Профессия лаборант — кто такой лаборант. Чем занимается, особенности профессии

2.10.2012 года на должность врача-лаборанта принят работник с высшим немедицинским образованием (биолог). Имел сертификат специалиста "Клиническая лабораторная диагностика", срок дейсвтия которого истек в апреле 2014 года. Вопрос:Законно ли принят на эту должность работник? Если нет, можно ли его уволить и по каким основаниям?

Ответ

В соответствии с приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 № 418 «Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью", утвержденного приложением 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 21.10.1974 № 990» лица, получившие высшее профессиональное образование по специальности "Биология", могли замещать в учреждениях здравоохранения должности врачей-лаборантов.

С учетом требований Приказа № 380, несмотря на то, что наименование должности "врач-лаборант" сохраняется за биологами, принятыми на эти должности до 1 октября 1999 г., должность "врач-лаборант" вновь вводиться не может. Со специалистом с высшим биологическим образованием может быть заключен трудовой договор о работе в должности биолога.

В настоящее время требования к квалификации врача клинической лабораторной диагностики следующие:

Высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биофизика", "Медицинская биохимия", "Медицинская кибернетика". Интернатура или (и) ординатура по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" или профессиональная переподготовка при наличии одной из основных специальностей и (или) специальности, требующей дополнительной подготовки, сертификат специалиста по специальности "Клиническая лабораторная диагностика", без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, можно сказать, что в вашей ситуации, работник на должность врача лабораторной клинической диагностики не должен был быть принят. Имеет место нарушение установленного порядка приема на работу.

Соответственно, увольнение возможно по п.11 части 1 т. 77 ТК РФ с выплатой работнику компенсации в размере среднемесячного заработка.

Как вариант, в штатное расписание можно ввести должность биолога и перевести работника на нее (что исчерпает возникший конфликт и позволит привести документы в соответствие с установленными требованиями).

Можно так же предложить:

    увольняете работника по соглашению сторон, вполне вероятно, что работник согласиться на увольнение по данному пункту, если вы ему выплатите определенную компенсацию, которая будет предусмотрена соглашением о расторжении.

Такой вариант увольнения выгоден для организации. Основным преимуществом увольнения по взаимному соглашению является то, что сотрудник в одностороннем порядке не сможет отменить или изменить соглашение сторон.

Подробности в материалах Системы:

    Правовая база:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении по вопросам профессиональной деятельности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, занимающих должности в клинико-диагностических лабораториях медицинских организаций, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 100 Федерального Закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование и имеющие сертификат специалиста.

В действующую Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденную приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н, включены должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, в том числе должность "Биолог". Наименование должности "Врач-лаборант" сохраняется в указанной Номенклатуре для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации N 323-ФЗ биологи клинико-диагностических лабораторий относятся к категории медицинских работников, в должностные обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности, выполнение клинико-диагностических лабораторных исследований.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" требованиями к квалификации специалиста, занимающего должность биолога, являются наличие высшего профессионального образования по специальности "Биология", "Биохимия", "Биофизика", "Генетика", "Микробиология", "Фармация" и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. В разделе "Должностные обязанности" Квалификационной характеристики биолога установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность.

Таким образом, лица, имеющие высшее профессиональное образование по перечисленным выше специальностям, прошедшие соответствующее обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации продолжительностью обучения до 500 учебных часов) в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, получившие документ государственного образца - свидетельство о повышении квалификации, могут осуществлять профессиональную деятельность в должности биолога, периодически повышать свою квалификацию. Однако отсутствие высшего медицинского образования не позволяет выдавать им сертификат специалиста.

Специалисты, принятые на работу до 1 октября 1999 г. на должности врачей-лаборантов, могут продолжить профессиональную деятельность в этих должностях без сертификата специалиста.

Получение квалификационных категорий биологами клинико-диагностических лабораторий и/или врачами-лаборантами осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. N 808н "О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками".

Вместе с тем, вопросы формирования штатного расписания медицинской организации, в том числе целесообразность введения должности биолога, сохранения должности врача-лаборанта, находятся в компетенции руководителя учреждения.

Обращаем внимание, что пункт 8 приказа Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях", предусматривающий обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих профессиональное образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, упомянутого выше приказа Минздравсоцразвития России N 541н, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей специальности более 5 лет, распространяется для лиц, имеющих среднее и/или высшее медицинское и/или фармацевтическое образование.

Директор Департамента

2.Ответ: В каких случаях нарушение правил заключения трудового договора может служить основанием для увольнения сотрудника

Трудовой договор может быть расторгнут, если он составлен с нарушениями действующего законодательства (). При условии, что эти нарушения исключают возможность исполнения сотрудником обязанностей по трудовому договору. Об этом сказано в части 1 статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса РФ.

К числу нарушений правил заключения трудового договора, влекущих его прекращение, относятся следующие нарушения.

1. Заключение трудового договора с сотрудником, несмотря на решение суда о запрете ему занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок:

    от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания;

    от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

2. Заключение трудового договора для выполнения работы, которая противопоказана сотруднику по состоянию здоровья. Факт того, что сотруднику противопоказана та или иная работа, должен быть установлен медицинским заключением.

3. Отсутствие документов, которые подтверждают его квалификацию (образование), для выполнения работы, требующей специальных знаний. При условии, что это требование установлено законодательством. Например, Трудового кодекса РФ установлено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие необходимое образование. Подтверждает такое требование и Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Это образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов (см., например, утвержденное ).

4. Заключение трудового договора, несмотря на решение суда (органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях) о дисквалификации или ином административном наказании.

Сведения о лицах, подвергнутых дисквалификации, можно получить из реестра дисквалифицированных лиц, который формируется и ведется ФНС России ( Положения, утвержденного ). Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Срок ее представления составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса. Такой порядок предусмотрен в пунктах и Положения, утвержденного .

5. Заключение трудового договора в нарушение ограничений, установленных в законодательстве, на занятие определенными видами трудовой деятельности. Например, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления запрещено привлекать лиц, имеющих или имевших судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой свободы и неприкосновенности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя, общественной и государственной безопасности ().

6. Другие случаи, предусмотренные законодательством.

Если нарушение правил заключения трудового договора произошло не по вине сотрудника, то необходимо:

    предложить ему другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), если такая имеется, которую он сможет выполнять с учетом состояния его здоровья. В случае согласия сотрудника на новую работу трудовые отношения с организацией не прекращаются;

    выплатить выходное пособие в размере фактического среднего месячного заработка если сотрудника невозможно перевести на новую работу (должность).

Такие правила установлены частями и статьи 84 Трудового кодекса РФ.

Если нарушение указанных правил допущено по вине сотрудника, то организация не обязана предлагать ему другую работу. При этом выходное пособие сотруднику не выплачивается. Об этом сказано в статьи 84 Трудового кодекса РФ.

Специальных правил внесения в трудовую книжку записи об увольнении на основании части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ законодательством не предусмотрено ( , утвержденные , утвержденная ). Поэтому при увольнении сотрудника по данному основанию в трудовой книжке не уточняйте, какое правило заключения трудового договора нарушено. Указывайте только части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ без ссылки на Трудового кодекса РФ.

3.Ответ:Как оформить увольнение по соглашению сотрудника и организации

Расторгнуть трудовой договор можно по взаимному желанию администрации организации и сотрудника. Для этого стороны должны заключить . Такой порядок установлен в части 1 статьи 77 и в Трудового кодекса РФ.

Соглашение может быть заключено в любое время, о котором договорятся стороны. Никаких четких сроков для этого в законодательстве не предусмотрено. Соглашение нельзя аннулировать или изменить в одностороннем порядке. Это можно сделать только по взаимному согласию сторон. Об этом сказано в постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2.

Обязательные условия соглашения

В соглашении сторон о расторжении трудового договора укажите:

    дату прекращения трудовых отношений и оформления увольнения;

    возможную сумму выходного пособия (если стороны договорились о выплате такой компенсации);

    дату составления соглашения, реквизиты и подписи обеих сторон трудового договора.

Кроме того, в нем обязательно должно присутствовать четко выраженное обоюдное желание сотрудника и работодателя прекратить трудовые отношения.

Преимущества увольнения по соглашению сторон

Такой вариант увольнения выгоден для организации. Основным преимуществом увольнения по взаимному соглашению является то, что сотрудник в одностороннем порядке не сможет отменить или изменить соглашение сторон. Например, при увольнении по собственному желанию сотрудник имеет такое право. В течение срока предупреждения (две недели) он может отозвать свое заявление и остаться работать в организации (). Подробнее об этом см.

Врач-лаборант производит лабораторный анализ биологических жидкостей и продуктов жизнедеятельности человека. Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

В современной медицине без точных лабораторных анализов невозможна достоверная и окончательная постановка диагноза, от которой зависит правильность назначаемого лечения.

В зависимости от места работы профессия врача-лаборанта различается по видам:

  • врач-лаборант-генетик проводит генетические исследования;
  • в ветеринарных лечебницах они называются ветеринарными врачами-лаборантами.

Специфика профессии

Врач КЛД занимается не только лабораторными анализами и оформлением их результатов, но и принимает участие в лечебной и научной деятельности отделения клиники или больницы. Анализ и систематизация полученных данных также входит в обязанности врача-лаборанта.

Работа врача клинической лабораторной диагностики дополнительно заключается также в апробации и внедрении новых методик и реактивов лабораторной диагностики.

В подчинении у врача КЛД, как правило, находится младший медицинский персонал: лаборанты, санитарки. Обучать их работе с приборами и реактивами, соблюдая технику безопасности на рабочем месте, является составной частью работы врача-лаборанта.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Работа врача КЛД спокойная, без риска. Как правило, рабочая смена длится неполный рабочий день. Работу по специальности найти не сложно. Вакансии врача клинической лобораторной диагностики предлагаются довольно часто.

Минусы

Есть неприятные моменты при работе с анализами веществ от органов выделения человека (мочи и кала). Работа в лаборатории с радиоактивными источниками (рентген, флюорография) считается рискованной при недостаточно тщательном соблюдении правил техники безопасности с радиоактивными веществами. Также есть риск заразиться туберкулезом, гепатитом, СПИДом. Один общий минус для всех типов работы — невысокая зарплата.

Место работы

  • поликлиники, больницы всех уровней от районных до республиканских;
  • лаборатории медицинских ВУЗов и училищ;
  • станции переливания крови;
  • центры стандартизации и метрологии;
  • санитарно-эпидемиологическая служба.

Оплата труда

Зарплата на 17.07.2019

Россия 30000—50000 ₽

Москва 76000—88000 ₽

Личные качества

  • наблюдательность;
  • хорошая память;
  • умение концентрировать внимание;
  • хорошая координация мелкой моторики рук;
  • организованность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • ответственность;
  • дисциплинированность.

Карьера

Карьера врача КЛД при наличии высшего образования и участии в исследованиях и экспериментах может достичь высот доктора наук или академика. Зарплата врачей-лаборантов составляет около 20 тысяч рублей в месяц. При работе в туберкулезных диспансерах и т. п. клиниках существует надбавка к зарплате за вредность в размере 15%.

Обучение на Врача клинической лабораторной диагностики

Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) проводит профессиональную переподготовку и организует курсы повышения квалификации (сертификационные циклы) для врачей по направлению на базе оконченного высшего образования. Специалистам предлагаются очно-заочные курсы с применением дистанционных технологий. По итогам обучения МУИР выдает документы: удостоверение, диплом, сертификат.

(СНТА, гос. лицензия) проводит обучение дистанционно, без отрыва от работы и места жительства. Диплом о профессиональной переподготовке по направлению "Клиническая лабораторная диагностика" или Удостоверение о повышении квалификации государственного образца выдаются лично в руки курьерской службой.

Работа лаборантом - это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.

Если успешность мужчины во многом зависит от женщины, которая находится рядом с ним и помогает ему во всех его начинаниях (а иногда и направляет на правильный путь), то успех в работе ученого, медика или педагога в определенной степени зависит от качества работы лаборанта.

Название профессии подразумевает, что лаборант выполняет ряд рутинных технических задач, анализов и экспериментов в лабораторных условиях . Он может работать в различных областях, включая судебную экспертизу, здравоохранение и производство.

В целом же это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.


Кто такой лаборант

Или лабораторный техник - научно-технический сотрудник лаборатории медицинского, учебного или научного учреждения. Он выполняет практическую работу в области научных исследований, разработок и анализа. Достаточно часто лаборанты работают в тесном сотрудничестве с учеными-естествоиспытателями и инженерами в исследовательских, опытно-конструкторских и производственных лабораториях.

Впервые лаборанты появились в клинических лабораториях незадолго до первой мировой войны. В течение военного времени и в последующие годы возникла критическая нехватка подготовленных лабораторных кадров . Чтобы выйти из этой кризисной ситуации, патологи нанимали молодых женщин, которые после обучения на месте могли делать простые лабораторные анализы.

Сегодня лаборанты работают с самым современным и сложным лабораторным и компьютерным оборудованием в контролируемых условиях. Они планируют работу и эксперименты, оценивают результаты, проводят качественный и количественный анализ (спектроскопия, хроматография, гравиметрия, титриметрия, фотометрия) на неорганических и органических веществах. Поэтому подготовку специалистов по этому направлению, при всем желании, невозможно провести "на месте" (особенно, если речь идет о лаборанте, которому будет работать в бактериологических лабораториях или проводить опыты с радиоактивными веществами).

Потенциальные работодатели лаборантов:

  • Экологические агентства;
  • Специализированные исследовательские организации;
  • Университеты;
  • Больницы и клиники;
  • Банки крови;
  • Государственная служба;
  • Водные компании;
  • Фармацевтические компании;
  • Химические компании;
  • Производства пищевых продуктов и напитков;
  • Лаборант медицинской лаборатории.

Роль лаборанта разнообразна. Помимо технических аспектов она включает существенный канцелярский элемент. Для отбора проб и тестирования требуется вести документацию по результатам работы. Дополнительно к записям отдельных результатов специалисты должны иметь всю систему данных на своих местах работы, отслеживать и регистрировать входящие и исходящие лабораторные отчеты и регулярно составлять статистические отчеты.

Среди основных обязанностей лабораторных техников можно выделить:

  • забор и подготовка/тестирование образцов;
  • подготовка и обслуживание лабораторного оборудования;
  • составление химических растворов;
  • создание запасов «культуральных сред» (используются для выращивания микроорганизмов при тестировании образцов);
  • флеботомия/венепунктура;
  • маркировка и сортировка образцов тканей;
  • разделение крови на фракции;
  • подготовка и анализ материалов контроля качества;
  • ведение запасов расходных материалов;
  • стерилизация оборудования;
  • утилизация химических или биологических отходов;
  • ввод данных пациентов в компьютерные системы;
  • создание письменных отчетов и устных обзоров о результатах тестирования;
  • ведение и регистрация записей.

Карьера лаборанта - это, прежде всего, работа с пробирками, микроскопами и высокотехнологическим оборудованием. Но поскольку существует несколько типов лабораторных технологий, то среди большого выбора специализаций каждый сможет найти наиболее подходящую.


Какими личностными качествами должен обладать лаборант

Главный критерий, определяющий настоящего специалиста - у сотрудника лаборатории должен присутствовать интерес к науке. Несмотря на то, что он выполняет менее сложные или углубленные лабораторные работы, чем технолог, и не проводит самостоятельно исследования как таковые, ему необходим достаточный запас знаний в области химии, биологии, биохимии, микробиологии и физики.

Компьютерная грамотность включает знание соответствующего программного обеспечения (программное обеспечение электронных медицинских записей, лабораторная информационная система), умение пользоваться базами данных, электронными таблицами и программами обработки тестов.

Лаборанту, которому приходится работать с мельчайшими веществами и сложным техническим оборудованием, необходимо хорошее зрение, ловкость и физическая выносливость. Он должен обладать сильными аналитическими способностями, навыками критического мышления, ориентированностью на детали (небольшие изменения в показаниях теста могут повлиять на его интерпретацию). Поскольку в лабораторных условиях работают и другие специалисты, эффективные коммуникативные навыки - очень важное качество.

Преимущества профессии лаборант

Работа лаборанта очень важна как для развития прогресса, так и для каждого отдельно взятого жителя нашей планеты. Во многих случаях его работа ведет к сохранению здоровья человека. От работы лабораторного техника во много зависит качество проводимых в лаборатории исследований, что не может не вызывать у специалистов законного чувства гордости.

При этом обучение специальности довольно несложное, а работа приносит глубокое чувство удовлетворения тем, кто любит науку и готов помогать другим. В среднем по России заработная плата лаборанта относительно скромная (25 000 рублей), но профессия открывает возможности для дальнейшего обучения и роста карьеры, например, к технологу лаборатории . Если же лаборант работает с вредными веществами, то он может рассчитывать на доплату "за вредность", что может стать существенной прибавкой к зарплате.

Преимуществом профессии можно считать и тот факт, что лаборант всегда может найти работу, поскольку специалисты этой сферы деятельности стабильно востребованы. Кроме того, с развитием технологий ожидается расширение рынка труда для лабораторных техников. Этот фактор предполагает больше гибкости при принятии решения, в каком конкретном учреждении хотелось бы работать или специализироваться. При этом специализация может привести к увеличению потенциала заработка в течение карьеры.


Недостатки профессии лаборант

Работа лаборанта относится к достаточно сложным сферам деятельности, особенно если специалисту приходится общаться с требовательными врачами или работать с ядовитыми веществами.

Если же говорить об условиях труда лабораторного техника, то это долгие часы интенсивной концентрации и нахождение в одном положении. В зависимости от потребностей работодателя возможен ненормированный график.

Профессия включает многие риски. Лаборант может соприкасаться с потенциально инфекционными физическими жидкостями через случайные проколы кожи иглой или пролития образцов и таким образом он постоянно подвержен риску заболевания. Специалист может подвергнуться воздействию опасных химических веществ, выделяющих вредные пары и неприятные запахи, готовя образцы для анализов , обрабатывая отходы и стерилизуя оборудование.

Где можно получить профессию лаборант

Несмотря на то, что профессия лаборант считается второстепенной, обучение этой специальности может стать хорошим началом для карьерного роста. Тем более, что начать работу можно сразу же после окончания средне-профессиональной образовательной организации. Чтобы поступить в колледж, на базе которого готовят лаборантов, ученику средней школы необходимо особое внимание уделить таким предметам, как биология, микробиология, химия, математика и информатика.

Однако нужно понимать, что средне-специального образования будет недостаточно, если вы захотите, например, работать в крупных исследовательских лабораториях или стать технологом. Для продвижения по карьерной лестнице и трудоустройства на высокооплачиваемую должность вам не обойтись без высшего образования.

При поступлении в ВУЗ лучше всего выбрать очную программу обучения, которая дала бы возможность получить практический опыт в лабораторных условиях, чтобы уже на начальном этапе можно было применять теоретические познания и в дальнейшем совершенствовать свои навыки. Даже небольшой практический опыт делает соискателя более привлекательным кандидатом в глазах работодателя.

Лаборанты, имеющие среднее профессиональное образование, зачисляются на второй курс профильных университетов.

Лучшими образовательными учреждениями, которые готовят специалистов лабораторной диагностики , являются:

  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Тувинский государственный университет
  • Курский государственный медицинский университет МЗ РФ
  • Усть-Илимский филиал ВСГТУ

Источники изображений: uralcons.org, partner.onix.pl.ua, biochem.if.ua, ptgh.onego.ru

Лаборант

Лаборант - это человек, работающий в лаборатории или на кафедре, в обязанности которого входит подготовка материалов, приборов, лабораторных емкостей для проведения экспериментов, наглядных демонстраций, презентаций, а после завершения работы - уборка инвентаря. Иногда лаборанты снимают показания с приборов, ведут журнал, обрабатывают результаты анализов.

История появления профессии ЛаборантКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

О людях, помогающих ученым и ремесленникам в их работе, нет никаких упоминаний до XII века. Античные ученые работали самостоятельно, хотя древние римляне подарили великое множество научных трудов в разных областях знаний. Впервые упоминания о лаборантах появились в средневековье. В университетах Италии и Австрии существовали лаборатории, которые младшие специалисты готовили к проведению занятий со студентами. Владельцам мастерских, изготавливающих бумагу, косметику, металлические изделия, также нужны были помощники и подмастерья, ведь конкуренция заставляла их усовершенствовать свои товары, а для этого нужно было проводить множество опытов и экспериментов.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Для представителей данной профессии сегодня открывается широкое поле деятельности. В большинстве городов существуют учебные заведения, где на кафедрах нужны лаборанты. Работа для них есть и в больницах, в санитарно-эпидемических службах, центрах стандартизации и других учреждениях. Даже в сельском хозяйстве не обойтись без лаборантов, которые производят в поле сбор материалов, чтобы затем ученые могли изучать их в лаборатории. Конечно, круг обязанностей у всех этих лаборантов совершенно разный, так же, как и образование.

Особенности профессии ЛаборантУникальность и перспективность профессии

Главное для человека, который хочет стать лаборантом, это хорошее состояние здоровья. Ведь вполне возможно, что придется работать с различными вредными веществами, аллергенами. У лаборанта должны быть знания в той области, где он работает. Кроме того, он должен уметь концентрироваться, быть наблюдательным, обладать хорошей памятью, способностью работать в группе. Если получить соответствующее образование, можно продвигаться по карьерной лестнице в своей области науки.

"Подводные камни" профессии ЛаборантВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Основные риски профессии лаборанта зависят от той области, в которой он работает. Например, он может иметь дело с радиоактивными веществами, а отсюда - вред для здоровья. В медицинских учреждениях лаборанту приходится делать анализы не только крови, но и продуктов жизнедеятельности организма человека, что тоже не очень приятно. Но чаще всего это работа спокойная, безопасная.

Где и как получить профессию ЛаборантГде обучают профессии?

В основном, от лаборанта не требуется высшее образование. Для работы в школе в классах химии или физики, в вузах, в медицинских учреждениях по этому профилю вполне достаточно среднего специального образования. Но если устраиваться на работу в бактериологические лаборатории или туда, где проводятся опыты с радиоактивными веществами, где нужно не только готовить материалы, но и проводить анализ данных, где работа требует ответственности, тогда условием принятия на работу может стать высшее профессиональное образование в данной области и опыт работы.

БИОЛОГ

Одной из острых проблем современного кадрового состояния лабораторной службы является определение статуса биолога в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) - разъяснительное письмо МЗ РФ 16-5-12/11 от 17 апреля 2013 года . Проблема обусловлена вольной интерпретацией на местах существующих приказов МЗ РФ, определяющих место и роль биолога в КДЛ.

Результаты обращения в МЗ РФ:

На письмо о проблеме стимулирующих выплат биологам по родовым сертификатам получен ответ из МЗ РФ . Заключение ответа:

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок.

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов, занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста.

Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью", утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990» лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.

Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога.

Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология».

Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.

Поделиться: