепочки создания ценности - другими отделами, с поставщиками и зависящими от вас партнерами.



Благодаря всему этому Канбан вносит вклад в культурную эволюцию организаций. Обнажая проблемы и сосредоточивая организационные усилия на их решении, устраняя их эффекты в будущем, Канбан облегчает создание тесно сотрудничающей, доверяющей друг другу, наделенной большими полномочиями и постоянно совершенствующейся команды.

Доказано, что Канбан повышает удовлетворенность пользователя благодаря регулярным, надежным и высококачественным релизам ценного функционала. Также доказано, что он улучшает производительность, качество и сокращает время выработки. К тому же есть свидетельства того, что канбан может стать катализатором для возникновения более гибкой организации благодаря эволюционным культурным изменениям.

10 тезисов о Канбане

  1. Канбан-системы могут быть использованы в любой ситуации через ограничение наличия элементов работы внутри системы.
  2. Сады Императорского дворца в Токио используют канбан-систему, чтобы контролировать число посетителей в парке.
  3. Количество сигнальных карточек «канбан», находящихся в обращении, ограничивает объем незавершенных задач.
  4. Новая работа втягивается в процесс после возвращения в оборот сигнальной карточки, когда предыдущее задание выполнено.
  5. В IT-сфере мы, как правило, используем виртуальную канбан-систему, поскольку для ограничения количества незавершенных задач не передаются какие-либо физически существующие карточки.
  6. Доски со стикерами, часто встречающиеся в гибкой разработке ПО, не являются канбан-системами.
  7. Канбан использует инструменты разных областей знаний для анализа проблем и поиска решений.
  8. Канбан предполагает пошаговое улучшение процессов благодаря постоянному выявлению проблем, влияющих на производительность.
  9. Современное определение Канбан-метода можно найти в сети на сайте Общества ограничения незавершенных задач (Limited WIP Society).
  10. Канбан дает разрешение на отклонения в разработке ПО, поощряет поиск специфических решений в зависимости от контекста вместо догматического следования определению процесса жизненного цикла разработки ПО или шаблону.

Система КАНБАН разработана группой японских менеджеров. Эта система использует в основе систему «Точно в срок» (Just in time) - поставка необходимой продукции в требуемом количестве в требуемый срок, - служит для оперативного управления производством и включает не только специальные карточки, но и транспортные средства, производственные графики, технологические и операционные карты. Потери в данном методе - излишки продукции, досрочное производство, брак, нерациональная транспортировка, хранение излишних запасов.

Сущность системы КАНБАН заключается в том, что на все производственные участки предприятия, включая линии конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, которое действительно необходимо для ритмичного выпуска, точно определенного объема продукции. Средством для передачи приказа о поставке определенного количества конкретных изделий служит сигналом ярлык в виде специальной карточки в пластиковом конверте. При этом используется карточка отбора и карточка производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа указано количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке. Эти карточки циркулируют как внутри завода, так и между многочисленными фирмами поставщиками. Они содержат информацию о количестве необходимых деталей, обеспечивая тем самым функционирование производства по системе точно вовремя.

КАНБАН является информационной системой, обеспечивающей оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии производства.

Карточка отбора содержит: вид и количество изделий, которые должны поступить с предшествующего участка.

Карточка производственного заказа содержит: вид и количество продукции, которая должна быть изготовлена на предшествующей технологической стадии.

Карточка поставщика или карточка субподрядчика содержит: инструкции по поставке комплектующих изделий, карточка поставщика является разновидностью карточки отбора.

Сигнальная карточка используется для описания партий изделия. Такая карточка прикрепляется к контейнеру с партией изделий. Если детали из контейнера взяты до уровня, обозначенного прикрепленной карточкой, то начинает действовать заказ на их пополнение. Сигнальные карточки бывают двух видов: карточка-требование на отпуск материала и карточка-заказ на изготовление (треугольной формы). Классификация основных видов карточек представлена на рис. 3.3.

Применение карточек отбора и заказа изображено на рис. 3.4.

Рис. 3.3.

  • 1. Прибывание водителя автопогрузчика к месту складирования деталей на участке А. Карточки отбора + пустые контейнеры. Только установленное количество, в установленное время поездки.
  • 2. Водитель участка В забирает детали в месте складирования. Снятие карточек заказа и отправка их на пункт сбора карточек заказа + отгрузка пустых контейнеров.
  • 3. Прикрепление привезенной с собой карточки отбора на место каждой снятой с контейнера карточки заказа.
  • 4. Когда начинается обработка изделий, карточка отбора с освобождающегося контейнера доставляется на пункт сбора карточек отбора этого участка.
  • 5. На участке А карточки забираются с приемного пункта и оставляются на пункте сбора карточек производственного заказа только в той последовательности, в которой их снимал водитель.
  • 6. Производство деталей ведется четко в той последовательности, как эти карточки накапливались.
  • 7. Готовое изделие вместе с карточкой заказа помещают на склад.

Характеристика традиционного (толкающего) подхода: изготовление деталей в соответствии с графиком (детали поступа-

Рис. 3.4

ют по мере готовности с предыдущей операции на последующую). Тянущая система заключается в том, что последующий участок заказывает и изымает детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего участка на последующий.

Правила КАНБАН:

  • 1. Последующий технологический этап должен вытягивать необходимые изделия с предыдущего в необходимом количестве в нужном месте в строго установленное время:
    • ? любое перемещение без карточек запрещается;
    • ? любой отбор, превышающий количество карточек, запрещается;
    • ? количество карточек должно соответствовать количеству продукции.
  • 2. На участке выпускается такое количество, которое «вытягивается» последующим участком:
    • ? производство в больших количествах запрещено;
    • ? последовательность изготовления соответствует последовательности поступления карточек.
  • 3. Бракованная продукция не должна поступать на следующий участок.
  • 4. Число карточек должно быть минимальным, так как их число отражает максимальный запас деталей и узлов.
  • 5. Карточки должны использоваться для приспособления производства к изменениям спроса (точная настройка колебания до 10%).

Система КАНБАН также способствует внедрению усовершенствований, ведущих к повышению производительности труда.

А. Совершенствование ручных операций.

  • ? Совершенно излишние (абсолютно ненужная) - простои, двойная транспортировка, складирование промежуточных продуктов. Такие операции подлежат ликвидации.
  • ? Операции, не увеличивающие добавленную стоимость, - лишние, но неизбежные операции (поход за деталями, перекладывание инструмента, распаковка деталей поступивших от поставщиков, и т.д.).
  • ? Производственные операции, увеличивающие добавленную стоимость за счет использования человеческого труда (выбраковка, промежуточная сборка, ремонтные работы). Эти операции составляют небольшую часть объема ручных операций, которые увеличивают стоимость.

Исходя из этого видна последовательность исключения ручного труда.

Б. Совершенствование оборудования.

Критерий «стоимость-эффективность». Цель любого совершенствования сокращение числа занятых рабочих.

Если изменения, вносимые в ручные операции, могут быть отменены, то при перевооружении это невозможно. Первоначально проводится максимальное усовершенствование ручных операций.

В. Рационализаторские предложения.

Система рациональных предложений действует на уровне рабочих и «кружков качества» - это небольшая группа рабочих, которые изучают различные методы и приемы контроля качества. Участникам кружков предлагается обучение. Определяются темы.

На одних переговорах, о возможности внедрения «брендовой» программы по управлению производством, была названа стоимость проекта — 7 миллионов рублей. Доллар тогда был еще низким. В общем, недешево. Это притом, что все проблемы не решались. В эпоху сегодняшнего желания экономить задумаешься. Эффективное производство да, необходимо. Деньги тоже нужны. Как же удается «Тойоте», крупнейшей автомобильной компании, управляя производством буквально с помощью кусочков бумаги, работать как часы?

Во времена, когда актуальность сильной российской экономики и производства реального сектора стала опять особо острой, возобновились обсуждения конкурентоспособности российской продукции. Наши товары не настолько качественны, как японские, и не настолько дешевы, как китайские. Задача максимального использования производственных ресурсов для снижения производственных затрат, решается, в том числе, с помощью системы управления производством.

«Канбан», как один из способов управления производством, разработан «Тойотой» уже давно, и метод себя хорошо зарекомендовал. Компания, пусть и на фоне общего кризиса в автомобилестроении, имеет наилучшие экономические результаты на протяжении длительного времени. «Канбан» управляет производственными заданиями непосредственно на рабочих местах, регулирует и поддерживает на предельно низком уровне производственные запасы полуфабрикатов, дает задания поставщикам на поставку сырья и материалов. Система саморегулирующаяся, не требует изощренного прогнозирования, хотя и обладает ограничениями по отклику на большие колебания спроса. Она относится к уровню цехового планирования.

«Тойота» применяет информационную систему «Канбан», которая управляет выпуском требуемой продукции в нужном количестве и в необходимое время на каждом этапе производства, как на собственных заводах, так и на фирмах-поставщиках. «Канбан» — это инструмент, используемый для функционирования вытягивающей системы. Вытягивание —идеальное состояние производства: давать потребителю, под которым может пониматься и очередная стадия производственного процесса, то, что нужно, когда нужно и в нужном количестве. Вытягивание в чистом виде — это поток единичных изделий. Поскольку идеальный поток неосуществим, так как состыковать все операции безупречно невозможно, то оптимальным решением является система «Канбан». Согласно которой, в качестве компромисса между идеальным потоком единичных изделий и выталкиванием, создаются небольшие запасы деталей между операциями, объем которых постоянно контролируется. Когда потребитель забирает необходимое количество единиц, запас пополняется. Пока потребитель не использовал определенное изделие, оно лежит в запасе и пополнение запаса не происходит. Перепроизводство не выходит за пределы ограниченного количества изделий на полке, а между запросами потребителя и объемом производства устанавливается тесная связь.

Поскольку только на сборочном участке точно определяется момент потребности в детали, именно с этого участка направляется тара за нужной номенклатурой на предшествующие участки. Детали, взятые на предшествующем участке, вновь производятся, и их количество восполняется. И так по всей линии, на каждом участке, необходимые детали и материалы «вытягиваются» с предшествующего участка. Таким образом, нет необходимости в течение месяца составлять производственные графики одновременно для всех технологических стадий. Вместо этого только на сборочном участке должно быть известно о любых изменениях графика его работы, и для того чтобы информировать все остальные производственные участки используется система «Канбан».

В переводе с японского «Канбан» — это сопроводительная карточка в прямоугольном пластиковом конверте. В основном используются два типа таких карточек: карточка отбора (рисунок 1) и карточка производственного заказа (рисунок 2). В карточке отбора указываются вид и количество изделий, которые должны поступить с предшествующего участка, в карточке производственного заказа (карточка заказа) указаны вид и количество продукции, которая должна быть изготовлена на предшествующей технологической стадии.

Рис 1. Карточка отбора «Канбан»

Рис 2. Карточка заказа «Канбан»

Для описания партии изделий, поступающих, например, со склада материалов, используются сигнальные карточки «Канбан». Сигнальная карточка «Канбан» прикрепляется к контейнеру с партией изделий. Если детали из контейнера взяты до уровня, обозначенного прикрепленной карточкой, то начинает действовать заказ на их пополнение.

Существует два типа сигнальных карточек: треугольная (рисунок 3) и прямоугольная (рисунок 4). Классификация основных видов карточек «Канбан» представлена на рисунке 5.

Рис 3. Треугольная карточка «Канбан»

Рис 4. Карточка «Канбан» на отпуск материалов

Рис 5. Классификация основных видов карточек «Канбан»

Сигнальные карточки сигнализируют о возобновлении заказа. Треугольные сигнальные карточки используются для заказа деталей, четырехугольной делаются заявки на материалы. Сигнальные треугольные карточки используются совместно с обычными четырех угольными карточками заказа. В этом случае к каждому ящику с деталями полагается своя карточка заказа, и одновременно треугольные карточки размещаются в ячейках на пункте возобновления заказа.

Для реализации принципа «точно — во — время» с помощью карточек «Канбан» необходимо соблюдать ряд правил.

  • Правило 1. Последующий технологический этап должен «вытягивать» необходимые изделия с предшествующего этапа в необходимом количестве, в нужном месте и строго в установленное время.
  • Правило 2. На участке производства выпускается такое количество изделий, какое «вытягивается» последующим участком.
  • Правило 3. Бракованная продукция никогда не должна поступать на последующие производственные участки.
  • Правило 4. Число карточек «Канбан» должно быть минимальным.
  • Правило 5. Карточки «Канбан» должны использоваться для приспособления производства к небольшим колебаниям спроса.

Карточки «Канбан-экспресс» применяются в том случае, если ощущается нехватка какой-то детали. Хотя известные карточки отбора и заказа решают ту же проблему, экспресс карточка вводится в действие только при чрезвычайных обстоятельствах таких, когда надо доукомплектовать отбракованные узлы, при поломке станков, необходимости временно увеличить объем производства. Этот вид карточек может быть оформлен как карточки отбора или карточки заказа. Карточки изымаются сразу после доставки необходимых деталей.

Если две или более операции связаны между собой настолько, что могут рассматриваться как единая технологическая стадия, то необходимость обмениваться карточками «Канбан» между ними отпадает. В подобном случае для этих процессов применяется единая карточка «Канбан», которую называют сквозной. Этот вид карточек может применяться на производственных линиях механической обработки, где каждое готовое изделие должно немедленно передаваться по транспортеру в дальнейшую обработку. Кроме того эти карточки могут использоваться на таких производственных участках, как термообработка, нанесение гальванопокрытий, окраска.

Единая карточка отбора может также использоваться и как карточка производственного заказа, если два участка размещены рядом и за оба отвечает один и тот же мастер.

Российские примеры внедрений

На предприятии «Аком» (г.Жигулевск, Самарская область) использовали систему «Канбан» для управления производством комплектующих для аккумуляторов. Первоначально была предпринята работа по оптимизации движения материальных потоков по цеху, разработаны стандарты и рассчитаны объемы для промежуточного склада. Планировалось снизить объем склада временного хранения в 3 раза, за счет посменного получения комплектующих. В конечном итоге — полностью исключить промежуточное складирование за счет получения необходимых комплектующих напрямую со склада. Первая задача сейчас решена. Кроме снижения запасов, упорядочено движение заказов в производстве, очередью которых стало легко управлять. Теперь в стадии внедрения решение задачи снижения промежуточных запасов до нуля.

На некоторых шинных производствах холдинга «Сибур», таких как «Ярославский шинный завод» и «Омскшина» наблюдается схожая ситуация. В рамках программ внедрения инструментов «Бережливого производства», система «Канбан» является специфическим элементом в общем ряду. После внедрения 5С, системы быстрой переналадки, картирования и оптимизации потоков, естественным образом дошло дело и до инструмента вытягивания этого потока. В шинном производстве, как и во многих других, приоритет развития производственной культуры идет от организации рабочего места и от использования оборудования. Это и дает быстрый эффект, и служит базой для освоения более сложного принципа «поставки точно — в — срок». Здесь, на начальных этапах, карточки «Канбан» осуществляют функции визуализации и стандартизации формирования рабочего задания.

Гораздо интереснее происходит внедрение на автомобилестроительных предприятиях. Благо есть аналогия с родоначальником системы «Канбан» — «Тойота». Например, с 2005 года инструменты производственной логистики действуют в цехе главного конвейера автосборочного производства на автозаводе УралАЗ в городе Миасс который выпускает автомобили «Урал». На предприятии были введены новые рабочие специальности — транспортировщики, которые на жёлтых тележках подвозят к рабочим местам метизы, детали и прочие комплектующие, необходимые для сборки «Уралов».

Теперь у операторов отпала необходимость работать по старинке. Каждый из них, знакомый с основополагающими принципами «бережливого производства», знает, что запас метизов на его рабочем столе не должен превышать двух часов сборочного времени. За эту пору на ленте «проходит» восемь «Уралов». И в кладовую оператор теперь за пополнением метизов не побежит. Всё, что необходимо для работы, ему доставят транспортировщики. Сигналы о необходимости в комплектующих подадут карточки «Канбан». На сборочной линии они синего цвета, в кладовой метизов — зелёного.

Каждая из карточек хранит в себе следующую информацию: номер рабочего места, бригады, участка, применяемость и наименование изделия, зона выдачи, номер ячейки на складе. Заканчиваются, скажем, у оператора карданные болты с мелкой резьбой, берёт он тогда карточку «Канбан» и помещает её в специальную ячейку. Это сигнал — нужны метизы. Транспортировщик, в обязанность которого входит доставлять детали к рабочим местам операторов, через определённое время делает обходы, собирает карточки и доставляет всё необходимое без промедления. Сегодня на движущейся ленте не найдётся ни одного оброненного болта. Если попадётся изделие с дефектом, то оператор не выбросит его, сохранит и обменяет, потому что всё выдаётся по счёту, с небольшим страховым запасом.

В кладовой метизов цеха главного конвейера на видном месте помещены графики расхода поставки комплектующих на рабочие места по четырём основным маршрутам. Первый начинается от расположенного неподалёку участка изготовления трубопроводов. Второй — от кладовых метизов и нормалей. Третий — доставка изделий, хранимых в таре эталонной экспедиции. И последний — транспортировка изделий, взятых в кладовой дирекции по закупкам. И всё названное находится под одной крышей, рядом с движущейся лентой главного конвейера. Удобно и выгодно, всё под рукой. Снижаются затраты, связанные с доставкой, сокращается время ожидания. Сначала действие карточек «Канбан» распространялось на рабочие места первого сборочного участка. На других же участках был задействован так называемый тарный «Канбан». Со временем карточки будут использоваться на всех рабочих местах цеха главного конвейера, включая и участки изготовления трубопроводов, сборки кабин и дорожных автомобилей.

Мастера и бригадиры отмечают, что карточки «Канбан» позволяют вести производственный процесс без применения административных рычагов. Разве это не похвальное слово «бережливому производству»?

С 2012 года на предприятии ведется активная работа по внедрению lean-технологий, а начиная с середины 2015 года отдельные краткосрочные проекты по данному направлению переросли в создание собственной производственной системы «KUKMARA». Цель – развертывание полноценной проектной деятельности по внедрению инструментов и методов бережливого производства с учётом специфики собственного производственного процесса. ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» – один из ведущих производителей литой алюминиевой посуды, посуды с антипригарным (АП) покрытием, товаров для туризма и отдыха, а также хлебных форм.

Торговая марка «KUKMARA» широко известна как в РФ, СНГ, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Одной из таких специфик является многономенклатурное производство: предприятие выпускает более 10 линеек посуды, состоящие из более 400 номенклатурных позиций. Этот фактор наряду с различного рода ограничениями как на самом производстве, так и в его взаимодействии с другими подразделениями влияет на удовлетворение потребительского спроса, являющегося основным показателем работы предприятия.

Для необходимости понимания, какие именно ограничения в существующих процессах в большей степени влияют на выполнение заявок от покупателей, в конце 2016 года было принято решение о тестовом запуске 1-ой петли производственной логистики по системе «канбан» – основного инструмента вытягивающей системы для реализации принципа «точно в срок» (делать и поставлять то, что нужно, когда нужно и только в нужном объеме).

Понятие 1-ой петли означает определение двух участков производственного процесса, в котором один является заказчиком продукции (сырья, материалов, комплектующих и т.д.), другой же является их поставщиком .

На первом этапе реализации данной системы под существующий производственный процесс были поставлены следующие задачи:

  • на каких операциях будет проводится тестовый запуск?
  • тип транспортировочной тары?
  • единица пополнения?
  • внешний вид карточек?
  • способ и периодичность их поставки от участка заказчика к участку поставщика, т.е. принцип работы?

Существующая система планирования, направленная на пополнение супермаркета склада готовой продукции (вытягивание необходимых изделий с производства, остатки на складе которых опустились ниже рассчитанного порогового уровня), необходимость выталкивания проблем из мест создания ценностей, внедрение контура обратной связи для оперативного преодоления текущих проблем в части движения внутрицеховых материальных и информационных потоков, все это явилось причиной концентрации проектной группы на двух ключевых участках цеха обработки посуды и выбора их для проведения запланированного тестового запуска:

Заказчик:

Упаковка №2 – участок упаковки посуды с АП и декоративным покрытием:

Краткие сведения:

Финальная операция. Участок разделен на 5 зон, на каждой из которых производится упаковка тех или иных номенклатур, после чего происходит их отправка на склад готовой продукции.

Поставщик:

Печь полимеризации №1 – участок нанесения грунтовочного покрытия:

Краткие сведения:

Определение типа грунтовочного покрытия для его нанесения на заготовку зависит от цвета, в который на последующей операции она будет окрашена и своевременная осведомленность об этом является ключевым моментом в работе участка.

Тип транспортировочной тары: поддоны (существующая).

Единица пополнения: 1 партия (по норме заливки цеха литья посуды).

Примеры внешнего вида карточек:

Предъявляемые требования:

  • наличие в карточке только необходимой для работы данных участков информации;
  • удобство восприятия данной информации любым сотрудником предприятия;
  • цветовая визуализация для определения принадлежности изделия к той или иной линейке продукции.

Схема задействованных участков:

Принцип работы:

Периодичность заказа по системе «канбан» была определена в количестве: 1-го раза в сутки, что обусловлено непрерывностью производственного процесса. Таким образом, количество карточек, переданных на участок поставщика, должно обеспечить его работой на 3 последующие смены, т.е. до 17.00 следующего дня.

Для этого:

1. Мастер упаковки на канбан стенде «УПАКОВКА» набирает по каждой номенклатуре определенное количество карточек, которое зависит от потребности супермаркета склада готовой продукции (указанной в задании) и сменной нормой заливки (указанной в карточке).

Количество находящихся в каждой ячейке карточек на стенде участка заказчика – различно. По всем номенклатурным позициям, проходящим через задействованные в тестовом запуске участки, отделом маркетинга был предоставлен ABC XYZ анализ, включающий в себя данные по количеству и стабильности продаж.

Количество карточек определялось в зависимости от той группы, в которой оказывалось изделие. Ограничение количества запущенных в работу карточек «канбан» является регулятором загрузки мощностей участков и позволяет ограничивать объем незавершённого производства:

Группы А и В – это позиции, которые обеспечивают основной товарооборот компании. Внутри них основное внимание уделяется группам от AX до BY, т.к. группы AZ и BZ, несмотря на высокий товарооборот, отличаются низкой прогнозируемостью продаж.

Группа С – бóльшая часть ассортимента, но с гораздо меньшим товарооборотом.

2. Разложив по обратному потоку (от ОТК до участка нанесения грунтовочного покрытия) карточки «канбан», мастер упаковки размещает оставшиеся на стенд «ГРУНТОВКА». Это и есть задание участку на последующие сутки.

3. Рабочие грунтовочного конвейера, выполнив заказ, отправляют партию изделия вместе с карточкой дальше по потоку. После прохождения всех последующих операций, карточка возвращается на стенд «УПАКОВКА».

Основные причины невыполнения заказов по карточкам «канбан» за отчетный период

Проводился ежедневный мониторинг количества невыполненных заказов и причин, повлиявших на это. Все данные отображались на временном стенде, установленном в цехе.

Несмотря на то, что тестовый запуск проводился только по одной из зон упаковки (44 номенклатурных позиций), почти ежедневно наблюдалось невыполнение в полном объеме всех заказов от участка заказчика.

Основные выявленные причины этого:

  • отсутствие заготовок от цеха литья посуды;
  • брак заготовок;
  • недоукомлектованность участка шлифовки дна.

Таким образом, проведение тестового запуска позволило:

  • убедится в возможности применимости и адаптации системы «канбан» под многономенклатурное производство литой алюминиевой посуды;
  • обеспечить согласованность между операциями;
  • регулировать потребность и управлять мощностями путем выравнивания производственных потоков;
  • ограничивать объем незавершенного производства, тем самым снижая издержки на хранение производственных и товарных запасов;
  • визуализировать существующие ограничения в производственном процессе. «Узкими местами» в межоперационной цепочке оказались не только вопросы качества, загруженности оборудования, количества переналадок и внутрицеховой логистики, но и отсутствие объективных данных о находящихся в потоке изделиях и их количестве.

В заключении необходимо отметить, что тестовый запуск системы «канбан» показал необходимость интеграции информационной системы предприятия с инструментами производственной системы, что позволит производить учёт межоперационного движения продукции и количества незавершенного производства.

Итог

Как известно, lean-технологии направлены не на инструменты и методы, а в первую очередь на людей, которые их применяют, потому что от степени принятия этих инструментов и будет в первую очередь зависеть качество их внедрения. Для этого же необходимо на реальных примерах показывать сотрудникам эффективность новых методов работы и тестовый запуск системы «канбан» с этой задачей справился.

Ставив перед собой цель постоянно улучшать и развивать производственную систему «KUKMARA», руководство предприятия продолжает планомерную работу по внедрению инструментов бережливого производства, и система «канбан» займет среди них своё достойное место.

Поделиться: