Презентация по окружающему миру на тему "Воздух и его охрана" (3 класс). Что нового вы узнали на уроке

Воздух и его охрана

Воздух - это смесь газов. В состав воздуха входят: кислород, азот, углекислый газ. Больше всего в составе воздуха азота.

Свойства воздуха

1. Воздух прозрачен
2. Воздух бесцветен
3. Чистый воздух не имеет запаха

Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
При нагревании воздух расширяется.
При охлаждении воздух сжимается.

Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?
Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха всё происходит наоборот.

Отгадай загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Ответ: Воздух

Запиши ответ. Чем мы дышим?
Ответ: Мы дышим воздухом

Рассмотри рисунки. Где воздух будет самый чистый? Закрась кружочек под этим рисунком.


Запиши свойства чистого воздуха.
Воздух прозрачен, он не имеет цвета, не имеет запаха.

Воздух может согревать вас.
Одежда согревает вас не сама по себе, а потому, что она препятствует вашему телу терять тепло. Одежда хорошая ловушка для воздуха. Тепло вашего тела не может проникнуть сквозь пойманный , так как он является изолятором . Плотная зимняя одежда также задерживает много воздуха. Шерстяная одежда очень тёплая потому, что между шерстинками задерживается много воздуха. Птицы зимой стараются нахохлиться, чтобы вобрать между перьями как можно больше воздуха. Воздух между двойными стеклами также служит для теплоизоляции. Снег - хороший изолятор, потому что он задерживает воздух. Путники, застигнутые бураном, выкапывают в снегу укрытия, чтобы согреться.

Ответь на вопросы.
Что находится между стёклами окон? Ответ: Воздух
Под каким снегом растениям теплее: пушистым или утоптанным? Ответ: Под пушистым снегом растениям теплее.


Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнён. Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Сейчас во многих отраслях промышленности установили контроль над уровнем токсичных веществ. Благодаря этим мерам воздух остается достаточно чистым и безопасным для жизнедеятельности. Сегодня заводы строят как можно дальше от города. Ученые помогают промышленникам найти решения проблемы, связанной с загрязнением воздуха. Например, они разработали для машин выхлопную трубу, эффективно фильтрующую отработанные газы. Создали новые автомобили - электромобили, которые не будут загрязнять воздух.
В разных местах созданы специальные станции, они следят за чистотой воздуха в больших городах, ежедневно измеряя чистоту воздуха, они предоставляют информацию и контролируют ситуацию.

Составила и провела:

МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска

Ставропольского края

Березина Марина Михайловна


Образовательные: создать условия для ознакомления с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; закрепления представлений о газообразных веществах; способствовать формированию умения постановки проблемных вопросов.

Развивающие: способствовать развитию наблюдательности и познавательного интереса, умения работать в группах.

Воспитательные: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, культуры общения.


Корнеплод, из которого получают сахар.

Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная…

Разновидность сахара.

С его помощью можно обнаружить крахмал.

Кислота, используемая для приготовления консервов.

Наука о веществах.

ответьте на вопросы-загадки:


– Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

II. Сообщение темы урока.


а) Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите и попробуйте осторожно его смять. Легко ли он сжимается?

– Сделайте вывод.

Вывод: в шарике есть воздух.

б) Выпустите воздух из шарика себе на лицо. Что вы ощущаете?

Вывод: движение воздуха из шарика.

в) Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.

– Что заметили?


«Газ» в переводе с греческого означает «хаос».

Воздух – смесь газов.



Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинское название Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами».

В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса.

В воздухе содержится 21 % кислорода.

Газ кислород поддерживает горение.


  • Воздух прозрачен.
  • Воздух бесцветен.
  • Воздух не имеет запаха.
  • При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух плохо проводит тепло .

  • Веет стужею январь,
  • Рябчик, тетерев, глухарь
  • Глубоко зарылись в снег.
  • Он их греет, словно мех.

– Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло.)


  • Он прозрачный невидимка,
  • Лёгкий и бесцветный газ.
  • Невесомою косынкой
  • Он окутывает нас.
  • Он в лесу – густой, душистый,
  • Как целительный настой,
  • Пахнет свежестью смолистой,
  • Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стёкла И лежит на них каймой. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем
  • Пахнет дубом и сосной.
  • Летом он бывает тёплым,
  • Веет холодом зимой,
  • Когда иней красит стёкла
  • И лежит на них каймой.
  • Мы его не замечаем,
  • Мы о нём не говорим.
  • Просто мы его вдыхаем
  • Ведь он нам необходим.

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль;
  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ;
  • пожары, извержения вулканов;
  • загрязнение земли не переработанным мусором.

Карточка № 1

Карточка № 2

  • Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?
  • Клён выделяет в год 2 килограмма кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

Карточка № 1

– Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? (Установка очистных сооружений)

Карточка № 2

– Какой способ охраны воздуха указан в задачах? (Озеленение окружающей среды.)

Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.



1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

б) кислород;

в) углекислый газ.

3. Какими свойствами обладает воздух?

а) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

б) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.


4 . В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

а) при нагревании воздух расширяется;

б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло.

5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник;

б) фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов



  • – Над какой темой работали? Что нового узнали?
  • – Какие задания вызвали затруднения? почему?
  • – Как оцениваете свою работу на уроке?

http://www.wallpampers.ru/pictures/1672/1440_globe.jpg

http://files.vector-images.com/clipart/schoolsupplies_gk2.gif

II. Сообщение темы урока.

Добрый день, мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тема урока «Воздух и его охрана».

– Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

Муртазина Зульфия Асгатовна учитель начальных классов I квалификационной категории МАОУ – лицея №2 г.Альметьевск

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Воздух и его охрана» (мастер-класс)

Пояснительная записка.

Тема «Воздух и его охрана» ориентирована на учащихся начальной ступени обучения. Целью работы является ознакомление детей с составом воздуха и его свойствами. Этот урок позволяет развивать наблюдательность учеников начальной школы, их познавательный интерес к окружающему миру. Материал, изложенный в работе, призван воспитывать не только любовь к природе, но и бережное отношение к ней.

Иллюстрации, подобранные к презентации, способны заинтересовать детей и наглядно представить способы использования воздуха человеком. Презентация имеет познавательный характер, способствует систематизации полученных знаний по теме. Материал доступен для понимания. Презентация является хорошим подспорьем учителю в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир».

Цели:

    познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»;

    закреплять представления о газообразных веществах;

    формировать умение постановки проблемных вопросов;

    воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

    формирование ценностно - смысловых компетенций: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;

    учебно - познавательных компетенций: способность добывать знания непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем;

    коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Оборудование:

    карточки с заданиями и оборудование для проведения опытов;

    презентация (среда POWER POINT)

    учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 1 часть;

    рабочая тетрадь А.А.Плешакова по окружающему миру 1 часть;

    воздушные шарики;

    проектор, экран, компьютер.

Использованная литература
1. Дорохов А. Лёгкий, тяжёлый, жидкий. – М.: изд-во «Детская литература», 2000. 2. Энциклопедия «Я познаю мир». Том «География». – М.: АСТ, 1995.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного. (2 слайд)

Ребята, разгадайте кроссворд и вы узнаете тему сегодняшнего урока. Но для этого вам нужно вспомнить материал предыдущих уроков.

Итак:

1) Наука о веществах (химия)

2) С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)

3) Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная (кислоты)

4) Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)

5) Овощ, из которого получают сахар (свёкла)

6) Разновидность сахара (глюкоза)

Тема нашего урока: воздух.

3. Актуализация знаний. (3 слайд)

Что вы знаете о воздухе? (Смесь газов и различных примесей: пыли, капли воды и т.д., не имеет формы, цвета, запаха, прозрачен, необходим для дыхания живых организмов).

Что хотите узнать?

- Какие особенности?

- Какой состав?

- Сколько человеку надо кислорода?

- Что такое ветер?

- Почему на Земле есть воздух, а на других планетах нет?

- Почему небо голубое?

Сегодня мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

4. Знакомство с новым материалом.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

(4 слайд)

Атмос – дыхание , сфера – шар.

(5 слайд)

Атмосфера – воздушная оболочка земли , которая вращается вместе с Землей как одно целое. Атмосфера окружает Землю, защищая её от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание - одно из условий существования живых организмов.

Сколько времени человек может не дышать? (не более 5 минут)

5. Состав воздуха. (6 слайд)

Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать?

(состоит из разных газов, их не поровну)

Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ).

А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.

6. Свойства воздуха. (7 слайд)

За 3 часа до урока дети надули 3 шарика разных размеров. Один положили на батарею центрального отопления, другой разместили за окном, третий – контрольный, оставили на столе.

Сравните шарики. Что вы заметили?

Что произошло с шариком, который мы положили в тепло? Ваши предположения? (Он расширился)

Что произошло с шариком, который был за окном? Почему? (Он сжался)

Сравните наши результаты с описанными в учебнике.

Какой вы можете сделать вывод?

При нагревании воздух расширяется , а при охлаждении сжимается .

ФИЗМИНУТКА

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

7. Свойства воздуха. (8 слайд)

Работа в рабочих тетрадях с.19 №4, №2.

Свойства воздуха:

Прозрачен

Не имеет цвета (бесцветен)

Не имеет запаха

При нагревании расширяется

При охлаждении сжимается

Плохо проводит тепло

8. Источники загрязнения воздуха, его охрана.

Что такое чистый воздух?

Что может загрязнять воздух?

Как можно защитить воздух от загрязнения?

Почему вы считаете это важным?

9. Обобщение.

Почему воздух необходим для жизни на Земле?

Что нужно делать для охраны воздуха?

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины?

10. Домашнее задание: с.44 – 48 пересказ

Поделиться: