Корабельные орудия. Корабельные орудия Масса снаряда, кг

Самым тяжелым из советских полевых орудий времен ВОВ была 203-миллиметровая гаубица образца 1931 г., имеющая обозначение Б-4. Данное орудие было очень мощным. Однако основным недостатком гаубицы являлась очень большая масса. Данная гаубица входила в число немногих орудий, которые устанавливались на гусеничное тракторное шасси, которое в 20 – 30-х годах в больших количествах выпускались в СССР. Результатом того, что данное орудие было поставлено на тракторное гусеничное шасси, являлась общая политика руководства страны того времени, которая была направлена на развитие тракторных заводов, в связи с этим использование тракторных гусениц было лишь частью экономической политики государства. Поэтому 203-мм гаубица обр. 1931 г., в отличие от других тяжелых орудий того времени, могла пройти по заболоченным или мягким почвам.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне - Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela).


Это было важным преимуществом перед другими модификациями, особенно если учесть тот факт, что данная гаубица обладало огромной массой. Во время коротких переходов гаубицу разбирали на два узла. Но при перемещениях на значительные расстояния ее необходимо было разбирать на шесть основных узлов и перевозить тяжелыми тракторами на прицепах со скоростью, не превышающей 15 километров в час. Некоторые модификации Б-4 при транспортировке могли разбираться на пять частей. В целом, было создано шесть различных вариантов 203-мм гаубицы обр. 1931 г. Во всех модификациях использовалось гусеничное тракторное шасси, однако они отличались методом буксировки.

Разнообразие модификаций, созданных отечественной военной промышленностью для обыкновенных солдат не играло особой роли, поскольку основные характеристики орудия оставались без изменений на одном уровне. Как уже упоминалось, гаубица являлась довольно тяжелой. Ее скорострельность составляла один выстрел в 4 минуты (скорострельность не увеличивали даже несмотря на возможность выполнения данной операции). Несмотря на это при использовании гаубицы Б-4 можно было вести мощный заградительный огонь. При использовании 100-кг снарядов, орудие с успехом боролось с мощными укреплениями противника.

Советские артиллеристы ведут огонь по немецким позициям из 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4)

Сложность перевозки орудия стала причиной того, что большое количество гаубиц образца 1931 г. в начале войны было захвачено немцами. Они широко применялись как 203-миллиметровые Н 503(r). Необходимо отметить, что немецкая артиллерия ощущала в частях тяжелой артиллерии значительный недостаток орудий. Поэтому немецкие части пытались как можно больше использовать советские орудия. Главным образом, захваченные орудия использовались на Восточном фронте. Также 203-мм гаубицы немецкими частями применялись в Западной Европе и Италии.

Данное орудие по окончании Второй мировой войны сняли с вооружения армии СССР. Однако позже его вновь поставили в строй. Таким образом, гаубица образца 1931 года оставалась на вооружении СА до начала 1980-х годов. Гусеничное шасси было заменено колесным, а в середине 1970-х годов его сменила самоходная установка 257 (М-1975).

Тягач С-65 буксирует 203-мм гаубицу Б-4 образца 1931-го года. Карелия, Ленинградский фронт, переброска советской тяжелой артиллерии на новые позиции

Гаубицы Б-4 использовались в Финской войне 39-40 годов. По состоянию на 1 марта 1940 года, на финском фронте насчитывалось 142 гаубицы Б-4. Вышло из строя или было потеряно 4 гаубицы Б-4. Среди советских солдат данное орудие получило прозвище «карельский скульптор» (после попадания снаряды Б-4 в финский ДОТ он «превращался» в причудливую мешанину железной арматуры и кусков бетона). К началу ВОВ гаубицы Б-4 имелись только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. В период с 22 июня по 1 декабря 41-го года в боях потеряли 75 гаубиц Б-4, при этом промышленность передала 105 гаубиц. Гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК после начала войны отвели в глубокий тыл. Они вступили в боевые действия лишь в конце 42-го года, когда стратегическая инициатива начала переходить в руки Советской Армии. Несколько Б-4 в ходе ожесточённых боёв захватили немцы. Часть данных орудий поступила на вооружение немецкой армии под названием 20,3-см Н.503(r). У немцев на Восточном фронте к марту 44-го года имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r). Выстрелы к данным гаубицам комплектовались из немецких зарядов и советских 203-миллиметровых бетонобойных снарядов Г-620.

Гаубицы Б-4 в Красной Армии до конца войны были на вооружении только в артиллерии РВГК. Б-4 успешно использовалась в качестве основного орудия при прорыве укреплённых полос, штурме крепостей, а также в уличных боях в больших городах. Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведения такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан И. Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза. На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 09.06.44 г. под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю. Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные орудия от гигантского дота – цели гаубиц – находились на расстоянии 1200 метров. Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём фланговых дзотов подступы - это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать. Самым оригинальным способом применения гаубиц Б-4 стали боевые действия под Курском. В районе станции Поныри обнаружили немецкую самоходку «Фердинанд», которая была уничтожена попаданием в ее крышу 203-миллиметрового снаряда гаубицы Б-4.

8 дюймов даже для корабельных пушек солидно.

В 1926 году командование Красной Армии пришло к выводу о необходимости создания нескольких новых артиллерийских орудий. Войскам требовались новые пушки различного назначения с разными характеристиками. Заседание Артиллерийского комитета определило нужды армии следующим образом: 122-мм корпусная пушка, 152-мм пушка и 203-мм гаубица большой досягаемости. Так началась история одного из самых интересных отечественных орудий – гаубицы большой мощности Б-4.

Разработкой трех проектов нового оружия занялось конструкторское бюро Арткома. Группу, отвечавшую за создание гаубицы калибра 203 мм, возглавил Ф.Ф. Лендер. По решению Арткома, на разработку проекта отводилось 46 месяцев. Работы в КБ комитета продолжались до конца 1927 года. В сентябре 27-го ушел из жизни главный конструктор Лендер, и вскоре после этого проект передали ленинградскому заводу «Большевик» (Обуховский завод). Новым руководителем проектных работ стал А.Г. Гаврилов. Все дальнейшие работы по проекту нового орудия большой мощности велись именно там. Тем не менее, насколько известно, в дальнейшем специалисты КБ Арткома привлекались к выполнению некоторых работ, в частности к подготовке рабочих чертежей.

В середине января 1928 года завершилась разработка нового проекта. Специалисты предложили сразу два варианта самоходной гаубицы. При этом отличия орудий были минимальны: один из вариантов предусматривал использование дульного тормоза, а во втором проекте обошлись без этого агрегата. Специалисты Артиллерийского комитета рассмотрели два проекта и сделали свой выбор. По ряду причин технологического и эксплуатационного характера было решено продолжить разработку проекта пушки, не оснащенной дульным тормозом. По-видимому, конструкция орудия и лафета позволяла обойтись без дополнительных средств гашения импульса отдачи, ограничившись только противооткатными устройствами.

В силу некоторых причин следующие три года специалисты всех организаций, занятых в проекте, занимались определенными доработками проекта. В результате опытный образец новой гаубицы большой мощности был собран только в 1931 году. Летом того же года орудие доставили на Научно-испытательный артиллерийский полигон под Ленинградом, где начались первые испытательные стрельбы. Первые стрельбы имели своей целью подбор необходимых зарядов пороха. В начале тридцатых годов в СССР была введена новая номенклатура проектов артиллерийских орудий. Разработки завода «Большевик» теперь обозначались индексом, начинающимся с литеры «Б». Новая 203-мм гаубица получила обозначение Б-4.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне - Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela)

По имеющимся данным, уже в 1932 году ленинградский завод начал серийное производство новых орудий, хотя темпы строительства поначалу были не слишком высоки. Кроме того, в том же году появился проект модернизации орудия, направленный на повышение его мощности. С целью повышения характеристик было решено использовать новый ствол, который был длиннее старого на три калибра. Также изменилась форма казенника. Другие внешние отличия отсутствовали. Новый вариант гаубицы получил обозначение Б-4БМ («Большой мощности»). По аналогии старую версию назвали Б-4ММ («Малой мощности»). В ходе серийного производства и эксплуатации предпочтение отдавалось гаубице большей мощности. Во время ремонта гаубицы Б-4ММ получали новые удлиненные стволы, из-за чего орудия малой мощности постепенно были сняты с эксплуатации.

Гаубица Б-4, приданная 1-му стрелковому батальону 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, в ходе Берлинской наступательной операции. Командир батальона - капитан С. Неустроев, будущий Герой Советского Союза

После проведения всех испытания в 1933 году орудие Б-4 приняли на вооружение. Оно получило официальное название «203-мм гаубица обр. 1931 года». В том же году началось производство новых гаубиц на заводе «Баррикады» (г. Сталинград). Тем не менее, освоение производства столкнулось с серьезными проблемами. До конца 33-го сталинградские рабочие собрали только одну гаубицу, но не успели сдать ее. Первые два орудия новой модели были сданы «Баррикадами» только в 1934 году. Следует отметить, что заводы «Большевик» и «Баррикады» в некоторой мере доработали конструкцию гаубицы. Производство некоторых деталей и узлов велось с учетом возможностей конкретного предприятия.

203-мм гаубицы Б-4, буксируемые тягачами «Коминтерн» по Красной Площади во время первомайского парада 1941 года. Гаубицы Б-4 входили в состав гаубичных артиллерийских полков большой мощности Резерва Главного Командования

Подобные изменения позволили начать полномасштабное строительство новых орудий, но сказалось на сложности их обслуживания в войсках. Из-за переделки изначального проекта в соответствии с возможностями заводов-изготовителей войска получали орудия, имеющие достаточно большие отличия. Для исправления сложившейся ситуации в 1937 году был создан обновленный проект гаубицы на гусеничном ходу. В нем учитывались доработки и изменения, выполненные на предприятиях, а также вносились некоторые другие коррективы. Все это позволило избавиться от наблюдавшихся ранее различий. До начала 1937 года два завода выпустили и передали артиллеристам около 120 гаубиц.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на окраине Воронежа. Ствол гаубицы опущен для перезарядки орудия

Выпуск обновленных чертежей решил большую часть имевшихся проблем. Тем не менее, согласно некоторым источникам, гаубицы ленинградского и сталинградского завода все равно отличались друг от друга. В 1938 году комплект обновленной документации был передан Новокраматорскому машиностроительному заводу, который вскоре присоединился к изготовлению новых орудий.

После начала серийного производства гаубиц Б-4 специалисты Арткома и заводов-изготовителей несколько раз дорабатывали проект с целью повышения характеристик. Наибольшим изменениям при этом подвергался ствол. Изначально ствол был скрепленным и состоял из нескольких цилиндрических деталей. В дальнейшем было принято решение перейти на стволы с лейнером. Первый опытный лейнер для орудия Б-4ММ изготовили весной 1934-го, для Б-4БМ – к концу того же года. Ввиду определенных трудностей в дальнейшем гаубицы «Большей мощности» получали как скрепленные стволы, так и лейнеры. При этом производство лейнеров на «Баррикадах» началось только осенью 1938 года.

В том же 1934 году появилось предложение создать модификацию гаубицы Б-4, способную вести огонь нарезными снарядами. За счет полигональной формы боковой поверхности такие боеприпасы в теории должны были иметь более высокие характеристики. Для проверки такого предложения на заводе «Большевик» был изготовлен опытный ствол с особыми нарезами. В канале этого ствола имелись 48 нарезов крутизной 12 калибров. Глубина каждого нареза составляла 2 мм, ширина – 9 мм. Между нарезами оставалось поле шириной 4,29 мм. Такой ствол позволял использовать нарезные снаряды весом около 172-174 кг длиной 1270 мм с зарядом порядка 22-23 кг взрывчатого вещества. На боковой поверхности снарядов имелись нарезы глубиной 1,9 мм.

В конце 1936 года специалисты Научно-испытательного артиллерийского полигона проверили предложенную модификацию гаубицы, и пришли к неутешительным выводам. Поводом для критики проекта стали неудобство заряжания орудия, связанное с нарезной поверхностью снаряда, отсутствие заметных преимуществ перед Б-4 в базовом варианте и другие особенности опытной гаубицы для нарезных снарядов. Работы по этой тематике были свернуты ввиду отсутствия перспектив.

В 1936 году 203-мм гаубицы обр. 1931 г. получили новые стволы с измененной нарезкой. Ранее стволы имели 64 нареза шириной 6,974 мм с полями шириной 3 мм. В ходе эксплуатации выяснилось, что такая нарезка стволов или лейнеров может приводить к срыву полей нарезки. По этой причине был разработан новый вариант нарезки с нарезами шириной 6 мм и полями в 3,974 мм. В ходе испытаний таких стволов было выявлено их омеднение. Тем не менее, специалисты Артиллерийского управления справедливо решили, что подобный недостаток является приемлемой платой за избавление от ранее наблюдавшихся проблем.

Гаубица Б-4 получилась достаточно тяжелой, что сказалось на особенностях ее эксплуатации. К месту боевой работы орудие предлагалось доставлять в частично разобранном виде. Агрегаты лафета оставались на гусеничном буксируемом шасси, а ствол снимался и помещался на специальную ствольную повозку. Были разработаны два варианта повозки: гусеничный Б-29 и колесный Бр-10. Эти изделия имели как плюсы, так и минусы. К примеру, гусеничная ствольная повозка имела более высокую проходимость, однако в ходе эксплуатации регулярно ломались траки. Кроме того, чтобы стронуть с места повозку Б-29 с уложенным стволом требовалось усилие на уровне 1250 кг, поэтому в некоторых случаях ее приходилось буксировать сразу двумя тягачами. Колесная повозка требовала впятеро меньших усилий, но застревала на бездорожье.

Летом 1938 года были проведены сравнительные испытания двух ствольных повозок, по результатам которых оба этих агрегата подверглись серьезной критике. И Б-29, и Бр-10 не отвечали предъявляемым требованиям. Вскоре завод №172 (г. Пермь) получил задание на разработку нового буксируемого лафета как для Б-4, так и для двух других орудий, создававшихся в то время (т.н. артиллерийский триплекс). Этот проект лафета, получивший обозначение М-50, не удостоился должного внимания, из-за чего к началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 по-прежнему комплектовались несовершенными лафетами и повозками.

Основным элементом 203-мм гаубицы большой мощности Б-4 был нарезной ствол длинной 25 калибров (нарезная часть – 19,6 калибра). Орудия различных серий выпускались со стволами нескольких типов. Это были скрепленные стволы без лейнера, скрепленные с лейнером и моноблочные с лейнером. По имеющимся данным, независимо от конструкции стволы гаубиц были взаимозаменяемы.

Запирание ствола производилось при помощи поршневого затвора системы Шнейдера. Принцип работы затвора зависел от типа ствола. Так, орудия со скрепленными стволами имели двух- или тректактный затвор. С монолитными стволами использовались только двухтактные затворы. Напомним, двухтактный затвор при отпирании поворачивается вокруг своей оси, выходя из зацепления со стволом (первый такт), а затем вынимается из казенника и одновременно с этим уходит в сторону, позволяя зарядить орудие (второй). В случае с трехтактной схемой затвор сначала выходит из ствола, используя специальную раму (второй такт) и только после этого отводится в сторону (третий).

Ствол гаубицы закреплялся на противооткатных устройствах, выполненных на основе гидравлического тормоза отката и гидропневматического откатника. Во время выстрела все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны. В качестве дополнительного средства обеспечения стабильности при стрельбе использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета.

Люлька с орудием устанавливалась на т.н. верхний лафет – конструкцию, обеспечивавшую наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С гусеничным шасси верхний лафет контактировал при помощи вертикального боевого штыря, на котором мог вращаться при использовании механизмов наведения. Конструкция лафета и ограничения, связанные с мощностью отдачи, позволяли осуществлять горизонтальную наводку только в пределах сектора шириной 8°. При необходимости перенесения огня на больший угол приходилось разворачивать все орудие.

К люльке крепился зубчатый сектор механизма подъема. С его помощью можно было изменять угол возвышения ствола в пределах от 0° до 60°. Отрицательные углы вертикальной наводки не предусматривались. В составе механизма подъема имелась система быстрого приведения орудия к углу заряжания. С ее помощью ствол автоматически опускался и позволял производить заряжание.

Все агрегаты буксируемой гаубицы Б-4 устанавливались на гусеничном ходу оригинальной конструкции. Орудие оснащалось гусеницами шириной 460 мм, системой подрессоривания, тормозами и т.д. В задней части гусеничного хода предусматривалась станина с сошником для упора в грунт. Гусеничный лафет 203-мм гаубицы обр. 1931 года в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий: 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5.

Новая гаубица большой мощности была одним из самых крупных и тяжелых отечественных артиллерийских орудий того времени. В собранном виде орудие имело длину около 9,4 м и ширину почти 2,5 м. Высота линии огня составляла 1910 мм. Длина ствола с затвором превышала 5,1 м, а их общий вес достигал 5200 кг. С учетом т.н. откатных частей ствол весил 5,44 т. Лафет имел массу 12,5 т. Таким образом, готовая к стрельбе гаубица весила 17,7 т, не считая различных вспомогательных средств и боекомплекта. Ствольная повозка Б-29 на гусеничном ходу имела собственную массу на уровне 7,7 т, вес повозки со стволом достигал 13 т. Колесная повозка Бр-10 весила 5,4 т или 10,6 т со стволом.

Гаубица Б-4 обслуживалась расчетом из 15 человек. В их распоряжении имелся подъемный кран для загрузки снарядов и ряд другого оборудования, облегчавшего эксплуатацию орудия. В частности, на боковых поверхностях лафета предусматривались два сиденья для наводчиков, прикрытые металлическими щитками. Механизмы управления наводкой были выведены на обе стороны орудия.

На большие расстояния орудие Б-4 перемещали в разобранном виде. Гусеничный лафет можно было буксировать со скоростью не более 15 км/ч, ствольную повозку – не быстрее 25 км/ч. При необходимости перемещения гаубицы на небольшие расстояния (например, между позициями) допускалась буксировка в собранном виде. В таком случае скорость движения не должна была превышать 8 км/ч. Превышение рекомендованных скоростей грозило повреждением или разрушением ходовой части.

Гаубица Б-4 могла использовать все имевшиеся на вооружении артиллерийские снаряды калибра 203 мм. Основными ее боеприпасами были фугасные снаряды Ф-625 и Ф-625Д, а также бетонобойные Г-620 и Г-620Т. Эти боеприпасы весили около 100 кг и несли от 10 до 25 кг взрывчатого вещества. В послевоенный период номенклатура боеприпасов для орудия Б-4 расширилась специальным снарядом с ядерной боевой частью.

Орудие использовало раздельное картузное заряжание. Вместе со снарядом в камору предлагалось помещать один из 12 вариантов метательного заряда: от полного весом 15 кг до №11 весом 3,24 кг. Возможность комбинирования веса порохового заряда и угла возвышения ствола в сочетании с несколькими типами снарядов с разными характеристиками обеспечивала большую гибкость применения гаубицы. В зависимости от типа цели и дальности до нее можно было комбинировать угол вертикального наведения и вес метательного заряда. Дульная скорость снарядов колебалась от 290 до 607 м/с. Максимальная дальность стрельбы, достигавшаяся при оптимальной комбинации всех изменяемых параметров, достигала 18 км.

Для загрузки снарядов и картузов с порохом использовался небольшой подъемный кран, расположенный на станинах лафета. Ввиду большой массы боеприпасов ручное заряжание было затруднительно. Перед подъемом на линию заряжания снаряды помещались в специальный лоток, который и поднимался краном. Подобная аппаратура облегчала работу расчета, но скорострельность была небольшой. Натренированный расчет мог делать один выстрел за две минуты.

Несмотря на все трудности, три завода за несколько лет смогли освоить выпуск гаубиц большой мощности Б-4 обр. 1931 г. На пике производства каждый из трех заводов ежегодно выпускал по несколько десятков орудий. К началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала 849 такими гаубицами, что превышало изначально требовавшееся количество.

Известно, что в августе 1939 года был утвержден новый мобилизационный план, в котором, помимо прочего, устанавливалась организационная структура артиллерии большой мощности. В составе Артиллерии Резерва Главного командования планировалось сформировать 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц Б-4 в каждом. Численность личного состава каждого полка – 1374 человека. 13 новых полков должны были иметь двойное развертывание. Войскам в общей сложности требовалось 612 новых орудий. В то же время, для удовлетворения требований военного времени нужно было дополнительно построить порядка 550-600 гаубиц.

Первым вооруженным конфликтом, в котором использовались гаубицы Б-4, стала Советско-финская война. К концу 1939 года на фронт было переброшено почти полторы сотни таких орудий, которые активно использовались для уничтожения финских укреплений. Орудия Б-4 показали себя неоднозначно. Мощности гаубицы хватало для уничтожения некоторых дотов, но нередко артиллеристам приходилось сталкиваться с более защищенными целями. Иногда для разрушения бетонного сооружения требовалось попасть в одну точку двумя или тремя снарядами. При этом для ведения эффективного огня гаубицу приходилось чуть ли не вручную подводить на расстояние около 200 м от цели. Общая мобильность гаубицы тоже оставляла желать лучшего из-за ограничений, связанных с ее транспортировкой.

Боевая работа артиллеристов осложнялась малыми углами горизонтальной наводки, из-за чего для перенесения огня на большой угол требовалось разворачивать все орудие. В некоторых ситуациях расчетам не хватало защиты от огня противника, из-за чего приходилось полагаться на спешно вырытые окопы и другие укрытия.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, гаубицы большой мощности Б-4 хорошо справлялись со своими обязанностями. Использование этих орудий позволило уничтожить большое количество финских укреплений и тем самым позволило войскам выполнить поставленные задачи. Из 140 с лишним гаубиц зимой 1939-40 годов было повреждено или потеряно только 4. Остальные по окончании войны вернулись в части. Удачные попадания бетонобойных снарядов оставляли от финских укреплений груду колотого бетона и согнутой арматуры. За это гаубица Б-4 получила прозвище «Карельский скульптор».

22 июня 1941 года в составе Артиллерии Резерва Главного командования имелись 33 гап б/м вооруженных гаубицами Б-4. По штату им полагалось 792 гаубицы, хотя фактическое их количество, по некоторым данным, не превышало 720. Начавшаяся война привела к потере некоторого количества орудий. За лето и осень 41-го красноармейцы по разным причинам потеряли 75 гаубиц. Производство такого оружия было сильно сокращено в пользу более актуальных систем, из-за чего за время войны было изготовлено и передано войскам только 105 гаубиц.

Часть потерянных орудий стала трофеями немецких войск. Так, 529-й гап б/м, не имея нужного количества тягачей, летом 41-го потерял 27 исправных орудий. В Вермахте трофейные Б-4 получили обозначение 20,3 см Haubitze 503(r) и ограниченно использовались во время различных операций. Для стрельбы из этих гаубиц немцы использовали трофейные бетонобойные снаряды Г-620 и пороховые картузы собственного производства. По ряду причин количество «немецких» Б-4 постоянно сокращалось. Так, к весне 44-го в распоряжении противника имелось лишь 8 трофейных орудий.

Ввиду малой мобильности и постоянного отступления войск командование Красной Армии еще летом 1941 года приняло решение отвести все гаубичные артиллерийские полки большой мощности в тыл. На фронт артиллеристы вернулись только к концу 1942 года, когда стратегическая инициатива начала переходить к Советскому Союзу. В дальнейшем гаубицы Б-4 активно использовались в различных наступательных операциях в качестве средства уничтожения укреплений противника.

Как и другие гаубицы, орудие обр. 1931 года предназначалось для стрельбы по навесным траекториям. Тем не менее, во второй половине войны красноармейцы освоили и стрельбу прямой наводкой. Первый такой случай произошел 9 июня 1944 года на Ленинградском фронте. Задачей артиллерии большой мощности было уничтожение хорошо защищенного крупного дота, прикрытого другими огневыми точками. Этот комплекс укреплений был основой обороны противника в районе, из-за чего его требовалось уничтожить в кратчайшие сроки. Артиллеристы-красноармейцы под командованием командира батареи гвардии капитана И.И. Ведмеденко, маскируя тягачи шумом боя, вывели на позицию две гаубицы Б-4. В течение двух часов гаубицы прямой наводкой с расстояния 1200 м били бетонобойными снарядами по стенам укрепления толщиной в несколько метров. Несмотря на нестандартный способ применения, орудия справились с задачей. Командир батареи, уничтожившей дот, был удостоен звания Героя Советского Союза.

В дальнейшем 203-мм гаубицы большой мощности обр. 1931 г. неоднократно вели огонь прямой наводкой. Широко известны кадры кинохроники, на которых расчет орудия стреляет таким образом на улицах Берлина. Тем не менее, основным способом стрельбы остался огонь «по-гаубичному», с большими углами возвышения. На момент окончания Великой Отечественной войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.

Характерной особенностью гаубицы Б-4 была низкая мобильность, обусловленная ограничениями используемого гусеничного лафета. Решением этой проблемы могло стать создание самоходной артиллерийской установки, вооруженной таким орудием. В тридцатых годах советские инженеры разрабатывали САУ СУ-14 на базе тяжелого танка Т-35. Максимальная скорость такой машины на шоссе достигала 22 км/ч. Было построено два опытных экземпляра, которые в 1940 году прошли испытания и были отправлены на хранение. В 41-м их отправили на станцию Кубинка для участия в обороне Москвы. Это был единственный случай боевого применения таких самоходок.

Уже после окончания войны военные вернулись к идее создания колесного лафета для Б-4 и других орудий. По ряду причин работы затягивались, в результате чего опытный экземпляр гаубицы Б-4М на колесном ходу появился только в 1954 году. Новый колесный лафет в определенной мере повторял конструкцию гусеничного. Системы крепления гаубицы остались прежними, верхний лафет так же не претерпел серьезных изменений. Нижние агрегаты лафета получили опорную плиту и четыре колеса. При подготовке к стрельбе колеса должны были подниматься, в результате чего опорная плита орудия опускалась на землю.

В 1954 году военные испытали новый лафет с орудием Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2. В следующем году его приняли на вооружение. Новыми агрегатами оснащались орудия Б-4 (после такой модернизации они обозначались как Б-4М), Бр-2 и Бр-5. Новые стволы, затворы и т.д. не производились. Модернизация заключалась в установке имеющихся агрегатов на новые лафеты.

Имея большую мощность и высокое могущество снарядов, гаубица обр. 1931 г. оставалась на вооружении до конца восьмидесятых годов. Более того, в середине шестидесятых номенклатуру ее боеприпасов дополнили новым специальным снарядом 3БВ2 с ядерной боевой частью. Такой боеприпас позволял значительно повысить боевые возможности старого орудия.

Гаубица большой мощности Б-4 калибра 203 мм является одним из самых известных артиллерийских орудий СССР времен Великой Отечественной войны. Орудие с характерной конструкцией и высокими характеристиками стало одним из символов любой наступательной операции Красной Армии. Все крупные операции, проводившиеся с конца 1942 года, осуществлялись при огневой поддержке 203-мм гаубиц, уверенно поражавших укрепления противника.

Продолжение Начало см. «ТиВ» №№ 9. 10/98: № 1/99


ПРОИЗВОДСТВО И БОЕВАЯ СЛУЖБА ГАУБИЦ Б-4

К I ноября 1936 года в РККА состояло 203 мм гаубиц Б 4: [Табл. 68]

К 1.01.1937 г. была изготовлена 31 г аубица Б-4ММ и 88 гаубиц Б-4БМ.

Таким образом, всего было произведено 31 гаубица Б-4ММ и 977 гаубиц Б 4БМ.

Гаубицы Б 4 принимали участие в Финской войне 1039 1940 годов. На 1.03.1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя четыре гаубицы Б- 4 (одна в декабре 1939 года и три в январе феврале 1940 года).


Таблица 68 Таблица 69 Производство гаубиц Б-4БМ в 1937-1941 годах

К 22 июня 1941 года в РККА имелось всего 849 гаубицы Б 4, из которых 41 гаубица нуждалась в капитальном ремонте.

В 1938 1939 гг. была предпринята попытка ввести 203 мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»), по шесть гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии, причем взамен шести гаубиц каждый дивизион получил 12-15 гаубиц пушек МЛ-20.

К началу войну гаубицы Б 4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло две гаубицы, соответственно, одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б 4, то есть всего по штату 792 гаубицы, а фактически в полках состояло 727 гаубиц.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б 4, а от промышленности отпущено в войска 105 гаубиц. В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так, в г. Дубно был захвачен немцами 529 й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203 мм гаубиц Б 4. Часть из них поступила на вооружение германской армии пол названием 20,3-см Н.503(г). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.503(т), выстрелы к которым комплектовались из советских 203 мм бетонобойных снарядов Г 620 и немецких зарядов. Вес полного немецкого заряда составлял 15.4 кг.

В советской армии гаубицы Б 4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года имелись в 30 бригадах и четырех отдельных полках. Всего по штату должно было быть 768 гаубиц, а имелось 760.


Вооружение гаубицы Б-4. Повозка со стволом на лафете. Вид сзади



Ствольная повозка на колесном ходу к гаубице Б-4



Ствольная повозка Бр-10 203-мм гаубицы Б-4


Устройство ствола Б-4

Гаубицы Б 4 имели стволы:

а) скрепленные без лейнера и с лей- нером;

б) моноблоки с лейнером.

Затвор поршневой типа Шнейдер. Тс и другие стволы могли иметь двухтактные и трехтактные затворы. Лейнеры для двухтактного затвора не взаимозаменяемы с лейнерами для трехтактных затворов.

I) Скрепленный ствол (без лейнера) состоял из трубы, кожуха, казенника и втулки кожуха.

Кожух надет на трубу в горячем состоянии с натяжением.

2) Скрепленный ствол с лейнером состоял из лейнера, трубы, кожуха, казенника и втулки кожуха.

Лейнер вставлялся в трубу с диаметральным зазором 0,03-0,2 мм.

3) Ствол моноблок с лейнером по внешнему виду ничем не отличался от скрепленного ствола с лейнером. Ствол моноблок имел только двухтактный затвор.

Замена лейнера могла производиться в полевых условиях.

Устройство лафета Б-4 (с указанием отличий для Бр-2 и Бр-5)

Лафет Б-4 имел некоторые отличия от лафетов Бр-2 и Бр-5. Так, у Бр-2 в лафет введен дополнительный уравновешивающий механизм, а у мортиры Бр-5 изменен профиль шпонок в тормозе отката, усилен кран заряжания и др. В связи с этим и постановка стволов различных калибров на один и тот же лафет могла быть произведена только в заводских условиях.

Стрельба из мортиры Бр -5 при углах ВН меньших 15° ввиду слабой устойчивости системы при малых углах возвышения допускалась только в исключительных случаях.

Подъемный механизм имел один сектор, прикрепленный к люльке. Поворотный механизм секторный. Уравновешивающий механизм (имелся только у Бр-2) гидропнсвматичсский, толкающего типа. Тормоз отката гидравлический, а накатник гидропневматический. Все противооткатные устройства при накате неподвижны.

Верхний станок представлял собой клепаную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и вращался на нем при действии поворотным механизмом. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.

В лобовой части нижнего станка под нижним листом по бокам приклепаны литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось круглого сечения. На конус боевой оси надевались гусеницы.

Заряжание производилось в помощью крана с лебедкой и при помощи кокора.

Орудийные повозки

Орудийная повозка Бр-10 состояла из корпуса повозки, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Повозка снабжена листовыми рессорами. Скорость возки Бр-10 со стволом до 25 км/час.

Кроме повозки Бр-10 были на вооружении:

а) Железная ствольная повозка с колесами тракторного типа. Повозка имела ограниченную проходимость. Подрессоривание отсутствовало.

б) Ствольная повозка на гусеничном ходу Б-29. Ход от танка Т-26. Повозка отличалась большим весом (7,7 т без ствола), скорость возки до 10 км/час.


Таблица 70 Данные серийных орудий триплекса Б-4БМ, Кр-5 и Бр-2
Данные орудий Б-4ММ Б-4БМ Бр-5 Бр-2
Калибр, мм 203.4 203.4 279,4 152
Длина ствола, мм/клб 4466 5087/25 4750/17 7170/47,2
Тип нарезки Постоянной крутизны Постоянной крутизны Постоянной крутизны Постоянной крутизны
Число нарезов 64 64 88 32
Глубина нареза, мм 2,0 2,0 1,7 3,1
Угол ВН, град. 0°; +60° 0°; +60° 0°; +60° 0°; +60°
Угол ГН, град. ±4° ±4° ±4° ±4°
Угол заряжания, град.
Длина отката при углах ВН, мм.
от 0° до 30° 1300-1400 1300-1400 1300-1410 1250-1360
от 30° до 42° 1300-760 1400-850 1410-850 1360-850
от 42° до 60° 760 850-880 850-880 850-880
Высота линия огня, мм 1920 1920 1920 1920
Длина системы в боевом положении, мм 9000 9600 8993 11448
Ширина системы в боевом положении, мм 2490 2490 2490 2490
Ширина трака гусеницы, мм 460 460 460 460
Вес системы в боевом положении, кг 15 800 17 700 18 400 18 200
Система в походном положений
1) Нераздельная возка
Длина системы, мм " 10 ?$0 11 370 10 941 I ; 13 403
Вес системы, кг 16 830 Около 19000 около 19 700 около 19 500
2) Лафетная повозка
Длина с передком, мм 9090 9090 9090 9090
Высота, мм 2550 2600 2600 2600
Ширина, мм 2655 2700 2700 2700
Клиренс, мм 260 320 320 320
Вес лафетной повозки с перед­ком, кг _ 13 800 13 800 13 800
Вес передка лафета, кг 1300 1300 1300 1300
3) Орудийная повозка Бр-10
Длина повозки, мм - 7380 7043 10 490
Ширина повозки, мм - 2555 2555 2555
Высота повозки, мм - 1900 2000 1900
Клиренс, мм 310 310 310 310
Вес пустой повозки, кг около 5400 около 5400 около 5400
Вес повозки со стволом кг - около 10600 около 11 300 около 11 100
4) Орудийная повозка, с колесами такторного типа
Длина повозки, мм 7535 8165 8165 8165
Высота повозки, мм 1855 1850 1850 1850
Ширина хода, мм 2655 2655 2655 2655
Кпиренс, мм 310 310 310 310
Вес повозки со стволом, кг 9230 9590 _
5) Орудийная повозка Б 29
(на гусеничном ходу)
Длина без ствола, мм - 5590 5590 5590
Длина со стволом (со стре­лой/без стрелы), мм _ 6790/8480 8770/10460
Ширина, мм 2410 2410 2410
Ширина хода, мм - 2130 2130 2130
Ширина трака гусеницы, мм 285 285 285
Клиренс, мм - 350 350 350
Вес повозки без ствола, кг - около 7700 около 7700 около 7700
Вес повозки со стволом, кг _ около 12 900 около 13650 около 13 420
Эксплуатационные данные
Расчет, чел. 15 15 15 15
Скорострельность, выстр./мин один в 2 мин один в 2 мин один в 2 мин один в 2 мин
Скорость возки по шоссейным и грунтовым дорогам, км/час.
для лафетной повозки до 8 12-15 12-15 12-15
для орудийной повозки до 8 до 25 до 25 до 25
система в вооруженном виде до 5 ДО 5 ДО 5 ДО 5
Скорость возки по булыжной мостовой и пересеченной местности, км/час:
для лафетной повозки до 5 до 8 до 8 до 8
для орудийной повозки до 5 15-18 15-18 15-18
система в вооруженном виде до 3 до 3 до 3 до 3
Время перехода из походного положения в боевое, включая вооружение орудия, и отрыв­ку ровиков под сошник и ка­зенную часть ствола в зависи­мости от грунта и времени года от 45 мин до двух часов от 45 мин до двух часов от 45 мин до двух часов от 45 мин до двух часов


Орудийная повозка Б-29 на гусеничном ходу


Таблица 71 Боеприпасы и баллистика
наименование снаряда Индекс снаряда Вес снаряда, кг Длина, клб Вес ВВ,кг Тип взры­вателя
Фугасный Ф-625Д* 100 15,77 РГМ-2
Фугасный с привинтной головкой Ф-625 100 4,3 23,4 РГМ-2
Бетонобойный Г-620 100 4,4 15,36 ДБТ или КГГД
Бетонобойный Г-620Т 146 5.0 10,72 ДБТ
Фугасный Ф-620 98,75 4,75 18,97 ЗДТ-2
Фугасный английский Ф-621 98,35 3,85 15,91 УГТ
Фугасный английский Ф-621Г 98,51 3,85 15,91 4ГТ

Примечание:

* – Снаряд Ф-625Д отличается от Ф-625 только увеличенной длиной цилиндрической части.


Таблица 72
Заряд Состав заряда Вес заря­да, кг
Полный Пакет + 6 равновесных пучков 15-15,5
№ 1 Пакет + 5 равновесных пучков 13,9-14,1
№2 Пакет + 4 равновесных пучка 12,8-13,3
№3 Пакет + 3 равновесных пучка 11,78-12,27
№4 Пакет + 2 равновесных пучка 10.72-11.2
№5 Пакет + 1 равновесный пучок 9.66-10.14
№6 Пакет 9,075
№7 Пакет № 11+ пучки №№ 10.9, 8, 7 5,3-5,42
№8 Пакет № 11 + пучки №№ 10. 9, 8 4.64-4,7
№9 Пакет № 11+ пучки №№ 10, 9 4,07
№10 Пакет № 11 + пучок № 10 3,56-3,6
№11 Пакет № 11 3,24

Таблица 73 Б. Выстрелы для Б-4

Таблица 74 Таблица стрельбы Б-4БМ
Снаряд Заряды (начальная скорость 1 дальность.м/с/м)
Полный № 1 №2 No 3 No 4 No 5 №6 №7 No 8 №9 No 10 №11
Ф-625 нельзя 526 497 467 437 нет 37 0 344 320 298 нет
13600 12 800 12 200 11 600 10 800 тс 9200 8400 7600 700
Ф-625Д, Г-620. 607 573 542 510 478 446 414 379 352 327 305 288
Г-620.Ш
17 890 16 800 15600 14 800 13 600 12 600 11800 10 800 9800 9000 8000 7480
Ф-621. гра­ната от гаубицы VI 565 538 506 474 442 407 373 347 323 202 286
нельзя 12 835 12 235 11 545 10810 10 055 9280 8630 8005 /340 6625
Г-620Т нельзя нельзя 480 4S5 429 402 12180 374 11 050 312 8550 290 7580 270 6600 254 5880 242" 5390
15 420 14 430 13 300
Таблица стрельбы Б 4ММ
Г-620 нельзя 551 518 486 454 422 392 366 339 315 296 280
Г-620Ш 16 038, 15 000 13 950 12 905 11 960 11 114 10 330 9400 8464 7730 7126
Ф-621 нельзя - 506 - 416 385 363 334 3091 290 274
12 260 I 9865 9260 8758 8010; 17207 6670 6106

Примечание: Согласно ряду документов, стрелять английским снарядом Ф-621 из гаубицы Б-4ММ можно было только зарядами № 2-11. А по другим документам можно было стрелять и зарядом № 1

Обе повозки постепенно заменялись на Бр-10. [Табл. 70]

А. Заряды для Б 4БМ

1) Заряд полный переменный 3-625 (полный, №№ 1-6) марки 17/7 или 15/7.

2) Заряд уменьшенный переменный 3-625У (№№ 7-11) марки 4/1 или 5/1.

Гаубица Б-4ММ стреляла всеми снарядами от Б-4БМ и всеми се зарядами, кроме полного.

Боеприпасы и баллистика

[Табл. 71-74)


280-ММ МОРТИРА Б-33

История создания мортиры

Триплекс большой мощности был слишком лакомым куском, чтобы заводы «Баррикады» и «Большевик» не вступили в острую борьбу за каждую систему, входившую в триплекс. В 1935 году на заводе «Большевик» в инициативном порядке был изготовлен ствол 280-мм мортиры Б-33, позднее включенный в план 1936 года. Руководителем проекта был инженер Крупчатников.

Ствол мортиры состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор поршневой от 280 мм мортиры Шнейдера. Ствол был установлен на лафете Б 4.

Уравновешивающего механизма у Б- 33 не было, но качающаяся часть уравновешивалась на цапфах увеличением веса казенной части. К казеннику прикреплялся добавочный груз. Ствольная повозка к мортире разработана не была, и мортира испытывалась возкой только в нераздельном положении.

1 февраля 1936 года мортира Б-33 была отправлена на НИАП, где она прошла заводские испытания в объеме восьми выстрелов. 24 апреля мортира была принята заказчиком и вновь отправлена на завод. 17 мая 1936 года мортира Б-33 вновь прибыла на НИАП для проведения полигонных испытаний.

В ходе полигонных испытаний мортира стреляла снарядом весом 200 кг длиной 3,25 клб с взрывателем 5ДТ 2. [Табл. 751


Таблица 75

Вес заряда, кг 11,45

Начальная скорость, м/с 420

Дальность приведенная, м 11 060

Угол, град 45°

Средние отклонение снаряда:

по дальности – 28,5 м,

боковое 6,7 м.


Меткость была лучше, чем у 280-мм мортиры Шнейдера.

В ходе полигонных испытаний было отмечено тугое открывание замка. Проходимость при нераздельной возке оказалась одинаковой с гаубицей Б-4. Согласно заключению комиссии мортира Б 33 полигонные испытания выдержала, а после устранения отмеченных недостатков может быть допущена к войсковым испытаниям.

Однако по непонятным соображениям АУ и на этот раз отдало предпочтение заводу «Баррикады», и в серию пошли 280-мм мортиры Бр-5. А опытный образец мортиры Б-33 в дальнейшем использовался для стрельб в интересах Бр-5. 20 марта 1939 года мортира Б 33 была отправлена с АНИОПа на завод «Баррикады», чтобы конструкторам было легче копировать наработки «Большевика». [Табл. 76]


Таблица 76 Данные 280 -мм мортиры Б-33

Калибр, мм 280

Длина ствола, мм/клб 5210/18,6

Крутизна нарезов, клб 20

Число нарезов 88

Глубина нареза, мм 1,7

Вес ствола с затвором,кг 5636

Угол ВН. град + 60°

Угол ГН, град 4°

Длина отката, мм:

длинного для углов от 0° до+38° 1350-1400

короткого для углов более +38° 850-900

Высота линии огня, мм… 1920

Длина системы, мм:

в боевом положении при угле 0° 9400

в походном положении 11 330

Скорострельность (на полигонных испытаниях) выстр./мин один выстрел за 2 мин 30 сек

Время перехода из боевого положения в походное или обратно при неразделенной возке, мин 10-15

Максимальная скорость при неразделенной возке, км/ч 6


280-ММ МОРТИРА ОБР. 1939 Г. БР-5

История создания мортиры

Ствол 280-мм мортиры Бр-5 был разработан на заводе «Баррикады» под руководством Иванова. Ствол мортиры скрепленный, состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор двухтактный типа Шнейдера.

Опытный образец мортиры испытывался на заводе 19 и 29 декабря 1936 года. Было сделано 10 выстрелов. Отмечалось тугое закрывание затвора.

13.04.1937 года опытный образец Бр -5 прибыл на НИАП с «Баррикад». В ходе полигонных испытаний было сделано 103 выстрела. Меткость оказалась хуже, чем у 280-мм мортиры Шнейдера. Опытная мортира Бр-5 была уравновешена муфтой, надетой на дуло орудия. В последующих системах ствол был уравновешен дульным утолщением. Таким образом, ни у опытной, ни у серийных мортир не было уравновешивающего механизма.

Средняя скорострельность мортиры составила один выстрел за 11 минут. Но здесь необходимо учитывать время на уход расчета в укрытие. Без этого на выстрел уходило около восьми минут.

Согласно заключению комиссии от 9.10.1937 г. «Бр 5 полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям без исправления дефектов и повторных полигонных испытаний на НИАПе.»

Постановлением СТО от 13.05.1937 г. заводу «Баррикады» предписывалось изготовить восемь 280 мм мортир в 1937 году. Ввиду недоработанное™ конструкции АУ сократило заказ 1937 года до двух мортир, но ни в 1937 году, ни в 1938 они изготовлены не были. Их закончили только в начале 1939 года. На НИАП две системы доставили лишь 5 июня 1939 года. Эти мортиры отличались способом заряжания. У мортиры № 2 тележка со снарядом передвигалась по рельсовому пути, и снаряд досылался механическим прибойником, как у 280 мм мортиры Шнейдера, а у мортиры № 3 подвоз снарядов осуществлялся тележкой без рельс, а подъем снарядов производился краном, как у Б 4. После сравнительных испытаний для серийных мортир был принят второй способ заряжания.


Таблица 77 Боеприпасы Бр-5

Примечание * – Вес мелинита/вес тротила. В 30-х годах при переснаряжении тротилом указанные взрыватели заменялись на УГТ и УГТ-2.


Таблица 78 Таблицы стрельбы из мортиры Бр- 5Заряд
Состав заряда Вес за­ряда. кг Начальная скорость, м/с Даль­ность, м
1. Для снаряда Г-675
3-675Б Полный ОП + 4 пучка 9,88 356 10410
полный переменный Ns 1 ОП + 3 пучка 9.21 340 9800
№ 2 ОП + 2 пучка 8,54 324 9140
N8 3 ОП + 1 пучок 7,87 308 8440
№4 .. ОП 7.20 292 7700
№ 5 ОП + 5 пучков 5.70 277 6960
3-675БУ № 6 ОП + 4 пучка 5.25 264 6330
уменьшенный
переменный
№ 7 ОП + 3 пучка 4,60 251 5750
№ 8 ОП + 2 пучка 4,35 238 5220
№ 9 ОП + 1 пучок З.90 224 4670
№ 10 ОП 3.45 ; 210 4150
2. Для снаряда Ф-674К
3-675 полный Полный ОП + 1 пучок 11.56 423 10 950
переменный №1 ОП 870 350 9090
3-675У №2 ОП + 2 тучка 5.13 280 6660
уменьшенный: № 3 ОП + 1 пучок 4.22 250 5460
переменный j №4 ОП 3 25 220 4770
3. Для снаряда Ф-674
3-675А полный Полный ОП + 2 пучка 8 55 290 7350
№ 1 ОП +1 пучок 7,375 265 6230
№ 2 ОП 6.20 240 5220
4. Для снаряда Ф-674Ф
3-675Ф полный Полный ОП+3 пучка 9.51 360 9350
№ 1 ОП + 2 пучка 8.09 324 8400
№ 2 ОП + 1 пучок 6,67 287 7000
№3 ОП 5.25 250 5430

В августе 1939 года при стрельбе из Бр-5 на АНИОПе деформировался нижний станок, и АУ распорядилось упрочить станки мортир. Хотя мортира Бр 5 не была отлажена, завод «Баррикады» запустил се в валовое производство. Всего в 1939 году было сдано 20 мортир, и еще 25 – в 1940 году. В 1941 году не было сдано ни одной 280 мм мортиры. После начала Великой Отечественной войны Бр-5 не производились.

Четыре 280- мм мортиры Бр-5 поступили в ноябре 1939 гола в 40- й ОАД ОМ. С началом Финской войны они прошли своим ходом 260 км до огневой позиции. Всего в ходе боевых действий было сделано 414 выстрелов, то есть приблизительно по 100 выстрелов на ствол. При стрельбе по прежнему отмечалось тугое открывание и закрывание затвора. Компрессор выбрасывал жидкость через корпус сальника – причину устранить не удалось. При угле возвышения 18- 20° разбивался железный опорный брус. В ходе Финской войны ни одна мортира Бр- 5 не была потеряна.

22.06.1941 г. в РККА имелось на вооружении 25 280-мм мортир Шнейдера и 47 280-мм мортир Бр 5 (видимо 45 серийных мортир и две опытные мортиры, сданные в начале 1939 года). Все 280 мм мортиры входили в восемь ОАД ОМ. В каждом дивизионе имелось по 6 мортир. Итого в АРГК было 48 280-мм мортир Шнейдера и Бр-5. К 1 мая 1945 года в АРГК также было налицо 48 мортир.

Боеприпасы и баллистика мортиры Бр-5

Следует отметить, что все фугасные снаряды к Бр-5 были спроектированы еще до 1917 года и предназначались для 280 мм мортиры Шнейдера. Ф-674 и Ф 674К – русские старые гранаты, а Ф 674Ф французская.

Бетонобойный снаряд Г 675 был испытан в 1939 году, но в таблицах боевой комплектации появился лишь в 1942 году [Табл. 78]

Максимальное давление в канале ствола 1760 кг/см2 (для Г 675).

Данные приведены по таблицам стрельбы 1939 года. По таблицам стрельбы 1954 года начальная скорость осталась без изменений, несколько изменились веса зарядов и дальности полета. Например, для полного заряда (Г 675) дальность составила 10650 м, а для № 10 дальность 4200 м.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ЛАФЕТНЫХ И СТВОЛЬНЫХ ПОВОЗОК К Б-4

История

Триплекс в составе 203 мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр 2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б 29. изготовленных заводом «Большевик», постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б 29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр 10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два «Коминтерна» цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки БР-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д.



Мортира Бр-5


Таблица 79 Данные триплекса М-50
Орудие Пушка Гаубица Мортира
Калибр, мм 152 203,4 280
Угол ВН, град. ~4°; +45° -4°; +60° -4°; +70°
Угол ГН, град. 60" 60° 60°
Диаметр колеса, мм 1070 1070 1070
Вес системы в боевом по­ложении, кг 19 500 19 600 19 500
30 30 30
Скорость возки по шоссе, км/час 25 25 25

Таблица 80 Данные модернизированных лафетов

Б-4М Бр-2М I
Угол ВН, град. 0°. +60° 0° +60°
Угол ГН. град.
Длина отката, мм:
при углах от 0° до 30° 1300 - 1410 до 1370
при углах от 30° до 42" 1400 -- 850 _
при углах от 42° до 60° 850-880 -
Высота линии огня, мм 1920 -
Длина орудия в боевом положении, мм 9400 11 500
Длина орудия (со стволом) в походном положении, мм 10 100 10 100
Ширина орудия в походном и боевом положении, мм 3,50 3,50
Высота орудия в боевом по­ложении при угле 0°, мм 2230 2230
Высота орудия в походном положении (ствол закреп­лен по походному), мм 3000 3000
Ширина хода, мм 2250 2250
Вес системы в боевом поло­жении, кг 19 700 20 200
Вес системы в походном по­ложении с укладкой и передком, кг 21 9СЭ 22 400
Время перехода из походного положения в боевое, мин 30-60 30-60

В отчете о сравнительных испытаниях ствольных повозок Бр 10иБ-29от7 августа 1938 года не без основания было сказано: «Обе повозки плохи и не отвечают предъявленным требованиям». Работы по созданию новых ходовых частей как к лафету Б 4, так и новых ствольных повозок, в 1936-1941 гг. велись на многих заводах. Так, в 1937 году на заводе «Баррикады» был изготовлен опытный образец гусеничного хода для лафета Б-4, получивший индекс Бр 7. Однако он не выдержал полигонных испытаний и дальнейшей отработке не подлежал.

С 25 ноября по 30 декабря 1939 года проходила войсковые испытания 203-мм гаубица Б 4 с новым гусеничным ходом лафета Т-117. Гаубица Б-4 на Т-117 прошла 962 км за трактором «Ворошиловец» со средней скоростью 8-14 км/час, максимальная скорость на отдельных участках достигала 25 -30 км/час. По сравнению со старым гусеничным ходом Т 117 имел следующие преимущества: меньшее удельное давление на грунт, выше проходимость и скорость движения, система была более устойчива на походе и при стрельбе. Недостатками Т 117 являлись: больший на 1330 кг вес хода и недостаточная прочность траков. По результатам испытаний комиссия сделала вывод: Т 117 полигонные испытания выдержал, но этих испытаний недостаточно для принятия его на вооружение, надо провести дополнительные полигонные испытания в весенне-летних условиях. На вооружение гусеничный ход Т-117 так и не поступил. В 1939 году заводом «Баррикады» была создана колесная ствольная повозка Бр-15. Заводские испытания Бр-15 прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года. Вес Бр- 15 без ствола составлял 5650 кг (с укладкой 6090 кг). По сравнению с Бр-10 у Бр-15 была увеличена ширина шин задних колес, а у передних колес диаметр увеличен с 900 до 1250 мм, клиренс увеличен с 310 до 410 мм.

На заводских и полигонных испытаниях повозка Бр-15 показала лучшую проходимость, чем Бр 10 и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов.

Но на вооружение Бр 15 принята не была. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу, существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка сможет двигаться в 2 раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет.



Эскиз 152-мм пушки дуплекса М-50


ТРИПЛЕКС М-50

История проектирования триплекса М-50

Неудовлетворительная маневренность лафета Б-4 заставила ЛУ наряду с попытками модернизировать этот лафет начать проектирование принципиально нового колесного лафета. 8 февраля 1938 года ЛУ утвердило тактико-технические требования на разработку 203 мм гаубицы и 152-мм пушки на едином лафете (дуплекса). Лафет и ствольная повозка должны быть на колесах и быть едиными для обеих систем. Качающиеся части орудий. баллистика и боеприпасы должны быть взяты от 152 мм пушки Бр-2 и 203-мм гаубицы Б 4.

ЛУ заключило с заводом № 172 договор на разработку проекта дуплекса со сроком сдачи в мае 1939 года. Опытный образец планировалось изготовить в ноябре 1939 года. В Перми дуплексу присвоили заводской индекс М 50 и этим ограничились, ссылаясь на занятость конструкторов проектированием 107-мм дивизионной пушки М 60 и 203-мм корпусной гаубицы М-40. К работе над М 50 на заводе вернулись лишь в начале 1940 гола. 9 июня 1940 года ЛУ- потребовало от завода № 172 обеспечить наложение на лафет еще и тела 280 мм мортиры Бр-5, то есть дуплекс превратился в триплекс.

Для ускорения работы над М-50 в 1940 году на ЛНИОПе были испытаны 220 мм гаубица фирмы Шкода и 211 -мм немецкая мортира. В конце концов, завод № 172 разработал проект триплекса М 50. Лафет имел раздвижные клепаные станины. На первой повозке находился ствол и поддон (поворотный круг), на другой – лафет. При переходе в боевое положение лафет наезжал на поддон. Тем не менее, пассивное сопротивление КБ завода № 172 принесло свои плоды, и к 22 июня 1941 года триплекс М 50 был готов только на бумаге. Чтобы исправить положение ГАУ попыталось привлечь к проектированию триплекса заводы № 352 (Новочеркасск) и Уралмаш, но и те ничего не сделали или не хотели делать. [Табл.79]


203-ММ ГАУБИЦА Б-4М И 152-ММ ПУШКА БР-2М

История модернизации лафетов

Разработка проекта лафета для 203 мм гаубицы Б-4 была проведена на заводе «Баррикады» в инициативном порядке под руководством Сергеева Г.И. Технический проект нового лафета закончили в апреле 1954 года, а уже в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203 мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были поданы на испытания. Новый колесный лафет был принят на вооружение в 1955 году. 203 мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. 152-мм пушка Бр-2М. а 280-мм мортира- Бр-5М. Новые тела гаубиц, нушек и мортир не производились, происходила лишь замена лафетов.

Устройство лафетов

Модернизация главным образом заключалась в замене гусеничного хода колесным, что позволило значительно увеличить подвижность и маневренность этих орудий. Ниже приводятся описания Б 4М и Бр 2М, но основные механизмы имеют одинаковое устройство и для мортиры Бр 5М.

В модернизированных орудиях повышена живучесть ходовой части и осуществлена нераздельная возка на одной повозке. В связи с этим отпала необходимость комплектации каждого орудия ствольной повозкой Бр-10. Баллистические характеристики модернизированных орудий и выстрелы к ним не менялись.


1 – корпус; 2 – ведущий поясок; 3 – разрывной заряд; 4 – взрыватель; 5 – ввинтное дно; 6 – запальный стакан; 7 – привинтная головка; 8 -шашки ВВ


Б 4М и Бр-2М перевозились в нераздельном виде с оттянутым стволом штатным тягачом АТТ. Наибольшая скорость возки:

– по шоссе до 35 км/час; по грунтовым дорогам и булыжнику до 20 км/час;

– по пересеченной местности, пашне до 12-15 км/час.

На дистанции 3-5 км орудия можно перевозить с неоттянутым стволом со скоростью 8-10 км/час.

В боевом положении орудие устанавливалось на два поддона и закреплялось растяжками. Перевод орудия из походного положения в боевое и обратно мог быть произведен непосредственно в орудийном окопе.

Угол горизонтального наведения ±4° в каждую сторону от среднего положения верхнего станка. Для большего поворота использовался механизм разворота, прикрепляемый в хоботовой части орудия и в брусе, который позволял увеличить угол горизонтального наведния до ±10° без изменения положения бруса.

Колея переднего и заднего ходов имели размер 1350 х 380 мм. Резиновая шина внутри заполнялись губчатой резиной. Задний ход состоял их двух независимых ходов – правого и левого, которые надевались на боевую ось орудия. По устройству правый и левый хода одинаковые. Каждый ход представлял собой продольную параллелограмно-балансирную подвеску на 2 колеса. Подрессоривание было выполнено по принципу независимой подвески каждого колеса с применением торсионных валиков, расположенных в шарнирах параллелограмма.

Для перехода из походного положения в боевое требовалось:

– перевести ствол в боевое положение и соединить его с противооткатными устройствами;

– орудие опустить на поддон, колеса поднять;

– вырыть ролик под сошник и брус;

– отрыть котлован для помещения казенника при откатах при стрельбе на больших углах возвышения;

– закрепить орудие растяжками.

Стрелять из орудий при касании колес грунта запрещалось.



203-мм гаубица Б-4М в походном положении



203-мм гаубица Б-4М в боевом положении



Навешивание кокора на гаубице Б-4М

1 – казенник;

2 – затвор;

3 – цилиндр тормоза отката;

4 – кран для заряжания;

5 – кокор;

6 – снаряд

А. Бахметов, Г. Кандрашин, Ю. Спасибухов

В 1940-е годы 203-мм гаубица Б-4 стала символом отечественной артиллерии большой мощности Резерва Верховного Главнокомандования.

Входе Первой мировой войны тяжелые крупнокалиберные орудия осадной артиллерии «вышли» в полевую войну. Усиление полевых защитных сооружений и необходимость борьбы с укрытыми целями в глубине боевых порядков противника определили развитие артиллерии большой мощности в межвоенный период.

ГАУБИЦА АРГК

Создание орудий большой мощности для артиллерии Резерва Главного Командования стало одной из первых задач КБ Артиллерийского Комитета, образованного в начале 1927 года. Разработка «203-мм гаубицы большой досягаемости» велась здесь под руководством Ф. Ф. Лендера, после его смерти — А. Г. Гаврилова. Разработку лафета вел завод «Большевик». Впоследствии все работы перенесли на завод, где ими руководили А. Г. Гаврилов и Н. Н. Магдесиев. 203-мм гаубица получила заводской индекс Б-4. Первый опытный образец изготовили в начале 1931 года.

В 1932 году для увеличения дальности стрельбы увеличили длину ствола — так появилась гаубица Б-4 БМ («большой мощности»), эта модификация и стала основной. Официально 203-мм гаубица обр. 1931 г. была принята на вооружение только в 1934 году. Она предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных, броневых, деревоземляных сооружений, борьбы с крупнокалиберной или укрытой в прочных сооружениях артиллерией противника, подавления дальних целей.

Производство Б-4 организовали на заводах «Большевик» в Ленинграде и «Баррикады» в Сталинграде. Налаживание ее серийного выпуска потребовало немало времени. В 1938-м к производству привлекли и Новокраматорский завод им. Сталина.

УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ

Б-4 имела скрепленный ствол либо ствол-моноблок — и тот и другой со сменным лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Затвор — поршневой, с четырьмя нарезными секторами и обтюратором типа Банжа. Лафет включал люльку ствола с противооткатными приспособлениями, верхний станок с лебедкой вооружения, механизмы наведения и нижний станок.

Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический, длина отката — переменная от 880 до 1400 мм. Верхний станок надевался на штырь однобрусного нижнего станка, снабженного откидным сошником, боевым ходом, двумя сидениями для размещения номеров расчета по-походному. Гусеничный боевой ход увеличивал не только проходимость орудия, но и его устойчивость при стрельбе, не требуя оборудования специальных платформ.

Кроме поворотного и подъемного механизмов секторного типа имелся механизм приведения ствола к углу заряжания. Заряжание производилось с помощью подъемного крана с лебедкой, снаряд и заряд подавались к казеннику на особой тележке-кокоре и досылались вручную прибойником. Орудие должно было буксироваться с использованием передка тягачом «Ворошиловец» или «Коминтерн», но чаще использовались народнохозяйственные тракторы С-65 «Сталинец». Ствол на походе возился на отдельной ствольной повозке.

БОЕКОМПЛЕКТ

Гаубица вела огонь выстрелами раздельно-картузного заряжания с фугасными и бетонобойными снарядами. Бетонобойный 203-мм снаряд пробивал железобетонное перекрытие толщиной до 1-1,25 м.

Метательный пороховой заряд размещался в нескольких матерчатых картузах. Переменный заряд позволял получать 10 значений начальной скорости снаряда. Средством воспламенения служила ударная трубка, вставлявшаяся в затвор после запирания канала ствола.

БОЕВАЯ БИОГРАФИЯ

Боевую службу 203-мм гаубицы обр. 1931 г. начали в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов и сразу заслужили доверие войск.

К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось 849 гаубиц Б-4. Ими вооружались гаубичные полки большой мощности РВГК. Полк состоял из трех дивизионов по три двухорудийные батареи в каждом. Несмотря на тяжелую обстановку отступления первого периода войны, многие орудия большой мощности удалось сохранить и оттянуть в тыл, хотя часть их и попала в руки противника. Сохранение орудий и кадрового состава артиллерии большой мощности сыграли важную роль с развитием наступательных операций Красной армии во втором и третьем периодах войны. «При организации прорывов в общем грохоте артиллерийской канонады зазвучали «прекрасные голоса» 203-мм гаубиц и 280-мм мортир…» — вспоминал Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев. Дивизионы 203-мм гаубиц сводились теперь в гаубичные бригады большой мощности РВГК. К концу войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.

Огонь 203-мм гаубицы вели в основном по навесным траекториям — благо они допускали выбор наивыгоднейшей траектории. Но еще в ходе советско-финской войны Б-4 порой вели огонь по ДОТам прямой наводкой. Этот опыт пригодился в завершающем периоде Великой Отечественной — например, при штурме Кенигсберга и Берлина. Иногда для обрушения дома, обороняемого противником, достаточно было ударной волны от выстрела гаубицы вдоль стены.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Модернизация 203-мм гаубицы началась сразу после войны с задачей, прежде всего, увеличить ее подвижность. В 1955 году принят боевой ход, разработанный в СКБ-221 завода «Баррикады» под руководством Г. И. Сергеева. Он включал четыре колеса с резиновыми шинами и торсионной балансирной подвеской. Такая гаубица получила индекс Б-4М. Для буксировки использовался тягач АТТ. Скорость буксировки по грунтовым дорогам возросла до 20 км/ч, по шоссе — до 30 км/ч. Гаубица теперь возилась нераздельно — ствол на лафете просто оттягивался назад по-походному.

Нижний станок снабжен домкратом — с его помощью гаубица перед стрельбой опиралась на поддоны, и колесный ход разгружался. Механизм разворота в хоботовой части орудия позволял увеличить сектор обстрела до ±10°. Масса Б-4М в боевом положении составила 19 700 кг. В 1960-е годы в боекомплект ввели специальный (ядерный) снаряд ЗБВ2.

Возможно вам будет интересно:



11 декабря 1926 г. на заседании Артиллерийского комитета вынесено решение: “Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…”Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ “Арткома” составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК.


203-мм гаубица Б-4 в Переяславе-Хмельницком.

Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов.

Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. Проект был составлен в двух вариантах. В одном с дульным тормозом, во втором без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ “Арткома”, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода “Большевик”. Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе “Большевик” в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Уже в 1932 г. провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол.






Наиболее "богат" на эти гаубицы Артиллерийский музей (ВИМАИВиВС) в Санкт-Петербурге.
Две гаубицы - стоят с двух сторон входа во двор музея, на Кронверкской набережной.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г. Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.


Еще один образец гаубицы 203-мм, но несколько отличающийся от "канонической" Б-4. Новороссийск, выставка военной техники.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа “Коммунар”, наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.

К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра.

"Артиллерийский расчет 203 мм гаубицы ведет огонь по противнику. Нарва. Июль 1944 г."

"Артиллеристы орудийного расчета 203 мм гаубицы подают пороховой заряд. Нарва. Июль 1944 г."

Артиллерийский расчет 203 мм гаубицы ведет огонь по противнику. Нарва. Июль 1944 г."

Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола. 203-мм гаубица обр. 1931 г. в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах. Согласно утвержденному в августе 1939 г. плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной Армии предусматривалось наличие 17 полков по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих 17 полков 13 полков имели двойное развертывание. Потребность в орудиях для 17 полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести еще 571 гаубицу.

Работники оборонного завода за работой. 1943 г.

Взорванное при отсуплении орудие. 1941 или 42 год

После начала Великой Отечественной войны вооруженные 203-мм гаубицами полки были отведены в тыл и вступили в боевые действия в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах.

В ходе ожесточенных боев несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 г. на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Бои за Данциг. 1945г.

Осмотр посетителями выставки орудия батареи старшего лейтенанта Амеличева. Ноябрь 1944 г."

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые «рассказала» о своей мощи во время зимней кампании при попытке захвата Финляндии СССР в 1940 году. Там ей и дали финны соответствующее название - «сталинская кувалда», так как спрятаться от неё не было никакой возможности нигде: ни в подвале дома, ни в доте, ни в зарослях густого кустарника. В зависимости от посылаемой «посылки», с лица земли стиралось всё живое вместе с неживым.


«Сталинскую кувалду» советские войска использовали во время прорыва укреплений, умело выстроенных финнами. Воевать они, надо заметить, умели лучше наших, да и командование у них существенно отличалось в профессионализме, ряды командиров Красной Армии Сталин к этому времени существенно «подчистил», лучшие командиры, с остатками выжившей интеллигенции добывали золото в лагерях ГУЛАГа, строили железные дороги в Сибири, осваивали рудники по добыче цветных металлов на Урале.


Фото 39-40 годов из книги A. Uitto, C.-F. Geust "Mannerheim -Linja. Talvisodan legenda", 2006.

Чтобы проложить дорогу наступающей пехоте, 203-мм гаубицы Б-4 обрушили на финнов тысячи снарядов. Их разрывы на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки и шла носом кровь. Многие не выдерживали страха и паники, такое землетрясения вызывала Б-4.

Б-4 оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Начав свой боевой путь на Карельском перешейке в 1939 году, она прошла по фронтам Великой Отечественной войны, участвовала во всех крупных артподготовках, штурме крепостей и больших городов.

На позиции советской 203-мм гаубицы Б-4.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь по врагу. Март-апрель 1945г., Данциг, Германия.



203-мм гаубица образца 1931 года Вес в боевом положении 17 700 кг Наибольшая дальность стрельбы 18 000 м Наибольший угол возвышения +60° Наименьший угол возвышения 0° Угол горизонтального обстрела ±4° Количество переменных зарядов 10 Скорострельность максимальная 0,5 выстр/мин Скорость перевозки по шоссе 15 км/час Тип снаряда: Вес, кг Начальн. скорость, м/сек Бетонобойный 100 607 Фугасный 100 607 Бетонобойный 146 481

Поделиться: