Народы сибири буряты презентация. Презентация на тему "традиции и обычаи бурят"

Ирина Хомякова
Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа»

ПРОЕКТ

«Пять драгоценностей »

Цель проекта : кто такие намадные животные, в чем их драгоценность ?

Задачи :

Узнать о пяти драгоценностях бурятского народа ,

Использование разных источников для пополнения знаний.

Исследовать жизнедеятельность этих животных и их связей в природе.

Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным

Участники : дети подготовительной группы, родители.

Длительность проекта : апрель-май 2016г.

Ожидаемый результат изучения темы

Узнать :

О том, какие животные относятся к намадным животным;

Какую пользу они приносят человеку.

Что всё в живой природе взаимосвязано.

Табан хушуун мал – пять вершинных животных были основными в кочевой культуре бурят . В круг этой почетной «пятерки» входят верблюд, лошадь, бык, овца и коза. Наши умелые предки из шкур производили кожу, ремни, хлысты, изделия для конской упряжи, теплую, удобную одежду - дохи, пиниги, рукавицы. Из шерсти производились войлок, фетровые плащи, различные накидки, шапки. Из сухожилий – нитки, которые использовались для изготовления луков, для сшивания краев грубой одежды, а также это был лечебный материал. Из костей изготавливались украшения и игрушки. И конечно, в пищу употреблялись мясо, все внутренности, молоко животных. В знак уважения к ним ничего не выбрасывалось. «Пятерка» мирно уживалась друг с другом, прекрасно сохраняя экологию, гумус : животные не вытаптывали траву другого животного.

Большое количество сказок, легенд, загадок песен написано про них.

Каждое номадное животное несет свой смысл, иногда и тайный :

Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества,

на коне завоевывались новые пространства,

корова давала молоко, молоком матери, бабушки «брызгали» устанавливая связь с космосом.

Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу,

овца – тепло, гармонию, плодородие.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми второй младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Конспект НОД с детьми 2 младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Подготовила воспитатель: Нимаева Дарима Гармаевна.

Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» Методические разработки: «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» В проекте «Национальной.

Презентация «Обычаи осетинского народа!» Уважаемые коллеги! для Вас, я подготовила мультимедийную презентацию, которая называется "Обычаи осетинского народа". Разработала я эту.

Проект «Быт и культура славянского народа» Цель проекта: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры славянского народа. Задачи: Познакомить с историей и культурой.

Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа» На территории Сибири проживает.

Проект «Домашняя утварь коми народа» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17» г. Сыктывкар Проект на тему «Домашняя утварь коми народа» Воспитатели средней группы.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.


Буряты - основное население Бурятии (273 тыс. человек), живут также в Иркутской, Читинской областях, в Дальневосточном федеральном округе. Всего в Российской Федерации бурят около 445 тыс.человек. Живут они и на севере Монголии, на северо- востоке Китая. Общая численность бурят более 500 тыс. человек.





Древней формой бурятского традиционного жилища была юрта, основу которой составляли легко перевозимые решётчатые стенки. Внутри юрты, как и у других скотоводческих народов, существовало определённое обычаем размещение имущества и утвари. За очагом напротив входа находилось домашнее святилище, где стояли изображения будд и чаши с жертвенной пищей, находился ящик с человеческими фигурками и шкурками животных, которые почитались как воплощение духов.





Мужская и женская одежда бурят относительно мало различается. Нижняя одежда состоит из рубахи и штанов, верхняя представляет собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывается широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носят жилет-безрукавку, имеющую разрез спереди, которая шьётся на подкладке. Излюбленное украшение женщин - височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны.




В пище бурят большое место занимают блюда, приготовленные из молока и молочных продуктов. Впрок заготовляется не только кислое молоко, но и сушёная спрессованная творожистая масса, которая заменяет скотоводам хлеб. Подобно монголам, буряты пьют кирпичный чай, в который наливают молоко, кладут соль и сало.
С начала 19 века среди бурят стало распространяться просвещение, возникли первые школы, начала складываться национальная интеллигенция. Большая часть забайкальских бурят до 1930 пользовалась старо монгольской письменностью. В 1931 была создана письменность вначале на базе латинской, а затем (с 1939 г.) кириллической графики.

Эвенки - один из крупнейших народов Сибири. Этот этнос вошел в орбиту Российской государственности в XVI веке с этнонимом «тунгусы», который, не будучи самоназванием, использовался для обозначения эвенков до XX в. Считается, что прародина эвенков - Прибайкалье, вторая версия утверждает, что прародина эвенков 3aбайкалье - Приамурье. В результате смешения различных по происхождению племенных образований сложились три основных хозяйственно-культурных типа эвенков - «пешие» (охотники), «оленные» и «конные». К числу последних относятся хамниганы, жившие в Забайкалье и Монголии. Традиционным жилищем эвенков был чум. По языку эвенки принадлежат к тунгусо-манчжурской ветви алтайской языковой семьи. Часть эвенков перешла на якутский и бурятский языки. Антропологический эвенки представляют собой южносибирский тип большой монголоидной расы. Первые контакты эвенков с русскими относятся к 1605-1609 гг., когда последние вышли на Енисей. Этнос эвенков находился тогда на стадии формирования. Их собственные этнонимы: орочен, килэн. хамниган, солон, онгкор, манягир, кумарчен. мурчен. За годы советской власти эвенки перешли на оседлый образ жизни. Появились поселки, изменился быт. Одновременно произошла утрата традиционной культуры эвенков. В 1991 г. в Улан-Удэ создан Республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» и Фонд возрождения эвенкийского народа. Сегодня на территории республики эвенкийское население сосредоточено в северных районах: Баунтовском эвенкийском, Баргузинском, Северобайкальском, Курумканском. Численность - 1,6 тыс. человек 0,2% от общего числа проживающих в республике.

Слайд 2

Введение

Основу духовной культуры бурят составляет комплекс духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского этноса. В условиях, когда в течение долгих веков население Прибайкалья испытывало на себе влияние многих народов Центральной Азии, а позже и с пребыванием в составе России, в силу того, что Бурятия оказалась на стыке двух систем культуры - западно–христианской и восточно–буддийской - культура бурят как бы трансформировалась, оставаясь по виду прежней.

Слайд 3

Семейно-бытовые обычаи

Большая патриархальная семья составляла основную социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество бурят в то время было родовым, т.е существовало деление на роды, родовые группы, затем – племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка – родоначальника (удхаузуур), люди рода были связаны тесными кровными узами. Соблюдалась строгая экзогамия, т.е. бурят не мог жениться на девушке своего рода, даже если родство между ними было весьма условным, в несколько поколений. Большая семья жила обычно следующим образом – каждый улус состоял из нескольких аулов. В ауле было одна, две, три и более юрт с разными пристройками. В одном из них, она обычно стояла в центре, жил старейшина семьи, старик со старухой, иногда с какими–нибудь сиротами – родственниками.

Слайд 4

У некоторых бурят, как и у монголов, с родителями жила семья младшего сына – одхона, который должен был заботиться о родителях. В других юртах жили старшие сыновья с семьями. У всего аула были общие пашни, покосы, скот. Далее в улусе жили их родственники – дяди (нагаса), двоюродные братья. Во главе рода стоял предводитель – нойон. Когда род сильно увеличивался и подрастали поколения, из–за интересов его ветвей прибегали к его разделению – проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род – обок. На обряд съезжались все старейшины рода. Все молились духам и предкам. На меже – границе земель семей – ломали надвое котел и лук, говорили: “Как две половины котла и лука не составляет единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся”.

Слайд 5

Так один род разбивался на родовые подразделения. Несколько родов, в свою очередь, составляли племя, у бурят племя называется по имени первопредка. Либо племя составляло просто общность людей, соединенных племенными узами, как у булагат и эхиритов, либо у племени имелся глава – как правило, глава самого старейшего рода, как хори – бурят. Обособленные группы родов, в свою очередь, также могли выделяться в племенное образование, как икинаты. В бурятских общинах бытовал обычай взаимопомощи при перекочевках, строительстве юрт, катании войлока, организации свадьбы, похорон. Позднее, в связи с развитием землевладения и сенокошения, помощь оказывалась при уборке хлеба и заготовке сена. Взаимопомощь особенно была развита среди женщин при выделке кожи, стрижке овец, катании войлока. Этот обычай был полезен тем, что общими усилиями быстро и легко выполнялись трудоемкие работы, создавалась атмосфера дружбы и коллективизма.

Слайд 6

Свадебный обряд

Этапы обряда: предварительный сговор, сватовство, назначение свадьбы, поездка жениха с родственниками к невесте и уплата калыма, девичник (басаганайнаадан – девичья игра), разыскивание невесты и отправление свадебного поезда, ожидание в доме жениха, бракосочетание, освящение новой юрты. Свадебные обычаи и традиции в разных этнических группах имели свои особенности. По существующим традициям, все сородичи невесты должны были делать подарки ей во время свадьбы. Родители молодоженов хорошо запоминали тех, кто преподносил подарки, чтобы впоследствии отплатить равноценным подарком.

Слайд 7

Дети

Дети в жизни бурят занимают значительное место. Самым распространенным и добрым благопожеланием у бурят считалось: “Имей сыновей, чтобы продолжили твой род, имей дочерей, чтобы выдать замуж”. Самая страшная клятва заключалась в словах: “Пусть потухнет мой очаг!” Желание иметь детей, сознание необходимости продолжения рода было настолько велико, что оно породило обычай: при отсутствии своих детей усыновлять чужих, в основном, детей своих родственников, чаще всего мальчиков. По нормам обычного права мужчина мог взять в дом вторую жену, если от первого брака у него не было детей. Отца и мать ребенка не называли собственными именами: к словам “отец” или “мать” добавлялось имя ребенка (например, Батынаба – отец Бату). Дней через шесть, семь после родов справлялся обряд укладывания ребенка в колыбель. Этот обряд был, по существу, семейным торжеством, на которое собирались родственники и соседи, одаривавшие новорожденного. Имя ребенку давал кто–либо из старших гостей. В семьях, где часто умирали дети, ребенка нарекали неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него, таким образом, внимание злых духов. Поэтому нередко встречались имена, обозначающие животных (Буха – Бык, Шоно – Волк), обидные прозвища (Хазагай – Кривой, Тэнэг – Глупый) и такие имена, как Шулуун (Камень), Балта (Молот), Тумэр (Железо).

Слайд 8

Поселение и жилища

Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища – сборно–разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом. В определенных условиях юрта – совершенная конструкция как в практическом, так и в эстетическом отношении. Размеры юрты соответствуют масштабу человека. Внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает хозяйственно–бытовую деятельность. Бурятское название войлочной юрты – hэеыгэр, деревянной – модонгэр. Юрта представляет собой легкую сборно–разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных.

Слайд 9

Диаметр юрты достигал 10 метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой. Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тесом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части – баруун тала – находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны – изображения духов, а в восточной – зуун тала – размещались кухня, кладовая. По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты – хоймор – располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку (углы) с грудным ребенком, сажали гостей. Посреди юрты располагались очаг и тогоон – большой чугунный котел. Дым поднимался верх и выходил через отверстие в потолке. Очаг считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и обряды. В северо–западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо–восточной стороны вделывались или просто расставлялись полки для утвари. Снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была вкопана коновязь – сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом. Сэргэ служил предметом особого почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность.

Слайд 10

Скотоводство и земледелие

В хозяйстве бурят в XVII в. доминирующую роль играли кочевое (Забайкалье) и полукочевое (Прибайкалье) скотоводство. Охота и земледелие имели подсобное значение, и степень их развития зависела от скотоводства. Присоединение Бурятии к России дало новый толчок дальнейшему развитию экономики бурят: разрушается натуральный хозяйственный уклад, углубляются товарно–денежные отношения, формируются более прогрессивные формы ведения хозяйства. Особое значение имели овцы. Мясо употреблялось в пищу, из шерсти изготовлялся войлок, а из овчины – одежда.

Слайд 11

Наряду со скотоводством, у бурят существовало пашенное земледелие. До прихода русских оно было преимущественно мотыжным, то есть в том же виде, в котором оно было унаследовано от курыкан. В дальнейшем, преимущественно под влиянием русских, у бурят–земледельцев появились деревянные бороны и сохи, в которые впрягалась лошадь. Хлеб убирали косами–горбушами, позже – косами–литовками. Буряты сеяли рожь, в меньшем количестве – пшеницу, овес и ячмень. Из крупных культур в отдельных местах высевались просо и гречиха. Сельскохозяйственные работы обычно укладывались в традиционные сроки, которые были весьма сжатыми, например, сев яровых начинался 1 мая и заканчивался 9–го.

Слайд 12

Охота

Индивидуальная охота, распространенная на всей этнической территории бурят, в лесостепной зоне была представлена активной и пассивной формами, разнообразными способами и приемами: выслеживание, преследование, подманивание, засада, добыча медведя “на берлоге”. Пассивная форма охоты, известная бурятам, была на добычу диких мясных и пушных животных. У бурят издавна два вида охоты – коллективная облавная (аба) и индивидуальная (атуури). В таежной и лесостепной зоне буряты добывали таких крупных зверей, как лось, изюбр, медведь. Охотились также на кабана, косулю, кабаргу, промышляли белку, соболя, горностая, хорька, выдру, рысь, барсука. На озере Байкал ловили нерпу.

Слайд 13

Ремесла бурят

Бурятский художественный металл – это культура одновременно материальная и художественная. Она создавалась творческими усилиями кузнецов, чья художественная продукция служила одним из действенных средств эстетического оформления народного быта. Художественный металл бурят теснейшими узами был связан с бытом и жизнью народа и отражал эстетические понятия народа. Памятниками ювелирного искусства прошлых столетий являются железные и стальные пластины с серебряной насечкой и серебряной поверхностью с черневыми узорами. Форма пластин разной сложности – круг, прямоугольник, розетка, комбинация треугольника с прямоугольником и кругом, овал. С целью повышения декоративного эффекта пластин привлекались полудрагоценные камни – сердолик, лазурит, малахит, а также коралл и перламутр.

Слайд 14

Буряты превосходно использовали в ювелирной практике насечку серебром и оловом по стали и железу, филигрань и зернь, серебрение и золочение, гравировку и ажурную резьбу, инкрустацию перламутром и простую огранку цветных камней, воронение и чернение, литье и штамповку. Из благородных металлов отливаются и проходят окончательную обработку путем ковки и шлифования многие предметы женского и мужского украшения. Таковы серебряные накосники, кольца и браслеты. Украшения подразделяются на головные, накосные, ушные, височные, наплечные, поясные, боковые, украшения для рук.

Слайд 15

Пища

Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием. Молочные продукты употреблялись бурятами в жидком и твердом виде. Из молока приготовляли тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог), урмэ (пенки), айриг (пахта), бислаг и хээгэ (разновидности сыра). Сливочное масло получали из цельного молока, иногда сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего – архи (тарасун). Обилие молочной пищи у бурят наступало с начала весны, когда начинался отел коров. Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят. Значение и количество потребления ее возрастали в зимнее время. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина. Для разнообразия употребляли звериное мясо – козлятину, сохатину, заячье и беличье мясо. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. Существовал также обычай заготавливать на зиму уусэ – конину.

Слайд 16

Одежда бурят

Традиционная мужская одежда бурят – халат без плечевого шва – зимний дэгэл и летний на тонком подкладетэрлиг. Традиционная верхняя мужская одежда была прямоспинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5–6 шкур. Первоначально дэгэл из дымленных овчин не украшался, по краям ворота, рукавов, подола и лифа выступал мех.

Слайд 17

Впоследствии все края стали обшивать, окантовывать плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы – хлопчатобумажной (преимущественно далембой), нарядные дэгэлы – шелком, парчой, полупарчой, чесусой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига. Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром – китайский шелк – узоры, изображение драконов были выполнены из золотых серебряных нитей – вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все имели возможность сшить себе халат целиком из шелка. Тогда использовались дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок. Мужские и женские дэгэлы имеют все полы – верхнюю (урдахормой) и нижнюю (доторхормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой. Одежду из тканей шили способом хушэжэ – “иглой вперед”. Один кусок ткани нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась.


Бурятский язык и его собенности. Говорят на бурятском языке северной подгруппы монгольской группы алтайской языковой семьи. В бурятском языке выделяют западную и восточную группу диалектов. Всего - 15 диалектов, некоторые из них различаются на уровне непонимания. Диалекты соотносятся с племенным делением бурятского народа. Основными субэтносами являются эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы, причем последнее название не этническое, а географическое. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект. До 1931 буряты пользовались старомонгольским алфавитом на основе уйгурского письма, в 1931 была введена латинская графика, а в вариант кириллицы.






Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса хурууд, которая заменяла скотоводам хлеб. Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало. В отличие от монгольской, значительное место в бурятской кухне занимает рыба, ягоды, травы и специи. Популярен байкальский омуль, копчёный по бурятскому рецепту. Символом бурятской кухни являются позы. Мастерство их изготовления чрезвычайно ценится.


Национальная одежда состоит из дэгэла род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных бумажные, а у богатых шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.


Традиционное жилище юрта. Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны сундуки, стол для гостей. На одной стене полка с бурханами или онгонами.


Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Исполняли улигеры речитативом. Дуунууд песни- импровизации. Песни бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие. Сказки трёхчленные три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей. Темы пословиц, поговорок и загадок: природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта.

Поделиться: