Роль предпринимателя в экономике и обществе. Роль предпринимательства в развитии экономики страны

Одной из основополагающих функций любой экономической системы является обеспечение гражданам данного сообщества высокого уровня благосостояния. При этом категория «благосостояние» в самом общем виде трактуется как обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть товарами, услугами и условиями удовлетворения определённых потребностей индивидов. Благосостояние, таким образом, является интегральным, комплексным критерием, который включает в себя целую систему показателей, характеризующих жизненный уровень общества, – уровень денежных доходов на душу населения, обеспеченность разнообразными товарами, услугами образования, здравоохранения, социальной защиты.

Проблема благосостояния народов и государств всегда живо интересовала учёных, политиков и практиков; причины лидерства одних стран и отставания других постоянно изучаются многими экономистами и исследовательскими организациями. Выводы большинства исследователей совпадают, – наибольших хозяйственных успехов добивается та страна, в которой:

а) имеются большие запасы ценных природных ресурсов при относительно небольшой численности населения;

б) субъектам рынка предоставлена достаточная экономическая свобода и хорошо развит бизнес;

в) государство создает адекватный правовой режим для внутренних и внешних игроков рынка, избегает чрезмерного вмешательства в хозяйственные процессы, поддерживает режим конкуренции.

Если рассматривать природные ресурсы страны как определённый дар природы, то можно констатировать, что экономическая свобода и развитие свободного предпринимательства – ключ к благосостоянию той или иной страны. Понимание государством необходимости развития бизнеса и создания благоприятных условий для его функционирования дополняют первые два фактора.

Последние несколько веков развития глобальной экономики дали миру множество подтверждений особой значимости развития бизнеса. Все те страны, которые отказывались от института предпринимательства, всячески ограничивали экономическую свободу своих граждан и предприятий, постепенно погружались в пучину застоя и бедности.

Люди одной нации, разделённые историческими катаклизмами и функционирующими в различных экономических условиях (в рамках института предпринимательства и без него), показывали в обозримой перспективе совершенно разные результаты. В тех странах, где бизнес активно действовал, процветала и экономика, а уровень благосостояния граждан динамично возрастал. В тех же странах, где бизнес находился под запретом или жёстким прессингом государства, господствовали бедность и товарный дефицит. Такая ситуация складывалась с Южной и Северной Кореей, материковым Китаем и небольшими государствами, населёнными в основном китайцами – Гонконгом и Сингапуром; Западной и Восточной Германией, и некоторыми другими государствами.

Этот тезис подтверждается и нашей собственной историей. Так, распад СССР, одной из ведущих мировых держав ХХ века, был обусловлен, в первую очередь, запретом предпринимательской деятельности. Тем самым была скованна частная инициатива физических лиц и предприятий, обусловлено постепенное отставание страны по многим направлениям.

Почему же предпринимательская деятельность так важна для экономического роста и благосостояния граждан? В чём причина позитивного влияния бизнеса? Ответы на эти вопросы следует искать в природе человека, стимулах его деятельности и экономических интересах.

Если государством создаются благоприятные условия для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, то это можно рассматривать как увеличение коэффициента полезного действия (КПД) общественного экономического механизма. Субъекты рынка начинают использовать любые возможности для увеличения своего благосостояния – повышать эффективность производства и торговли, активизировать инновационную деятельность, внедрять ресурсосберегающие технологии и проч. Причём повышать КПД экономики граждане начинают не из высоких моральных принципов, а исходя из собственных эгоистических интересов.

Эгоистические интересы требуют генерации прибыли, но её получение невозможно без удовлетворения запросов потребителей. Таким образом, эти три категории – эгоистический интерес , прибыль и удовлетворение потребностей третьих лиц оказываются неразрывно связанными. Адам Смит писал по этому поводу: «Не от доброго расположения к нам мясника, пивовара или булочника надеемся мы получить то, что нам нужно для обеда, но от их забот о собственных интересах. Мы обращаемся не к их человеколюбию, а к их эгоизму».

Закон личного интереса побуждает предпринимателей развивать свой бизнес с целью дальнейшего увеличения прибыли. Реализация этой цели связана с вовлечением в бизнес дополнительных работников, с расширением производства и торговли, с осуществлением новых заказов другим предпринимателям. Таким образом, развитие бизнеса самым прямым и непосредственным образом связано с расширением занятости населения. А это обстоятельство, в свою очередь, обусловливает решение срезу нескольких важных социальных и экономических задач:

  • вместе с расширением занятости увеличивается производство товаров и услуг для внутреннего и внешнего потребления;
  • вовлеченные в бизнес предприятия и наемные работники уплачивают в государственный бюджет налоги, позволяя правительству решать многие социально значимые проблемы;
  • органам социального страхования требуется меньшее количество финансовых ресурсов для выплат пособий по безработице;
  • бизнес создает инновации всех типов для получения большей прибыли. А создаваемые инновационные продукты обеспечивают прогрессивное развитие общества, обогащают внутреннюю жизнь людей, культуру, быт, общение.

Развитие бизнеса в отдельной стране или регионе заставляет срабатывать целый комплекс экономических механизмов, получивших название мультипликаторов – занятости, инвестиций, доходов. Активизация бизнеса, таким образом, приводит к целому ряду позитивных эффектов. Поэтому многие страны в настоящее время стремятся развивать крупный, средний и, особенно, малый бизнес.

Тем не менее, бизнес, как и всякое иное явление, имеет не только достоинства, но и недостатки (на которых концентрировал свое внимание К. Маркс и многие другие критики института предпринимательства).

При всем благотворном влиянии бизнеса на экономику не следует сбрасывать со счетов и отдельные деструктивные направления предпринимательской деятельности – такие, как криминальный и теневой бизнес. В отмеченных формах бизнеса фигура предпринимателя трансформируется из созидателя и изобретателя в анти-новатора, тормозящего социально-экономическое развитие и разрушающего конкурентный режим. Погоня за прибылью подталкивает предпринимателей к загрязнению окружающей среды, негуманному отношению к природным ресурсам, уклонению от уплаты налогов, антисоциальным действиям. Во многих странах мира предприниматели злоупотребляют своим монопольным положением, недоплачивают наёмным работникам, подкупают судебные органы, законодательную и исполнительную власть.

Бесспорно, все эти явления имеют место в бизнесе. Однако нельзя не отметить тенденцию на постепенное сокращение масштабов злоупотреблений по мере развития общества и культуры предпринимательства. Негативные черты, отмеченные нами, не есть имманентное свойство бизнеса, это – несовершенство человеческой природы. Именно это обстоятельство выдвигает на первый план в современном предпринимательстве проблему формирования этики бизнеса, моральных ценностей предпринимателей, партнерских отношений между обществом, государством и бизнесом.

2.2 Роль предпринимательства в экономике Российской Федерации и его проблемы

Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 8-9 апреля 2006 год 1500 респондентов (статистическая погрешность не превышает 3,6%) по теме «Крупный бизнес в России» дал такие результаты:

Каждый второй россиянин (49%) считает, что в нашей стране созданы благоприятные условия для развития крупного бизнеса; не согласны с этим 19% опрошенных. Для 32% вопрос оказался сложным, и они затруднились оценить нынешние условия для развития крупного бизнеса в России. Следует отметить, что с 2000 года, когда этот вопрос был задан впервые (впоследствии он задавался неоднократно), доля респондентов, считающих, что условия для развития крупного бизнеса в России благоприятны, постепенно повышалась и в целом увеличилась на 18 процентных пунктов, а доля оценивающих эти условия как неблагоприятные уменьшилась на 13 процентных пунктов.

В то же время стабильной и довольно высокой остается доля россиян, полагающих, что благоприятные условия для развития крупного бизнеса создавать надо: как в июле 2003 и в июле 2004 года, это мнение разделяют 53% от всех опрошенных.

По мнению 30% респондентов условия для развития крупного бизнеса в России улучшились, 27% не видят никаких изменений, а 6% убеждены, что эти условия ухудшились.

Экономическая роль крупного бизнеса чаще оценивается позитивно, чем негативно: 35% опрошенных считают, что он положительно влияет на экономику страны, а 28% – что отрицательно. Примерно такое же соотношение оценок наблюдалось в июле 2004 года (35% к 26%), в то время как в июле 2003 года роль крупного бизнеса существенно чаще оценивалась негативно, чем позитивно (соотношение 25% к 45%).

Однако политическая роль крупного бизнеса в России чаще оценивается негативно: его влияние на политику страны считают отрицательным 34% опрошенных, положительным – 21%. Влияние крупного бизнеса на жизнь рядовых граждан сегодня также чаще оценивается отрицательно, чем положительно: 33% против 22%. Отметим, впрочем, что по сравнению с 2003 годом, когда соотношение оценок составляло 46% к 14%, ситуация выглядит более благоприятной.

По мнению большинства россиян (53%), власть способствует развитию крупного бизнеса, помогает ему. В три с половиной раза реже высказывается мнение, что власть препятствует развитию крупного бизнеса (15%).

Практически не меняется отношение к людям, которые занимаются крупным бизнесом: половина россиян заявляют, что относятся к ним положительно (49%, в 2004 году – 47%), треть – отрицательно (по 30%).

Три четверти опрошенных (72%) убеждены, что "большинство представителей крупного российского бизнеса не платят полностью все налоги, положенные по закону" (уверены, что платят - 14%).

Те, кто уверен в увеличении количества представителей крупного российского бизнеса, исправно выплачивающих все налоги, полагают, что этому поспособствовало ужесточение законов, улучшение контроля со стороны налоговых служб, позитивные изменения в системе налогообложения, которая стала проще, усовершенствовалась; бизнес стал устойчивее, солиднее, а бизнесмены ответственнее.

Респонденты, полагающие, что среди представителей крупного российского бизнеса стало меньше тех, кто полностью платит все налоги, в основном исходят из того, что все бизнесмены – жадные, алчные, с доходами расставаться не хотят; власти их слабо контролируют, а бизнесмены этим пользуются, выискивая разные способы ухода от налогов. Некоторые, правда, оправдывают бизнесменов – они считают, что всему виной несовершенная налоговая система: "если полностью платить все налоги, то ничего не останется".

В нынешних условиях кризиса крупное предпринимательство переживает не лучшие времена. Это можно объяснить тем, что у многих крупных компаний к тому моменту были большие задолженности по кредитам, взятых в иностранных банках, а после девальвации национальной валюты долги стало выплачивать труднее, а имеющиеся средства уходили на покрытие текущих издержек. Фирмам больших размеров очень сложно быстро реагировать на те или иные условия в краткосрочном периоде. Эти факты привели к тому, что многие крупные компании были национализированы. В одном из интервью Александр Чепуренко, Президент НИСИПП, профессор ГУ ВШЭ сказал: «На прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал вещи своими именами, признав, что, возможно, правительству придется национализировать «Русал». Национализация решает, в частности, проблемы кредиторов: оставшиеся долги компании станут фактически государственным долгом. То же самое относится и к другим компаниям. Российские фирмы имеют огромные (более $800 млрд.) долги, и, поскольку значительная часть этих долгов номинирована в долларах и евро (до $500 млрд.), инфляция, на которую, к слову, стремительно растет «спрос» со стороны задолжавших в рублях бизнесменов, не может решить проблему. В то же время понятно, почему слова о национализации произносятся очень осторожно. Дело не только в давлении со стороны тех, кто хочет сохранить контроль над компаниями и банками, доведенными до фактического банкротства. Дело в том, что в нашей стране легко сказать «национализация» и трудно - «приватизация». Нужно громче говорить о предстоящей национализации - это всего лишь признание неизбежности - и еще громче о том, что это временная мера».

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 8-9 апреля 2006 год 1500 респондентов (статистическая погрешность не превышает 3,6%) по теме «Средний бизнес в России» дал такие результаты:

Большинство опрошенных человек считают, что в России созданы неблагоприятные условия для развития среднего бизнеса 36% ,а 29% - что благоприятные, 35% воздержались от ответа. По мнению опрошенных следует создавать благоприятные условия для развития среднего бизнеса75%, лишь 4% не согласны с этим, 22% воздержались. Так же большинство считает, что средний бизнес положительно влияет на экономику регионов и страны в целом 47%, 20% не согласны, 33% воздержались от ответа.

В одном из интервью Александр Чепуренко, Президент НИСИПП, профессор ГУ ВШЭ сказал: «…И надо помнить, что кризис – это не конец света. Это – еще и возможность для списания в утиль того, что находилось на нашем перекошенном рынке по недоразумению, и наметить точки для прорыва. В этом смысле правильно было бы поддержать и так называемых «газелей» - тот средний бизнес, который рос высокими темпами последние 5 – 7 лет в целом ряде секторов российской экономики, в целом ряде регионов России. Эти фирмы не являются государственными корпорациями – «слонами», которые топчут посудную лавку. Это – не те семейные микробизнесы – «мыши», которые, разумеется, должны существовать, но от них мы едва ли дождемся инновационных прорывов. А вот «газели» могли бы стать фундаментом будущей инновационной экономики, и, значит, их тоже надо поддержать».

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

По мнению 44% респондентов, прошедших всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон, сейчас в России условия для развития малого бизнеса неблагоприятные (34% считают их благоприятными). В то же время отмечается позитивная тенденция: 34% опрошенных полагают, что сегодня, по сравнению с тем, что было 3-4 года назад, условия для развития малого бизнеса стали лучше (24% не наблюдают каких-либо перемен, а 16% кажется, что условия ухудшились).

Надо ли, по мнению респондентов, создавать благоприятные условия для развития малого бизнеса? Участники опроса почти единодушно (79%) выступили за создание таких условий (против - только 8%).

Россияне поддерживают малый бизнес главным образом потому, что видят позитивные результаты его деятельности: 58% респондентов отмечают, что сегодня малый бизнес влияет на экономическое положение их региона (37% оценивают это влияние как значительное, 21% - как незначительное), и 52% говорят, что это влияние - положительное.

К мелким предпринимателям, к людям, занимающимся малым бизнесом, подавляющее большинство россиян (79%) относятся позитивно. Плохо относятся к ним 10% опрошенных. Среди россиян моложе 35 лет практически все (90%) демонстрируют положительное отношение к тем, кто занимается малым бизнесом.

Малое предприятие (фирма) может быть отнесено к категории, как малого, так и среднего предпринимательства, в зависимости от критериев оценки тех или иных международных и государственных органов, от нормы критериев оценки, различных для предприятий, работающих в разных отраслях экономики одной страны. Поэтому под субъектом предпринимательства будем подразумевать субъекты и среднего предпринимательства.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Факты таковы, что занятость на одном малом предприятии в среднем по России колеблется в интервале от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.

Из этого следует, что максимум производительности труда в малом бизнесе свойственен регионам, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. Наибольшие показатели производительности труда отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов другая ситуация: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.

Наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном округе (778,9 тыс. руб.). В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а на последнем месте - Дальневосточный округ (213,6 тыс. руб.). В строительстве показатели различаются от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс.руб. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие - в Сибирском (596,9 тыс.руб.) округах. Значительно меньшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в Центральном округах.

Абсолютным лидером по среднему объему производства на одном промышленном малом предприятии является Таймырский автономный округ (32,5 млн. руб.); далее с большим отрывом следуют Коми-Пермяцкий автономный округ (6,3 млн.), Республика Хакасия (4,5 млн.), Мурманская область (4,3 млн.), Ямало-Ненецкий и Корякский автономные округа (по 3,5 млн.). На другом полюсе находится Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые промышленные предприятия действуют в двух республиках Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и Ингушетии (241,2 тыс.).

По среднему объему производства на одном малом предприятии строительного профиля со значительным отрывом лидируют два автономных округа Тюменской области: Ямало-Ненецкий (5,3 млн. руб.) и Ханты-мансийский (5,1 млн.). Более чем втрое выше среднего уровня по России данный показатель в Мурманской области (3,7 млн. руб.). С низкими показателями Ненецкий, Эвенкийский и Усть-ордынский автономные округа. Среди остальных регионов наиболее низкие показатели зафиксированы в Ивановской (253,9 тыс. руб.) и Омской (288,4 тыс.) областях, а также в Республике Тыва (299,1 тыс.).

Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и Таймырском (11,3 млн.). Показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят средний уровень по России более чем втрое.

Согласно данным Госкомстата России, в Ненецком, Усть-ордынском Бурятском, Коми-Пермяцком и Агинском Бурятском автономных округах в 2004 г. не работало ни одно транспортное малое предприятие. Среди остальных регионов наименее крупные по объему производства малые предприятия этой отрасли действуют в Эвенкийском автономном округе (60,2 тыс. руб.) и Республике Башкортостан (100,2 тыс.).

Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны. Восемь регионов, лидирующих по среднему объему производства на одно малое предприятие торговли и общественного питания, расположены в Сибири и на Дальнем Востоке; максимальный показатель был зафиксирован в Усть-ордынском Бурятском автономном округе - 8,4 млн. руб. Это явление, скорее всего, связано с характерным для таких регионов высоким уровнем потребительских цен.

В большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании. Самые высокие параметры работы промышленных малых предприятий в ряде регионов Дальневосточного федерального округа объясняются, что там одной из базовых отраслей хозяйства является рыбная промышленность, в основном представленная малыми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, выпускающими дорогую продукцию.

Объемы производства в расчете на одно промышленное малое предприятие в 1998- 2004 гг. росли темпами, опережающими динамику этого показателя в других отраслях экономики. Результатом стало существенное увеличение доли промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса при снижении удельного веса строительства, а также торговли и общепита. Наиболее ярко эта общероссийская тенденция проявилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Это можно объяснить благоприятной ситуацией для развития импортозамещающих производств в промышленности. Из таблицы 2.1 видно, что в группу с наиболее значительными показателями роста попали именно те отрасли, в которых широко распространены малые формы хозяйствования: текстильная, кожевенная, меховая и обувная, пищевкусовая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

Таблица 2.1-Доля предприятий различных размеров в объеме продукции

Отрасль Предприятия
средние малые
Машиностроение 60 19
Металлургия 51 39
Обувная 4 73
Швейная 7 53
Резинотехническая и пластмассовая 34 43

Поэтому объемы производства на малых предприятиях в различных регионах тесно связаны с мерой развития в региональной экономике именно этих отраслей.

Согласно таблице 2.2 большая часть малых предприятий сконцентрирована в Северо-Западном (1163,7тыс.чел.) и Центральном (888,9тыс.чел.) округах. А большой прирост компаний характерен для Северо-Западного(65,1 тыс.чел.) и Уральского округов(49,3 тыс.чел.).

Таблица 2.2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Количество МП на 1.07.2005 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост/сокращение МП на 100 тыс. чел. населения за период 01.07.2004- 01.07.2005
РФ 677,8 22,8
Центральный 888,9 19,5
Северо-Западный 1 163,7 65,1
Южный 500,3 40,6
Приволжский 515,5 9,6
Уральский 535,8 49,3
Сибирский 517,9 -6,0
Дальневосточный 569,3 -9,0

Изучив таблицу 2.3 можно сделать вывод, что большинство работников малого предпринимательства сосредоточено в Центральном(2914,6 тыс.чел.) и Северо-Западном(1137,7 тыс.чел.) регионах. Это связано с тем что в этих регионах большое количество малых предприятий.

Таблица 2.3- Средняя численность занятых на МП по федеральным округам

Федеральные округа Ср.численность работников МП, тыс. чел. к июню 2004 г.
1 2
РФ 7 868,3
Центральный 2 914,6
Северо-Западный 1 137,7
Южный 782,2
Приволжский 1452
Уральский 552,5
Сибирский 729,2
Дальневосточный 300,1

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, доля предпринимательского сектора в рыночной экономике пока недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

1. Отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

2. Пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

3. Нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

4. Сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

5. Нерешенность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

6. Отсутствие положительного мнения об отечественном предпринимателе;

7. Нестабильность экономической ситуации в стране;

8. Недобросовестность крупного бизнеса;

9. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%).

Многим предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками:

· Обеспечение кредита - как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности

· Оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита

· Процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

10. Правовая неграмотность самих предпринимателей;

11. Отсутствие явного развития производства;

12. Высокая планка единого социального налога (26%);

13. Недостаточность кадрового потенциала

14. Длительное оформление документации, особенно на землю;

15. Проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты;

16. Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры» Например, чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы.

Несмотря на существование многих программ помощи малым предприятиям, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

2. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку предпринимательства:

1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки предпринимательства;

2. проводят анализ состояния предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства;

4. подготавливают предложения об установлении для субъектов предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки предпринимательства;


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение и сущность предпринимательства. Функции и роль предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы бизнеса. Пути совершенствования предпринимательской деятельности в ПМР.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2004

    Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательства: сущность индивидуального предпринимательства, товарищества (партнерства), корпорации. Участники и особенности предпринимательской деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2013

    Сущность, функции предпринимательства. Классификация типов (видов) предпринимательской деятельности. Организационные формы предприятий, их сущностная характеристика. Современные тенденции и перспективы развития предпринимательской деятельности в России.

    реферат , добавлен 29.08.2013

    Анализ предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост. Содержание предпринимательской деятельности, его цели, задачи и функции. Основные формы и виды предпринимательской деятельности. Типология предприятий, коммерческие организации.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2013

    Объекты, субъекты и цели предпринимательской деятельности. Анализ взаимоотношений предпринимателя и потребителя. Роль государства как субъекта коммерческого процесса и его функции. Определение понятия дифференциации товара. Виды издержек эксплуатации.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Понятие и экономическое содержание предпринимательства, его характеристика и отличительные признаки. Субъекты предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Источники формирования предпринимательского капитала.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    История возникновения и сущность предпринимательства, его поступательное развитие. Особенности предпринимательской деятельности. Характеристика основных форм предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности, их достоинства и недостатки.

    Предприниматели играют ключевую роль в рыночной экономике, активируют и стимулируют всю экономическую деятельность.

    99% населения могут работать на рабочем месте после того, как оно было создано. Но только 1% населения может создавать эти рабочие места. Этот процент и составляют предприниматели всех уровней.

    Чем больше общество вознаграждает и стимулирует предпринимателей, тем выше уровень жизни и процветания. Государство, в котором выше процент предпринимателей, динамично развивается, растет его экономика и уровень жизни населения. При этом государство должно мотивировать и стимулировать предпринимательскую деятельность с помощью экономических и законодательных механизмов.

    Предприниматели занимают центральное место в рыночной экономике. Хотя большинство экономистов долгое время считали, что предпринимательство — это незначительная часть экономической деятельности, австрийская школа экономики признала, что предприниматель занимает центральное место в экономике любого государства. Именно энергия, креативностть и мотивация предпринимателя запускают производство новых, часто революционных для своего времени, товаров и услуг.

    Так как предприниматель несет ответственность за все риски предприятия в процессе экономической деятельности, он постоянно ищет новые возможности получения прибыли путем удовлетворения еще неудовлетворенных (на рынке нет товаров, которые могут удовлетворить возникающие потребности).

    Ключевая особенность мышления успешного предпринимателя – способность интуитивно определять, что новый товар, который он собирается выпустить на рынок, принесет прибыль.

    Предприниматель соединяет факторы, необходимые для производства, предложения и продажи товаров и услуг. Он связывает воедино деньги, сырье, производственные мощности, квалифицированную рабочую силу, которые необходимы для производства.

    Предприниматель рискует своими деньгами, инвестируя их в производство товара, который, по его мнению, должен принести ему прибыль. Для стимулирования продаж он организует систему продаж и .

    Предприниматель должен быть оптимистически настроен и ориентирован в будущее. Он должен верить, что может преуспеть, и готов рисковать своими ресурсами в погоне за прибылью. На кону находятся его деньги и собственное «Я», поэтому он должен быть упорным и решительно настроенным на успех.

    Предприниматель должен быть легким на подъем и готовым внедрять множество разных стратегий в поисках самой оптимальной и прибыльной. Он должен быть гибким, готовым быстро реагировать на изменения на рынке и внедрять новые технологии.

    Предприниматель должен уметь успешно продавать в условиях конкуренции, создавая и продвигая . Он должен постоянно находиться в поиске новых идей, и предлагать свои товары и услуги так, чтобы они казались более привлекательными, чем все остальные, представленные на рынке.

    Предприниматель должен фокусироваться на продаже своих товаров и услуг в условиях конкуренции и динамично меняющихся рынков. Он должен быть специалистом в области решения проблем и постоянно находиться в поиске возможностей преодоления препятствий, возникающих на пути.

    Предприниматель должен быть законопослушным, соблюдать действующее законодательство, приобретать лицензии, необходимые для осуществления деятельности.

    Предприниматель организует необходимые для успешного функционирования бизнеса процессы и системы. Он должен хорошо ориентироваться в финансовых аспектах бизнеса, постоянно фокусироваться на продажах, денежных потоках и получении прибыли.

    Экономический успех государства – это результат деятельности предпринимателей. Именно предприниматели создают рабочие места, обеспечивают процветание и доход государства, поэтому им нужно обеспечивать оптимальные условия для работы.

  • Рынок: сущность, функции и структура. Современные модели рынка.
  • 6. Экономические ресурсы, их структура и главная черта. Факторы производства, их виды и содержание.
  • 7. Конкуренция и монополия в рыночной экономике. Антимонопольная политика и развитие конкуренции.
  • 8. Совершенная конкуренция
  • 9. Модели несовершенной конкуренции: олигополия и монополистическая конкуренция.
  • 10. Монополия. Цена и объем производства в условиях чистой монополии. Монополистическая власть и её показатели.
  • 11. Ординалистский подход к потребительскому поведению.
  • 12. Кардиналистский подход к потребительскому поведению.
  • 13. Ценообразование на рынке труда. Равновесный уровень заработной платы.
  • 14. Социальное неравенство, бедность и богатство и их измерение. Кривая Лоренца.
  • 15. Предпринимательство. Роль предпринимательства в современной рыночной экономике.
  • 16. Структура современной экономики. Сектора, отрасли, регионы, типы предприятий. Структурная политика.
  • 17. Экономический рост и его типы. Неоклассические и кейнсианские модели экономического роста.
  • 18. Общественные блага, «провалы рынка» и необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономические функции государства.
  • 19. Занятость населения: сущность, функции, формы.
  • 20. Основные макроэкономические показатели, принципы их расчета. Система национальных счетов
  • 21. Необходимость государственного вмешательства в экономические процессы. Методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики.
  • 22. Взаимосвязь воспроизводства и цикличности. Типы и характеристика экономических циклов.
  • 23. Государственный бюджет и его роль в регулировании экономики. Дефицит и профицит бюджета и их финансирование.
  • 24. Государственный долг – внутренний и внешний. Политика государственного долга.
  • 25. Безработица: понятие, причины, формы, социально-экономические последствия. Политика содействия занятости.
  • 26. Уровень и качество жизни. Прожиточный минимум.
  • 27. Инфляция: сущность, причины, виды, социально-экономические последствия. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика.
  • 28. Мировое хозяйство и международное разделение труда. Международные экономические отношения и их формы.
  • 29. Современные тенденции развития мировой экономики.
  • Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля. Эффективность внешней торговли. Протекционизм.
  • 15. Предпринимательство. Роль предпринимательства в современной рыночной экономике.

    В современной экономике предпринимательство - это самостоятельная инициативная деятельность хозяйствующих субъектов с целью получения предпринимательского дохода.

    Характерными чертами предпринимательства являются: поисковый характер, ориентирована на постоянное отыскание новых бизнес-идей; представляет организационную работу; подчинена особым целям: направлена на получение прибыли или иной выгоды, обретение большей степени свободы и независимости; осуществляется самостоятельно

    Функции : 1.комбинационная , выражающаяся в соединении экономических ресурсов в единый процесс воспроизводства, их замене и замещении, привлечении дополнительных ресурсов и т.д.; 2.инновационная, связанная с обнаружением новых возможностей, позволяющих увеличить поток доходов; 3.социальная, реализующаяся в более полном и качественном удовлетворении потребностей населения, возрастании социальной стабильности общества; 4.экономическая, способствующая росту и развитию экономики, приращению ВВП, обеспечению непрерывности кругооборота и оборота капитала, его расширенному воспроизводству.

    В современной российской экономике сформировались 4 формы предпринимательства: единоличное, партнерское, корпоративное и государственное. Единоличное предпринимательство – самая простая, экономичная форма, когда в одном лице персонифицированы функции собственника и менеджера. Эта форма эффективна в сфере обслуживания, торговли и т.д., но не позволяет реализовать преимущества специализации, имеет ограниченные возможности для роста ввиду недостатка финансовых ресурсов, привлечения средств из внешних источников. Индивидуальный предприниматель несет неограниченную ответственность, т.е. в случае банкротства покрытие долгов осуществляется не только активами предприятия, но и личным имуществом.Партнерская форма предполагает объединение капиталов и других ресурсов несколькими предпринимателями и образование совместного имущества.Корпоративная форма предпринимательства - наиболее сложный способ организации предпринимательской деятельности, функции которой распределены между собственниками, менеджерами, функциональными службами и специалистами, отдельными предпринимательскими единицами. Государственное предпринимательствосвязано с деятельностью государственных институтов, нацеленных на прибыльное использование государственной собственности. Оно осуществляется опосредованно – в этом его специфика.

    Предприниматель постоянно находится под воздействием самых разнообразных факторов, т.е. параметров, определяющих возможности и характер проявления свойств предпринимательской функции. Внешние факторы: Природно-демографические – определяют отраслевую специализацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы.Социально-культурные – оказывают влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику.Технологические – обуславливают не только характер и формы осуществления производств, но и способы предпринимательской деятельности.Экономические – определяют условия распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности.Институциональные – обусловливают интенсивность товарообменных операций, расширяя возможности для предпринимательской деятельности.Правовые. Политические .

    К внутренним факторам: Развитость отношений собственности; Особенности внутренней организации хозяйственных ячеек.

    Формы предпринимательства .

    Классификационные признаки

    Формы предпринимательства

    По виду и характеру хозяйственной деятельности

    Производственное и непроизводственное предпринимательство

    По отраслевой принадлежности

    Промышленные, с/х, торговые, транспортные, страховые, банковские и другие формы

    По признаку доминирующего фактора производства

    Трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие

    По принадлежности капитала

    Национальные, иностранные, совместные предприятия

    По организационно-правовым формам

    Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия

    По степени легальности

    Легальное и нелегальное

    По масштабу

    Крупные, средние, малые предприятия

    "
Поделиться: