Конспект игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному развитию в старшей группе тема: «правила хорошего тона за столом (или учим буратино основам столового этикета).

Раздел 2. Этикет (8 часов)

По программе по общекультурному направлению: «В стране Этикета», разработанной на основе программы по внеурочной деятельности

Технология занятия: игровая.

Методические приёмы: С/игры; практические действия.

Предварительная работа: чтение сказки «У Солнышка в гостях», просмотр мультфильма «Лиса и журавль», разучивание сценки «Как завтракал Буратино», разучивание стихотворений, чтение правил поведения за столом.

Цель: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Коррекционно-образовательная цель: расширять представления детей об окружающем мире, учить культуре поведения за столом.

обобщить и систематизировать знания детей об этикете;

формировать коммуникативное общение детей;

Развивающая цель:

развивать воображение средствами художественного творчества , развивать зрительное восприятие;

Воспитательная цель : воспитывать умение подражать хорошим поступкам детей, делать приятное другим.

Формирование УУД:

Личностные действия: Уважение к людям, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «гостеприимность», «сервировка», «столовые приборы»

Средства обучения:

Наглядные: Плакаты «Правила поведения за столом», памятки, пожелания, Солнышко, костюмы персонажей сказки «У Солнышка в гостях», Буратино и Мальвины.

Технические: Компьютер, интерактивная доска, презентации;

аудиозапись сказки «Лиса и журавль», аудиозаписи песен «Буратино», «В гостях у сказки».

Ход занятия

Под музыку «В гостях у сказки» дети в масках сказочных животных входят в класс.

    Вступительное слово учителя

Я рада вас видеть. (Перечисление героев по именам: курочка, заяц и т.д.)

Вы на прошлом занятии разбудили Солнышко, но его что-то не видно. Давайте позовем его:

- Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!
Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.

На доске открывается улыбающееся Солнышко. Дети рассаживаются вокруг стола.

На нашем занятии Вы увидите еще сказочных героев. Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

Стук в дверь.

У. Кто-то стучится в нашу дверь (под музыку «Буратино» входят Буратино и Мальвина).

У. Здравствуйте. Да это наши любимые герои! Кто узнал наших сказочных персонажей?

Дети. Это Буратино и Мальвина.

У. Из какой сказки они пришли?

Д. “Золотой ключик, или приключения Буратино”

У. Буратино и Мальвина подготовили для нас сценку. Сядем поудобнее и посмотрим.

Сценка “Как Буратино завтракал”.

Мальвина оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

– Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. – От возмущения она хлопала ресницами. – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

«Вот так влип!» – подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился за маленькими птичками пудель Артемон. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием. (музыкальная игрушка )

«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом – заниматься воспитанием.

Мальвина . Какой же ты невоспитанный и некультурный, Буратино!

Буратино . Мальвина, я не понимаю, за что ты меня ругаешь. Ребята, подскажите мне, что я неправильно делал за завтраком? (Ответы детей)

У. Совсем расстроенный сидит Буратино. Давайте попросим остаться Буратино и Мальвину. Слушая внимательно ответы детей, ты тоже многие правила культурного поведения запомнишь.

Сегодня мы с вами продолжим говорить о правилах поведения за столом. Помните ученика Федю? На его ошибках вы учились с 1 сентября.

Он выслал нам свои рисунки с просьбой помочь определить «Что такое хорошо, а что такое плохо?» На каком из рисунков мальчик соблюдает правила этикета?

Показ слайдов

-А теперь внимательно послушайте сказку, которая называется «Лиса и журавль».

Дети прослушивают аудиосказку «Лиса и Журавль»

-Понравилась вам сказка?

-Можно ли лису назвать гостеприимной? Почему?

-А журавля?

(Обсуждение сказки с детьми).

- Сегодня, дети, мы познакомимся с новой сказкой. Вы внимательно смотрите, слушайте и после просмотра ответите на вопросы.

Она называется «Как собачка свинью в гости пригласила».

Чтение сказки с презентацией.

-Скажите, дети, о чем эта сказка?

-Итак, каким гостем оказалась свинья? (Невоспитанной)

Скажите, что она сделала не так?

(Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все «сожрала», даже свечку солью посолила и съела ее вместе с розой. Потом улеглась на скатерть и говорит:
- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почиталаили сказку какую-нибудь рассказала…)

Что ей сказала собака? (Совести у тебя нет )

-Можно ли свинью назвать вежливой?
- Почему собака залаяла на свинью?

Ребята, вы молодцы, умеете правильно вести себя за столом.

Сейчас я прочитаю вам отрывки из разных стихотворений, вы внимательно их прослушаете и определите, в каких из них не соблюдаются правила этикета.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (отломил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (съел).

Когда же гости подошли,

Они не крошки не (нашли).

-Вот так поступил мальчик. Хорошо или плохо? А как нужно принимать гостей?

- Гостей приглашают, готовят вкусное угощенье, наводят порядок в доме. Как этот мальчик Вова.

Ждет гостей сегодня Вова –

В пять часов друзья прейдут

Но не все еще готовлю

Беспорядок там и тут.

Поднял Вова. С пола мишку

Все игрушки в шкаф убрал,

Разложил по полкам книжки,

Чашки с блюдцами достал.

К чаю сладкие ватрушки

Мама с сыном испекли.

Где же вы, друзья подружки?

В дверь звонок! Ура! Пришли!

А Алене и Наташе

Положу горячей каши

Только надо не забыть

Чисто руки нам помыть

Руки вымыть? Ну что же,

Вот теперь обедать можем

-Понравился вам мальчик?

-Можно сказать, что Вова соблюдает правила этикета?

За обедом баловник

Озорник Павлуша,

Стол качал, шумел, смеялся

Мальчик непослушный.

Не хочу борща, не надо.

Дай мне, мама, винограда,

Винограда, Павлик, нет,

Если хочешь, дам котлет

Не хочу котлет, не надо,

Дай мне лучше мармелада.

Мармелада точно нет,

Но послушай, мой совет:

Про капризы позабудь

И всегда мужчиной будь…

-Как можно назвать мальчика? Почему?

-Что Павлик сделал неправильно?

-Позволяют ли правила этикета так себя вести за столом ?

-Что же такое сервировка стола?

Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами.

-Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Дети сервируют стол для чаепития

-О чём же сегодня мы с вами говорили на уроке?

- Как правильно вести себя за столом?

(Дети читают с салфеток)

Перед едой вымой руки с мылом.

Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережёвывая пищу.

Сладости кушай только после обеда.

Не ставь локти на стол.

Не разговаривай с полным ртом.

Используй салфетку.

Поблагодари.

А Фея чистоты расскажет нам стихотворение Ирины Горюновой:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

Аккуратно кушай хлеб-

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!

Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?

Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис… не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,

У кого ты кашу ел.

Слова благодарности от учителя

Спасибо за работу,

За доброту, заботу.

За ласковое солнце,

И небосвода синь.

Спасибо всем гостям

За первое свиданье.

Родителям спасибо

За то, что помогли!

Дети дарят гостям Солнышко с пожеланиями.

-Я уверена, что каждый из вас сейчас и всегда будет соблюдать правила этикета за столом в школьной столовой.

Литература:

    Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Свинья в гостях».

    Словацкая народная сказка «У Солнышка в гостях».

    А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

    Стихотворение И.Горюновой «Правила поведения за столом».

    Н.Е Богуславская «Веселый этикет».

    Презентации c сайта Viki .rdf .ru

    Программа по внеурочной деятельности А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах».

Урок 38.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет
воспитывать Буратино»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2 3
1. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть песенок Винни­Пуха, чтение своих песенок.
2. Подготовка к чтению новой сказки и работа с авторским текстом.
– Сегодня нам предстоит встретиться с новыми сказочными человечками.
Одного из них вы все знаете очень хорошо. Про него даже стихи сочинили.
Послушайте:
Только мальчик засел за варенье,
Только взялся за сладкий чаёк,
Про Азора тут стихотворенье
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на

© ООО «Баласс», 2012
1

развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Заставляют зубрить назубок!
Разве это дело, дело, дело –
Ничего не сметь без учёбы сделать?
Будто я не знаю лучше стих
Про четыре сольдо и пять золотых!
(Г. Полищук. «Мудренькая песенка Буратино».)
– Кто этот мальчик?
– А кто знает, как называется книга, героем которой является Буратино?
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
– Откуда вы знаете эту книгу? Как с ней познакомились?
– Кто автор этой сказочной повести? (А.Н. Толстой.)
– Когда мы читали об авторском пересказе, то встретились там и с
фамилией этого автора, и с названием книги. Напомните содержание
текста.
Если дети затрудняются с ответом, то следует перечитать
предпоследнее предложение текста на с. 127.
– Какую сказку «пересказал» А.Н. Толстой?
– Можно ли сказать, что он её просто перевёл на русский язык? (Нет.)
– Из каких слов авторской статьи вы это поняли? («Просто другая книга».)
– Неужели мы отправимся в новую сказку без Саши и Афанасия?!
– Где же наши герои и чем они заняты, вы узнаете, прочитав текст на
с. 137.
Учитель читает текст на с. 137.
Вопросы после чтения:
– Почему Саше было грустно возвращаться домой?
– Где же после расставания Саша снова увидел Афанасия? (В книге
«Мировая литература для детей» в обнимку с Буратино.)

© ООО «Баласс», 2012
2

II. Развитие
умений.
– Как Афанасий мог перепутать всё в сказке? Что это за отрывок из
сказки?
– Чем всё закончилось?
2 4 3 1 1 2 3
Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать
Буратино».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название сказки.
– Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это
название всей сказки и название главы.)
– Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
– Что означает слово воспитывать?
– Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой (с. 138).
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
– Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и
хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу
сказки.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести
диалог с автором через текст (сигналы расставлены в тексте
учебника).
По ходу чтения идёт словарная работа.
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.
(В. Что же случилось накануне?)
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем

© ООО «Баласс», 2012
3

накрытым кукольной посудой. Оглянула деревянного мальчишку с головы
до ног, поморщилась. (В. Отчего девочка могла поморщиться? О. Ответы­
предположения детей.) Велела ему сесть за стол и налила в крошечную
чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он
запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой
жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
– Вытащите из­под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для
этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
– Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» – подумал Буратино. (В. Чего испугался Буратино? О. Ответы­
предположения детей.)
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками.
Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с
подвыванием.
«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино. (В. Почему с
завистью? О. Ответы­предположения детей.)
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
(П. Вот откуда зависть – Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за
столом, соблюдая правила приличия.)
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с
плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.

© ООО «Баласс», 2012
4

5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за
руку и повела в дом – заниматься воспитанием. (П. Именно этого и боялся
Буратино.)
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не
боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, –
сказала девочка. (П. Вот почему поморщилась Мальвина.)
Четверо портных – мастер­одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел
с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых
девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил,
Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки,
Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё­
таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре
золотые монеты.
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала
девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой... У вас в
кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного...
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в
кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось
яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.

© ООО «Баласс», 2012
5

– Два...
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала
девочка. – Займёмся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
– Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту
волшебную фразу наоборот. (В.
Ответы­
предположения детей.)
Почему же эта фраза волшебная? О.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и
чернильницы. (Чернильница – специальный сосуд для чернил, в который макают перо,
когда пишут.)
Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос
и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил
Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине
висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько
напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого,
что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если
уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой

© ООО «Баласс», 2012
6

фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто­то скрежетал мелкими
зубами:
– Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под
потолком вниз головой летучую мышь.
– Тебе чего?
– Дождись ночи, Буратино. (В. Интересно, а что будет ночью?)
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не
отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и
похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не
сиди да так не ешь... Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за
чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя
друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (П. Вот, оказывается, что
будет ночью.)
3. Работа с текстом после чтения.
– Чему хотела Мальвина научить Буратино?
– Получилось ли у неё?
4. Перечитывание текста частями с комментариями и анализом
прочитанного.

© ООО «Баласс», 2012
7

После чтения 1–2­го абзацев (с. 138).
– Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
– Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла.)
После чтения 1­го предложения 3­го абзаца.
– Почему же Мальвина поморщилась?
После чтения отрывка на с. 139.
– Покажите, как сидел Буратино.
– Что на это сказала Мальвина? Прочитайте её слова.
– Прочитайте, как Буратино ел и пил. Случалось ли такое с вами?
– Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
– Как к этому отнёсся Буратино?
Чтение с. 140 до слов: «Теперь сядьте...»
– Кому завидовал Буратино?
– Почему завтрак был мучительный?
– Назовите друзей Мальвины. Какой она была? (Доброй, аккуратной.)
– Прочитаем отрывок, который можно назвать «Урок арифметики»,
по ролям. Прочитайте про себя, подготовьтесь к чтению по ролям:
отметьте на полях карандашом буквой Б реплики Буратино, буквой М –
Мальвины, буквой А – слова автора.
Вопросы после чтения:
– Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал
дословно, как бы он поступил в жизни.)
Теперь читаем об уроке русского языка. Предварительная подготовка.
Чтение по ролям. Вопросы после чтения:
– В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?

© ООО «Баласс», 2012
8

– Почему у Буратино ничего опять не получилось? (Он «никогда даже не
видел перо и чернильницу».)
– А что подумала Мальвина? (Что он шалун.)
– Здесь наши герои не смогли понять друг друга.
Чтение до конца:
– Почему Мальвина поступила так «жестоко с деревянным мальчиком»?
– Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
Прочитаем его размышления выразительно (с. 142–143).
– Почему здесь много многоточий? Как надо читать? (Медленно, негромко,
ворчливо, возмущённо, обиженно.)
– Как вы думаете, почему из Мальвины не получилось воспитательницы?
Каким должен быть настоящий воспитатель?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Понравился ли вам этот отрывок из сказки?
– Какой он – грустный или весёлый?
– Хотелось бы вам сыграть в спектакле роль Буратино или роль Мальвины?
Почему?
– Получилась ли из Мальвины учительница?
– Чему она хотела научить Буратино?
– В каких уроках Буратино действительно нуждался?

© ООО «Баласс», 2012
9

– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Подготовиться к инсценированию сказки: девочки учат слова Мальвины,
мальчики – Буратино.
2. Выполнить задание 1 в тетради на с. 18.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
1

Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой,

Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

«Вот так влип!» - подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

«Здорово птиц гоняет», - с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.

А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.

Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, - сказала девочка.

Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

Врете, ни одного...

Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал.

Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.

Она подняла к потолку хорошенькие глаза.

Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.

Девочка сказала: «Пишите», - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Она высунулась в окошко:

Артемон, отведи Буратино в темный чулан!

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.

Буратино ворчал в темном чулане:

Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:

Слушай, слушай...

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.

Тебе чего?

Дождись ночи, Буратино.

Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...

Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.

Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...

Летучая мышь опять пискнула:

Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.

Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках - цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

"Вот так влип!"- подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

"Здорово птиц гоняет",- с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.

А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.

Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки,- сказала девочка.

Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки. Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,- сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займёмся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

Врёте, ни одного...

Я говорю,- терпеливо повторила девочка,- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Поделиться: