Индия в международных экономических связях. География внешнеэкономических связей индии Внешние экономические связи индии

Индия, будучи одной из древнейших цивилизаций мира, на протяжении почти двух веков находилась под гнетом английских колонизаторов. И только в 1947 году ей удалось добиться независимости, а три года спустя страна уже стала республикой.

Политика Индии, как и внешнеэкономическая, так и внутриэкономическая, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Главной задачей страны является ускоренное развитие национальных производительных сил. Посредствам косвенного регулирования национальной экономики индийское правительство старается решить эту задачу.

Государством сегодня активно применяются методы программирования и планирования, для лучшего распределения внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации действий государственного и частного секторов национальной экономики.

Индия стремится развить внешнеэкономические связи прежде всего с целью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке. Сегодня эти связи являются важным каналом, по которому осуществляется импорт достижений научно-технической революции из промышленно развитых государств.

Ведя борьбу за эффективное использование своих внешнеэкономических связей, Индия, помимо прочего, преследует следующие цели: получение иностранной технической помощи на межправительственной основе, также инвестиции иностранного частного капитала. Каждая из составных частей внешнеэкономических связей Индии играла и продолжает играть важную роль в ее хозяйственной политике, однако их относительное значение меняется по мере укрепления национальной экономики.

Стоит заметить, что Индия благожелательно относится к иностранной технической, финансовой и экономической помощи. Если раньше ей оказывали поддержку страны Восточной Европы и СССР, то теперь это делают СНГ и в первую очередь России, которые внесли существенный вклад в развитие индийской экономики, в создание многих ее отраслей. Их помощь укрепила базу научно-технического прогресса в стране.

В настоящее время Индии приходится менять ориентиры, то есть укреплять новые экономические связи и отношения с капиталистическими и развивающимися странами, ведь поток помощи из стран Восточной Европы уменьшился. Проблемы укрепления собственной производственной отрасли и некоторые экономические трудности толкают Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенациональных проблем хозяйственного развития.

Роль государства во внешнеэкономических связях

Государство принимает активное участие в развитии внешнеэкономических связей и повышении эффективности воздействия на внутриэкономические процессы. В этих целях им применяется широкий арсенал средств.

Регулирование экспорта:

Финансовые и налоговые льготы при платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или же освобождение от уплаты экспортных пошлин, предоставление налоговых льгот предприятиям, работающим на экспорт, выплаты экспортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его страхование, предоставление экспортных кредитов и т.д.

Валютные льготы, как например предоставление права на использование части валютных средств, полученных от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и материалов для экспортного производства, предоставление премий в твердой валюте и т.д.

А так же сбор и обработка информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы, организацию выставок, ведь роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям.

Таким образом, благодаря государству произошло увеличение удельного веса готовых изделий, а также товаров с наиболее высокой валютной эффективностью. Сегодня руках государства находится мощный рычаг, позволяющий ему корректировать географическое направление экспорта в зависимости от поставленных задач.

Регулирование импорта:

Высокие таможенные пошлины;

Импортные квоты;

Прямой запрет на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри страны.

Такой подход со стороны протекционизма служит общенациональным интересам и защищает национальную экономику страны.

Внешняя торговля. Экономические реформы, развернувшиеся в 1980-1990-е гг., оказали большое влияние на развитие внешнеэкономических связей в целом и внешней торговли в частности. Изменения касаются регулирования внешнеэкономических связей, роста объемов как экспорта, так и импорта, частично и структуры экспорта товаров и услуг. По данным МВФ, в 2006 г. доля Индии в мировом экспорте составляла 1,3%, что сильно уступает доле Китая и сопоставимо с удельным весом Бразилии. По данным ВТО, Индия занимает по объему экспорта 28-е место в мире, а по объему импорта- 17-е (табл. 18.2).

Таблица 18.2. Динамика внешней торговли Индии в 2000-2007 гг. (млрд долл., в текущих ценах)

Экспортная квота, рассчитанная как отношение объема экспорта в процентах к ВВП страны, составляла в 2000 г. 12%, а к 2006 г. увеличилась до 15%. По величине экспортной квоты Индия значительно уступает новым индустриальным странам Азии и Мексике с их экспорто-ориентированными экономиками, но вполне сопоставима с Китаем и Россией. Большинство отраслей промышленности и основные отрасли земледелия работают преимущественно на удовлетворение потребностей внутреннего рынка Индии.

Из данных табл. 18.2 очевидно, что для Индии характерны, во-первых, постоянное преобладание импорта над экспортом, что отражает относительную бедность природно-ресурсного потенциала страны, особенно нехватку углеводородного сырья. Поэтому отрицательное сальдо внешней торговли увеличивается в периоды роста цен на нефть.

Во-вторых, данные таблицы показывают довольно быстрое увеличение экспорта, особенно с 2003 г., что отражает высокие темпы развития экономики в целом и изменения в структуре вывозимых товаров. Спад объемов внешней торговли объясняется влиянием глобального кризиса.

В первые десятилетия существования Индии как независимого государства внешняя торговля сыграла большую роль в обеспечении основы государственного суверенитета. Внешнеторговая политика была направлена на индустриализацию, создание базовых отраслей промышленности и развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Государство поощряло импортозамещение, экономию валюты, обеспечивало защиту от конкуренции со стороны иностранных товаров. Государство жестко контролировало внешнеторговые операции частных фирм через систему лицензирования, валютных ограничений и протекционистских импортных пошлин, а также фиксированного курса национальной валюты - рупии.

Эта система сохранялась до начала 1990-х гг., когда либерализация внешней торговли стала составной частью общеэкономических реформ.

Главными целями внешнеторговой политики стал переход страны к глобально-ориентированной экономике для извлечения максимальной выгоды из возможностей мирового рынка, включая технологическое перевооружение, повышение конкурентоспособности и качества индийских товаров до мирового уровня.

Новые правила отменяют большинство количественных ограничений, сокращают количество лицензий, упрощают бюрократические формальности и процедуры, предоставляют больше свободы и поддержку частному сектору. При этом государство стремится способствовать росту экспорта и его диверсификации, расширению рынка сбыта индийских товаров. Созданы специальные государственные советы поощрения экспорта по группам товаров. Одновременно поддерживаются индийские производители товаров и услуг, основанных на новых технологиях. Система поддержки, в том числе в специальных экономических зонах, распространяется на 5000 видов товарной продукции. Функционируют специальные комитеты, контролирующие качество традиционных товаров индийского экспорта, производимых на плантациях и в фермерских хозяйствах.

Аграрно-сырьевая специализация в последние годы существенно изменяется. Как и в других развивающихся странах, на первое место выходят готовые изделия, а доля сельскохозяйственной продукции и минерального сырья сокращается. Доля готовых изделий в экспорте превысила 80%. Программное обеспечение заняло первое место по стоимости в экспорте товаров и услуг (рост с 2000 до 2006 г. почти в 3 раза). В товарном экспорте готовых изделий первые места занимают ювелирные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, готовая одежда, фармацевтическая продукция, существенно возрастает удельный вес машин и оборудования, включая электронику.

В индийском импорте на первом месте по стоимости нефть и нефтепродукты, далее следуют необработанные драгоценные камни (в том числе мелкие алмазы, именуемые "индийским товаром"), машины и оборудование, комплектующие изделия для электроники, черные и цветные металлы, удобрения, бумага.

География внешней торговли Индии достаточно обширна. По данным МВФ, в 2005 г. на долю развитых государств приходилось 43% экспорта и 33% импорта Индии. Крупнейшими контрагентами Индии в этой группе стран выступают США, Германия и Великобритания. Растущий удельный вес в торговле занимают нефтедобывающие государства, в первую очередь страны Персидского залива. Далее следуют Китай и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.

Весьма скромное место во внешней торговле Индии занимают ее ближайшие соседи - партнеры по SAARC - Пакистан, Бангладеш и Шри-Ланка (в сумме 4,2% экспорта и всего 0,5% импорта). Это объясняется однотипностью экспортной специализации Индии и ее соседей, а также напряженностью политических отношений в определенные периоды.

Иностранные инвестиции. Либерализация экономики и снятие ряда ограничений, существовавших для иностранных компаний, и расширение сферы деятельности частного сектора привели к росту иностранных инвестиций, поступающих в Индию.

Если в 1990 г. иностранные инвестиции составили всего 103 млн долл., то в 2006 г. в Индию поступили прямые инвестиции в объеме 16,4 млрд долл. и портфельные в сумме 9 млрд долл. Приток иностранного капитал особенно вырос с 2003 г. Объем накопленных иностранных инвестиций оценивается на 2006 г. в 243,7 млрд долл. Весьма значителен объем трансграничных денежных переводов - 50 млрд долл. в 2008 г., что превышает годовой объем иностранных инвестиций.

В 1991 г. правительство учредило Бюро по стимулированию иностранного инвестирования. Оно является главной организацией, в чьем ведении находится рассмотрение и одобрение проектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Около 90% инвестиционных потоков направляются через указанное бюро.

Главные сферы приложения иностранных капиталов - сектор услуг, автомобилестроение, телекоммуникации, фармацевтическая промышленность.

В стране открыты филиалы крупнейших ТНК - "Байер", "Кэдбери", "Филлипс", "Сименс", "Глэксо", "Юнилевер" и др. В соответствии с индийским законодательством ТНК действуют автономно от головных офисов и других филиалов и предпочитают принимать индийские названия. Создаются и смешанные предприятия с иностранным капиталом, причем допускается, чтобы у иностранцев был контрольный пакет. Например, "Тойота", действующая в Индии с 1997 г., создала компанию "Тойота Кирлоскар Моторе", которая планирует производить до 600 тыс. автомобилей в год и завоевать 10% автомобильного рынка страны к 2010 г.

Индийские фирмы увеличили заимствования за рубежом, которые осуществляются под контролем Резервного банка Индии, выполняющего роль центрального банка. Так, на 2006/07 финансовый год был установлен лимит для корпоративных заимствований за рубежом в 15 млрд долл.

В последние годы индийский капитал активно вывозится за границу, прежде всего в США, Великобританию и другие страны ЕС, а также в развивающиеся страны Азии и Бразилию. Индийские инвестиции вкладываются преимущественно в добычу нефти и другого минерального сырья, черную металлургию, фармацевтическую промышленность. После отмены в 2005 г. государственных ограничений на величину покупки зарубежных активов, индийские компании объявили о приобретении 480 компаний. Индийским корпорациям разрешено инвестировать за рубежом средства, составляющие до 300% их собственного капитала, в том числе размещать в зарубежные ценные бумаги до 35% чистой прибыли. В частности, государственная нефтегазовая компания ONGC сделала 17 приобретений в 14 странах мира, вложив 5,5 млрд долл.

В стране полностью отменены валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса, и предприниматели могут свободно обменивать рупии на иностранную валюту для коммерческих нужд. Однако ограничения по балансу движения капитала сохраняются, а вопрос о полной конвертируемости индийской валюты находится в стадии рассмотрения.

Индийско-российские экономические связи. По данным российской статистики, в 2008 г. внешнеторговый оборот Индии достиг 6,7 млрд долл. Такие объемы экономических связей не соответствуют потенциалу быстрорастущих экономик обеих стран. По межгосударственным соглашениям поставлена цель достигнуть уровня в 10 млрд долл. в ближайшие годы.

Исторический экскурс. Современные экономические связи Индии с Россией опираются на традиции индийского сотрудничества с СССР в 50-80-е гг. прошлого столетия. В указанный период экономические связи Индии и СССР развивались исключительно активно и успешно. Индия была крупнейшим партнером СССР среди развивающихся стран, а для Индии Советский Союз был одним из главных партнеров в создании основ тяжелой промышленности, в строительстве предприятий черной металлургии, тяжелого машиностроения, нефтяной, газовой промышленности, атомной, тепловой и гидроэнергетики. Товарооборот СССР - Индия достиг максимума в 1990 г. (5,5 млрд долл. США).

Особенностями индийской торговли с Россией являются постоянное для Индии превышение импорта над экспортом, сравнительно узкая номенклатура экспортных и импортных товаров. Часть индийских товаров поступает в Россию в счет погашения рупийного долга, образовавшегося в связи с инвестиционными кредитами 1960-1980-х гг. Величина этого долга составляла в 2006 г. 3 млрд долл. Ожидается, что часть этого долга будет вложена в инвестиционные проекты на территории Индии.

Структура индийского экспорта в Россию следующая: на первом месте фармацевтическая продукция, далее следуют товары, производимые в аграрном секторе (кофе, включая растворимый, чай, табак, пряности и др.), машины и оборудование, изделия легкой промышленности.

Характерно, что экспорт чая в Россию резко уменьшился, что связано со снижением контроля за качеством, фальсификацией индийских сортов и конкуренцией более дешевого чая из третьих стран.

В индийском импорте из России ведущее место занимают машины, оборудование и средства транспорта, черные металлы, удобрения, цветные и драгоценные металлы и камни, бумага. В группу "машины, оборудование и средства транспорта" частично включены вооружение и военная техника. Вместе с товарами двойного назначения вооружение и военная техника составляет 30-40% индийского импорта из России, и военно-техническое сотрудничество является важным направлением партнерства двух государств. Российско-индийская долгосрочная программа военно-технического сотрудничества включает почти 200 проектов, общая стоимость которых оценивается в 18 млрд долл. По закупкам российских вооружений и военной техники Индия уступает только Китаю.

Инвестиционное сотрудничество с обеих сторон осуществляют главным образом государственные корпорации. Россия участвует в строительстве крупной атомной электростанции "Кудамкулам" и других энергетических объектов, в поставке оборудования и технической документации для лицензионного производства военных самолетов, в геологической разведке и других проектах. С индийской стороны уже упомянутая корпорация "ONGC" вложила в российский проект "Сахалин-1" 2,8 млрд долл., получив 20% акций международного консорциума. Первая нефть, добытая в рамках реализации указанного проекта, уже поступила в Индию.

Сейчас Индия по ряду показателей входит в первую десятку стран мира. Средний прирост ВВП в восьмидесятые годы составил 5,4%, в девяностые - 6,4%. В дальнейшем ожидается некоторое снижение темпов роста, но не ниже 6%.

Годовой уровень инфляции в данное время не превышает 4%. В основном инфляция была вызвана ростом цен на энергию. Имеется увеличение экспорта, особенно в области информационных технологий. В целом экономика Индии развивается быстрее, чем в Бразилии или на Филиппинах.

Ранее была в основном сельскохозяйственной страной. Сейчас сельскохозяйственный сектор составляет около 20% от валового национального продукта, обеспечивая при этом занятость более половины населения. После обретения независимости продовольствия в Индии не хватало, она зависела от иностранной помощи.

Сейчас пищевая промышленность растет. В сельском хозяйстве используются высокопродуктивные культуры, удобрения, пестициды, увеличивается доля орошаемых земель. В результате созданы большие запасы зерна. Основные продовольственные культуры: рис, пшеница, кукуруза. Под них занята большая часть посевных площадей.

Главные технические культуры в Индии - это хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные культуры (рапс, арахис). Выращивают также каучуконосы, кокосовую пальму, бананы, ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи. Животноводство развито гораздо слабее. Крупный рогатый скот используется в основном как тягловая сила.

Главный экспортный доход приносят чай и кофе. поставляет на мировой рынок около 30% всех специй, их экспорт составляет около 120000 тонн в год. Производители овощей и продовольствия освобождены от акцизов. Значительная часть государственных продовольственных запасов непригодна к употреблению.

Беднейшее население тоже не может воспользоваться предоставленными льготами из-за некачественного хранения зерна и риса в государственных хранилищах. Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного развития Индии определяется необходимостью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке.

Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс на быстрое установление товарообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского региона стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отраслей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности.

Земельная собственность

В экономике, основанной на сельском хозяйстве, собственность на землю является ключевым моментом для выживания. В большинстве районов страны большая часть площадей принадлежит политически доминирующей касте. Тем не менее, в различных регионах по-прежнему имеются разные традиции, связанные с землепользованием и связанные с ними системы налогообложения земли.

Регулирование земельной собственности в Индии еще не получила всеобъемлющего развития. Общины, храмы и частные лица являются всего лишь владельцами государственной земли. Об особом правовом положении земельной собственности свидетельствуют и статьи законов, которые предписывают царским чиновникам (а не судам) разрешать споры владельцев о границах своих земельных участков.

Есть еще бесчисленные безземельные наемные работники, фермеры-арендаторы и арендодатели, которые сдают свои обширные земли, и богатые крестьяне, которые работают на собственных владениях.

Коммерческая деятельность, главные отрасли промышленности

В Индии всегда было много торговцев, транспортных агентов, импортеров и экспортеров со времен основания цивилизации Инда четыре тысячи лет назад. Рыночные места существовали с тех пор, когда в обращение вошли чеканные монеты среди городских жителей за 2500 лет до нашей эры.

В наше время произошло расширение инвестиций рынка. В сочетании с продолжающейся инфляцией сформировался фон к обширной импортной и экспортной торговле. Основными отраслями промышленности по-прежнему являются: туризм, одежда, чай, кофе, хлопок и производство сырья.

В последние несколько лет наблюдается всплеск значимости программ для компьютеров. Россия, и являются одними из крупнейших импортеров индийских товаров. Современная инфраструктура была создана британским правительством в девятнадцатом и начале двадцатого веков. Страна по-прежнему опирается на обширную сеть железных дорог, некоторые из которых электрифицированы. Железные дороги являются государственной монополией. Основными отраслями индийской промышленности являются: автомобилестроение, химическая, цементная, пищеобрабатывающая, добыча полезных ископаемых, нефтяная.

Достаточно хорошо в стране развиты также такие отрасли, как потребительская электроника, машиностроение, фармацевтическая, металообрабатывающая и текстильная. В Индии, по причине активного экономического роста, значительно возросла потребность в энергоресурсах. В настоящее время страна находится на шестом месте в мире по потреблению нефти и на третьем - по потреблению каменного угля.

Международная торговля. Основными торговыми партнерами являются Россия, Соединенные Штаты, Соединенное Королевство и . Политическая вражда сделала минимальной торговлю с соседними странами Южной Азии, хотя в настоящее время значительная торговля идет с Непалом, Шри-Ланкой, и Бутаном.

Разделение труда в Индии

Разделение труда часто происходит по признаку пола. Возраст также влияет на ту работу, которую человек сможет выполнять, потому что очень старые или очень молодые люди неспособны выполнять самые тяжелые задачи. Эти работы выполняются миллионами взрослых мужчин и женщин, которые не могут больше ничего предложить своей стране, кроме своих мышц.

Помимо этих основных подразделений является уникальным образцом того, как складывался древний и самый основной принцип организации общества. Каждая из многих сотен каст традиционно имела свою специальность и обычно всегда был в касте свой монополист.

Внешняя торговля имеет немалое значение для экономики страны. Однако Индия еще слабо вовлечена в международное разделение труда. Внешнеторговый оборот - 104 млрд. долл., 2001г. (экспорт - 43 млрд. долл.; импорт - 61 млрд. долл.) .

Страна экспортирует ткани, готовые швейные изделия, ювелирные изделия и драгоценные камни, сельскохозяйственные и продовольственные товары, машины, а также рудные полезные ископаемые, медикаменты и другие товары. На долю Индии приходится 21% мирового экспорта чая.

Индия экспортирует железную руду преимущественно в Японию, а также в некоторые европейские страны.

В товарной структуре импорта велика доля топливных ресурсов, машин, оборудования, оружия, смазочные масла.

Крупнейшими торговыми партнерами Индии являются США(19,3% экспорта и 9,5% импорта) ФРГ, Япония, Великобритания. Несмотря на созданный в 1985 году Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), масштабы внешней торговли с ближайшими соседями-членами этого блока (Пакистан, Бангладеш и др.) невелики. Расширяются торговые связи Индии со странами Юго-Восточной Азии.

Индия является членом таких организаций как:

АФБР - Африканский банк развития;

АЗБР - Азиатский банк развития;

ТКК - Товарно-кредитная корпорация;

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;

ВТО - Всемирная организация торговли и др.

С начала 90-х годов в стране осуществляется обширная программа новых экономических реформ, целью которой является создание рыночной экономики в мировое хозяйство. Правительство либерализовало законы, регулирующие приток иностранных инвестиций в страну. Крупнейшими инвесторами являются США, Япония, ФРГ и другие развитые страны.

Важным каналом проникновения иностранных капиталов в Индию являются государственные займы, кредиты и субсидии, предоставляемые экономическими развитыми странами и крупнейшими мировыми банками. Внешняя финансовая задолженность Индии превышает 100 млрд. долл. (из группы развивающихся стран большой внешний долг имеют только Бразилия и Мексика).

Изменились в последние годы внешнеэкономические отношения Индии с Россией. Ранее страна была одним из главных торговых партнеров СССР (за счет продажи чая, кофе, перца, пряностей, тканей, медикаментов). В последние годы товарооборот между странами заметно сократился (с 3,7 млрд. долл. в 1988г. до 1,8 млрд. долл. в 2001г.). в настоящее время осуществляется ряд мер, направленных на разработку новых условий российско-индийского торгово-экономического сотрудничества. Индия продолжает оставаться для России перспективным и емким рынком.

Заключение

Страна с древнейшей культурой, полной драматизма и героики историей, богатыми традициями борьбы за национальное освобождение - Индия сегодня уверенно смотрит в будущее.

В международных делах Индия проводит самостоятельный курс. Пройдя через все тяготы почти двухсотлетнего господства иноземных колонизаторов, она стоит на стороне тех, чьи свобода и независимость попирались и попираются. Индия в немалой степени содействовала национально-освободительным движениям в бывших колониях, решительно осуждает расизм и апартеид южной Африки, выступает за справедливое урегулирование на Ближнем Востоке.

Индийской культуре традиционно присущи высокие идеалы миролюбия и гуманизма. Именно в Индии родилась идея неприсоединения. Неприсоединение в понимании Индии - это не самоизоляция или «сидение между двух стульев», а активное, конструктивное участие в переустройстве мира на справедливых и демократических началах.

Индия - автор ряда крупных инициатив, нацеленных на решение узловых международных проблем, - устранение угрозы войны, прекращение гонки вооружений, прежде всего ядерных, утверждение принципа мирного сосуществования в качестве непреложного закона межгосударственного общения.

Индия стремится развивать добрые двусторонние отношения со всеми странами, в первую очередь с соседями. «Мир», «дружба», «сотрудничество» - эти слова отражают те цели которые ставит Дели на международной арене. Вот почему мне так близка и понятна Индия.

Политика Индии, одного из наиболее далеко прошедшего по капиталистическому пути развития освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внутриэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит ускоренное развитие национальных производительных сил. Индийское правительство принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики и непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через механизм государственного сектора.

Для лучшего использования внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельности государственного и частного секторов национальной экономики и преодоления зависимости от империализма, государство стало активно применять в своей экономической политике методы программирования и планирования.

Внешняя торговля имеет немалое значение для экономики страны. Однако Индия еще слабо вовлечена в международное разделение рынка. Внешнеторговый оборот 56,5 млрд. долл., 1994 г. (экспорт -27,3; импорт - 29,2 млрд, долл.). Страна экспортирует ткани, готовые швейные изделия (29%), ювелирные изделия и драгоценные камни (18%). сельскохозяйственные и продовольственные товары (16%). машины (7%), а также руды, медикаменты и другие товары. На долю Индии приходится 31% мирового экспорта чая. В товарной структуре импорта велика доля топливных ресурсов (17%), -машин и оборудования (15%).

Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного развития Индии определяется необходимостью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке. Оно многократно возрастает в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические связи становятся одним из наиболее важных каналов, по которому осуществляется импорт достижений НТР из промышленно развитых государств.

К началу 70-х годов важным фактором жизни страны стал государственный сектор экономики, произошло определенное ограничение деятельности иностранного капитала, расширились и укрепились экономические связи со странами Восточной Европы. Эти изменения оказали серьезное влияние, как на внутриэкономическое положение страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах и интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими странами и странами Восточной Европы и СССР.

Соответственно претерпели качественные изменения все элементы внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это привело к сокращению размеров и, что особенно важно, ухудшению условий привлечения в страну иностранных частных инвестиций. Вместе с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом остаются чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением льгот иностранным компаниям, обязующимся ввозить в страну новую технологию, развивать ее экспорт или производство энергоресурсов.

Использования Индией внешнеэкономических связей осуществляется, в первую очередь, в целях ликвидации экономической зависимости от империализма и упрочения хозяйственной самостоятельности страны. Необходимо отметить, что индийская буржуазия и, в первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей.

Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс на ускоренное развертывание товарообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского региона стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отраслей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности. Освоение этого рынка производится в Индии объединенными усилиями государственного и частного секторов, причем наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт государственного и частного капитала.

Неравномерность капиталистического развития обусловила такое положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых капиталистических государств, в то же время значительно опережает большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает отпечаток на внешнеэкономическую политику Индии, согласно которой основными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капиталистические страны, страны СНГ и Россия.

В 1977 г. в целях укрепления производственной базы экспорта индийским фирмам было предоставлено право импорта любых товаров, необходимых для производства экспортной продукции, в размере 25% от стоимости их экспорта. Специальные льготы были предоставлены мелким и средним экспортерам, в частности выделение импортных лицензий на сумму до 50 тыс. рупий в свободно конвертируемой валюте. Если же предприятие сектора мелкой промышленности экспортировало свыше 20% своей продукции, размеры этих лицензий не ограничивались.

Третья категория государственных мероприятий, направленных на оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработку информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы, организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям. Государство также самостоятельно вышло на мировой рынок, первоначально через систему государственных внешнеторговых объединений, первым из которых стала созданная в 1956г. Государственная торговая корпорация (Г. Т. К.).

Экспортная деятельность Г. Т. К. характеризуется весьма высокими темпами роста. Динамика его такова, что если в 1956 году ее экспорт составлял около 90 млн. рупий, то через 20 лет, в 1976 г., он достиг 5590 млн. рупий, что равнялось 17% стоимости всего национального экспорта.

Многим индийским государственным компаниям удалось выйти на мировой рынок и в последующем расширить свой экспорт благодаря заказам из афро-азиатских стран, являющихся крупными потребителями продукции индийского машиностроения, металлообработки, металлургии и химии, т.е. продукции именно тех отраслей, где в основном действуют государственные промышленные компании.

Усиление позиции государства в экспортных операциях в связи с абсолютным и относительным ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положительным образом сказалось на повышении эффективности экспортных программ Индии в целом.

Государственное регулирование импорта включает валютное регулирование, лицензирование, тарифную политику, установление импортных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдельных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей деятельности государства имеет большое значение, особенно в условиях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с последним обстоятельством государственное внешнеторговое регулирование направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютных средств. Этой цели государство в основном добивается посредством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае импортное регулирование тесно переплетается с экспортным.

Экономному расходованию валюты при одновременном стимулировании экспорта, призваны содействовать и другие меры государственного импортного регулирования, в частности выдача лицензий на импорт оборудования, сырья, компонентов и запчастей для создания дополнительных мощностей, работающих на экспорт.

Не менее важной целью государственного импортного регулирования является защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает антиимпериалистическое содержание и служит общенациональным интересам. Осуществление защиты национальной экономики происходит через установление: -высоких таможенных пошлин; - импортных квот; - прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри страны.

Довольно сильные позиции государства в импорте определяются крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых организаций и предоставлении им исключительного права импорта отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих товаров из числа государственных промышленных предприятий.

Более 3/4 вывоза индийского капитала приходится на два десятка самых мощных национальных частных и государственных капиталов. По всем основным признакам их следует отнести к капиталистическим монополиям. Они господствуют в сфере производства и обращения внутри страны, являются крупнейшими многоотраслевыми объединениями с многочисленными фирмами и филиалами, банками, страховыми компаниями и транспортными агентствами, на их предприятиях заняты тысячи рабочих. Среди крупнейших индийских монополий "БИРЛА", "ТАТА", "ТХАПАР", "СИНГХАНИЯ"; некоторые из них входят в число богатейших корпораций мира.

Вывоз капитала из Индии специфичен по своей географии: он ориентирован главным образом на рынки развивающихся стран Азии, Африки и Океании, на которые приходится 95,7% всех прямых зарубежных инвестиций. Лишь весьма незначительную долю составляют промышленно развитые государства Европы, США, Канады и Австралии. Такое распределение экспортируемого капитала понятно, он устремляется туда, где слабее конкуренция и его экономический потенциал и производственно-техническая специализация имеют больше шансов на успех. Индийский капитал внедряется главным образом в металлургическую, текстильную, пищевую, химическую, бумажную промышленность, в электроэнергетику, машиностроение и гражданское строительство. Он предпочитает расширять за рубежом те производства, которые уже сложились "дома", сформировав достаточно высокий технико-технологический и управленческий опыт. К тому же как раз в этих областях капитал особенно ощущает ограниченность внутреннего рынка.

Конкретные примеры из хозяйственной практики зарубежных предприятий индийских фирм показывают, что они уже не вписываются в модель мелкомасштабного, низкопроизводительного производства. Не случайно индийские инвеститоры в целом заслужили репутацию технологических лидеров среди новичков международного бизнеса, лидеров, которые за рубежом внедряются в отрасли, производящие средства производства, требующие чрезвычайно сложной технологии, крупных масштабов производства, где все время необходимо идти в ногу со временем.

Важной особенностью международной деятельности индийских монополий является преобладающая ориентация их иностранных предприятий на внутренние рынки принимающих стран. Так, некоторые индийские компании, взявшие курс на активное внедрение на мировом рынке и добившиеся необходимой конкурентоспособности, переносят свое производство за границу, несмотря на более высокие издержки в принимающих странах, поскольку это расширяет границы узкого национального рынка.

Роль иностранного частного капитала во внешнеэкономических связях современной Индии Вопросы взаимоотношения с иностранным частным капиталом постоянно находятся в центре внимания индийского государства при решении главных проблем национального хозяйственного развития.

По отношению к иностранному частному капиталу определяющим направлением в политике Индии, отражающим позицию всех слоев индийского населения, за исключением монополистической верхушки буржуазии, является курс на установление эффективного контроля над деятельностью иностранного капитала с целью сокращения его влияния в индийской экономике. Законодательство ограничивает деятельность иностранных частных инвеститоров определенными отраслями экономики, также устанавливаются ограничения в размерах прибылей, уходящих за рубеж. Однако это не означает, что позиции иностранного капитала коренным образом подорваны, а его влияние на ход хозяйственного развития Индии несущественно. Достаточно сказать, что объем иностранных частных капиталовложений, несмотря на все ограничения, продолжает увеличиваться, хотя темпы роста иностранных инвестиций в отдельные периоды неодинаковы. При чина заключается в том, что иностранные компании находят в Индии весьма благоприятные условия, обеспечивающие довольно высокую норму прибыли на функционирующий капитал. Так по данным американского журнала "Business international" (1985) средняя прибыль американских компаний от индийских инвестиций в обрабатывающую промышленность возросла с 15,8% (1982) до 20,3% (1984).

Стремясь привлечь иностранную технику и технологию, опыт и финансовые ресурсы иностранных фирм, государство идет на предоставление фирмам определенных, иногда значительных льгот. Нажим иностранного капитала вызывает в стране различную реакцию, возникают внутринациональные споры и конфликты. Индийское правительство пытается также привлечь капитал иностранных компаний на более выгодных для государства условиях, путем заключения договоров о финансовом и техническом сотрудничестве.

Темпы роста на предприятиях, использующих зарубежный опыт и технологию через системы соглашений, намного выше, чем в среднем по стране. Отмечая определенные выгоды, которые извлекает Индия из таких соглашений, необходимо отметить, что эта форма взаимоотношений с иностранным капиталом в ряде случаев используется фирмами для получения, по существу, односторонних выгод, не имеющих ничего общего с индийскими национальными интересами. Более того, иностранные компании вносят в соглашения о сотрудничестве различного рода запретительные и ограничительные статьи, прежде всего касающиеся экспорта продукции новых предприятий. В ряде случаев, не взирая на имеющиеся ограничения сфер деятельности, иностранному капиталу удается добиваться заключения соглашений о сотрудничестве в отраслях, не имеющих первостепенного значения для национальной экономики, но приносящих хорошие доходы (косметика, некоторые отрасли пищевой и легкой промышленности).

География внешнеэкономических связей Индии

Индия и промышленно развитые капиталистические страны Крупнейшими торгово-экономическими партнерами Индии являются развитые капиталистические страны, на долю которых приходится около половины ее внешнеторгового оборота. Основными партнерами Индии являются США, Япония и страны ЕЭС.

Несмотря на значительную диверсификацию внешнеэкономических связей, Индия по-прежнему реализует значительную часть своих традиционных, а в последние годы и новых товаров на рынках этих стран. Доходы от экспорта товаров и услуг в промышленно развитые капиталистические страны составляют основу валютных поступлений в Индию.

Развитые капиталистические страны важные поставщики на индийский рынок многих машин и оборудования, продовольствия и промышленных товаров. Значение этой группы стран во внешнеэкономических связях Индии определяется еще и тем, что они, а также на холящиеся под их контролем международные финансовые организации МВФ и МБРР являются ее крупнейшими кредиторами. Не лишне отметить, что Индия имеет один из самых высоких размеров внешнего долга среди развивающихся государств (829 млрд. рупий, 1989 г.), что является тяжким бременем для ее экономики.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что укрепление национальной промышленной базы в результате индустриализации сельскохозяйственного производства, а также переориентация Индии в области географии внешнеэкономических связей с акцентом на развивающиеся страны и страны Восточной Европы позволили Индии сократить зависимость от развитых капиталистических государств, доля которых в импорте Индии упала с 75% в начале 70-х годов до 55% в 1989 году. По тем же причинам сокращается удельный вес капиталистических стран и в экспорте.

Стремясь преодолеть негативные тенденции в торговле с США индийские государственные и частные внешнеторговые организации тщательно изучают конъюнктуру американского рынка и осуществляют довольно значительную рекламу традиционных и новых товаров индийского экспорта. Вместе с тем, как отмечает индийский журнал "Коммерс", торговля Индии и США "... продолжает развиваться по классическому образцу отношений между развитой и развивающейся страной".

На первый взгляд отношения между Индией и странами ЕЭС в области торгово- экономических связей развиваются сравнительно успешно. Об этом свидетельствуют: -быстрый рост товарообмена со странами семерки; - заключение соглашения о торговом сотрудничестве - первое соглашение такого рода между странами "общего рынка" и не ассоциированной с ним страной; - временное сохранение Англией после ее вступления в ЕЭС прежних таможенных преференций в отношении Индии; - заключение Индией соглашения с ЕЭС по кофе и джуту.

Наряду с развитием экспорта в развитые капиталистические страны Индия пытается ослабить проблему несбалансированности торговли с ними путем финансирования своего импорта из этих государств за счет получения от них кредитов и льгот.

Происходит либерализация условий кредитов предоставляемых Индии рядом западноевропейских государств: ФРГ, Англией, Голлан дней. Отличительной чертой 80-х годов является то, что значительная часть льготных кредитов, предоставляемых Индии развитыми капиталистическими странами, поступает к ней от западноевропейских государств. Последние используют такие кредиты как весьма эффективное средство конкурентной борьбы на индийском рынке с монополиями США и сумели добиться существенного роста своих продаж в индию. За период 1982-1989 гг. ввоз в Индию товаров из стран членов ЕЭС увеличился с 2,2 млрд. рупий, а их доля в индийском импорте возросла с 13,3% до 29,2%. Также выросла торгов ля с Японией.

Индия и развивающиеся страны, Освободившиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки занимают видное место во внешнеэкономических связях Индии. Более того, по ряду товаров эти государства являются основными поставщиками на индийский рынок (нефть, хлопок, медь), либо представляют собой важнейшие рынки сбыта индийской продукции ("инженерные" товары, текстильные изделия).

Разумеется, значение отдельных стран, субрегионов и регионов в индийском внешнеторговом обороте далеко не одинаково. Так латиноамериканские страны занимают весьма скромное место, как в экспорте, так и в импорте страны. Размеры торговли Индии с развивающимися африканскими странами были также относительно невелики вплоть до конца 60-х годов. В последующие годы в торговле Индии с африканскими государствами наметилась положительная тенденция и в период с 1966 по 1976 годы ее товарооборот с ними удвоился.

Заинтересованность Индии в получении нефти лежит в основе ее действий по развитию отношений с нефтедобывающей страной Африки - Алжиром. В 1976 г. между Индией и Алжиром был заключен договор по которому в обмен на алжирскую нефть и сжиженный газ Индия поставляет джут, кофе, табак, специи и др. товары.

Тут следует отметить, что потребность в нефти заставляет Ин дню завязывать тесные отношения со странами-экспортерами нефти, и в первую очередь с Саудовской Аравией, на долю которой приходится 6,7% индийского импорта (1989 г.) Значение развивающихся и новых индустриальных стран Южной и Юго-Восточной Азии во внешнеэкономических связях Индии определяется их географической близостью к Индии, а также историей региона.

По роли в индийских внешнеэкономических связях эти страны делятся на две группы. К первой относятся: Бирма, Бутан, Бангладеш, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, которые выступают в основном как рынок сбыта индийской продукции. Малайзия, Таиланд, Сингапур, Индонезия, Гонконг и Филиппины составляют вторую группу поставщиков технической и другой продукции на рынок Ин дни.

Советско-индийские торгово-экономические отношения Государства СНГ и в особенности Россия были остаются одним из главных торговых партнеров Индии. На долю СССР в 1989 году приходилось 12,9% индийского экспорта и 4,5% импорта. СНГ занимает второе место во внешнеторговом обороте Индии. Весьма примечателен тот факт, что в период с 1976 по 1986 годы объем совет ско-индийской торговли увеличился в 4,5 раза. Этот показатель темпов прироста внешней торговли превышал аналогичные показатели как СССР так и Индии. Но в настоящее время в связи с экономическим кризисом в странах СНГ стал третьим по величине внешнеторговым партнером Индии уступив второе место Японии.

Страны СНГ оказывают Индии огромную экономическую помощь.

Ценность этой поддержки для национальной индийской экономики заключается в том, что они помогают развивать основополагающие отрасли экономики: энергетику, сложное машиностроение, химическую промышленность, переработку нефти. За годы сотрудничества в Индии построено около 75 промышленных объектов и около 50 строятся в настоящее время. На долю этих предприятий в 1989 г. приходилось 44% всей выпускаемой в стране стали, 38% алюминия, 21% добычи и 45% переработки нефти, 77% металлургического, 47% энергетического и 43% горно-шахтного оборудования. Помощь из СНГ помогает Индии ликвидировать экономическую зависимость от стран Запада.

Несмотря на трудности перестройки российско-индийские отношения продолжают развиваться, причем на долговременной основе, что придает им известную стабильность. За последние годы руководители двух государств совершили визиты, в ходе которых были достигнуты важные договоренности о развитии экономического сотрудничества. Были подписаны соглашения, определяющие перспективы торгово-экономических отношений двух государств на период до 2000 года, договор о научно-техническом сотрудничестве, долгосрочная программа в области производственной кооперации.

Сотрудничество двух стран, в которых проживает более 1/5 части человечества является весомым фактором международной эко комической жизни и перспективы его развития благоприятны. СНГ и Индия демонстрируют развитие многосторонних связей между государствами с пока еще различными социально-экономическими системами.

Индия и страны Восточной Европы Важную роль в решении задач экономического развития Индии играют ее связи со странами Восточной Европы.

Крупнейший торговый партнер Индии из числа этих стран Польша. Основные товары польского экспорта в Индию - горношахтное оборудование, суда и судовое оборудование, краски и др.

Польский импорт из Индии состоит из традиционных сельхозтоваров (чай, кофе) и продукции новых отраслей индийской промышленности (электронное оборудование, химическая продукция, стальные трубы и т. д) ЧСФР является крупнейшим партнером Индии в сфере экономического сотрудничества среди восточноевропейских государств. С по мощью ЧСФР в Индии построено около 60 промышленных предприятий, в том числе завод тяжелого электрооборудования в Хайарабаде, завод литья и поковок в Рании, станкостроительные предприятия.

Поделиться: