Отступить, чтобы победить! Фокусное расстояние при съемке портрета. Ростовой портрет (студия) Портреты в полный рост

И так продолжим нашу тему про Портрет! сразу говорю фотки не мои) скачала с инета) для примера!)девочки просили что бы наглядно с примерами было)вот и воплащаю их просьбы!

И так начнем:

Наша, мамская, фотография начинается с первой улыбки малыша, с первых его шагов, проказ и достижений. И, порой, бывает просто некогда подумать - какой стоит режим, сколько выставлено ISO и так далее… Конечно, со временем мы доведем технические моменты до автоматизма, но снимать-то хочется уже сейчас:)))

У нас нет возможности выставить свет, повесить подходящий фон и поменять расположение людей в кадре без риска нарушить момент. Так что можно сделать для получения интересного кадра в таких условиях? Какие способы использовать?

Так или иначе съемка начинается с выбора точки съемки (не путать с ракурсом) - близко или далеко, слева или справа,снимающий определяет точку, из которой объект съемки может быть запечатлен в лучшем виде. Более того, именно выбор точки съемки во многом определит будущую композицию снимка.


Второй важный этап - кадрирование (заполнение пространства кадра). Выбрав точку съемки мы перемещаем объектив, выбирая ниалучший вариант для изображения. Тут мы зачастую пользуемся зумом - возможностью приближать или удалять (масштабировать) изображение.

РАБОТА С ПЛАНОМ

Давайте разберемся, Какие есть приемы портретной съемки и как меняется портрет при смене ракурса и масштаба.

Существет три варианта - крупный план, поясной и ростовой портреты. Классическим фокусным расстоянием считается от 70 до 100 мм (правильно передаются пропорции лица и можно отойти подальше, не смущая съемкой «в упор».

А теперь «СЛАЙДЫ»:)))

Пример №1.

Знакомьтесь - крупный фронтальный план!


Пример №2.
Вернемся к снимку. Такой фронтальный портрет по праву считается одним из классических вариантов построения. Точка съемки - напротив губ, глаза - на расстоянии примерно трети от верхнего края кадра, плечи развернуты от камеры, не отвлекая внимания от лица, резкость на глазах, что, в принципе, логично. Фон размыт и на себя внимания не оттягивает.




Еще один фронтальный крупный план, Но взгляд направлен «из кадра». Здесь важно, чтобы он (взгляд) не упирался в край фотографии - еще говорять - «взгляду нужно дать пространство».

Пример №3


Крупный план с ракурсным искажением. Высокая точка съемки дает возможность зрительно сузить лицо, сделав довольно сильный акцент на глаза. Нелепая же поза фотографа позволяет запечатлеть прекрасную улыбку:)

ВАЖНО

В портрете более выигрышной является поза, при которой плечи должны быть развернуты иначе, чем лицо. Это дает возможность из одной точки съемки иметь два фиксируемых ракурса, что лишает снимок статики.

Пример №4

Погрудный портрет. Классический паспортный. Обычно при вертикальной ориентации фигура располагается по центру кадра, линия глаз - примерно по линии верхней трети (Правило трех третей еще свежо в памяти? :)

Не забывайте, что в любом случае - возможны варианты.



Пример №5

Одним из главных классических условий является наличие рук в кадре.


А вот поясной портрет:

А это - поясной «безрукий»:) По суставам не режем!!! Выше, ниже, но не по ним.

ВАЖНО

Руки в поясном портрете играют практически равную роль с глазами, становятся важной частью композиции и очень сильным выразительным средством. Но и конкурирующим композиционным центром могут тоже стать.

Пример №6

Так называемое «ковбойское кадрирование»


Как видите - руки уже в любом случае попадают в кадр, а кадрирование в нижней части фигуры получается по бедрам.

Руки есть, разворот корпуса есть, улыбочка:) Идем дальше:)

Пример №7

Мы все ближе и ближе к портрету в полный рост. Но есть еще один тип кадрирования портретов.


Пример №8

Ростовой портрет. Стандартное заполнение кадра - фигура посередине. Снизу и сверху от фигуры примерно одинаковое расстояние.

Я, обычно, избегаю фронтальных классических ростовых портретов (если только это не гвардейцы в карауле), но экспериментировать всегда можно и иногда получаются впечатляющие результаты. Ну вот я конкретно не большой любитель «классики». вроде и полный рост, но уже поживее.

Чем не «полный рост»? :) Просто поза «сидя»

Пример № 9

Нестандартное кадрирование портретов. Обычно их называют жанровыми. Иногда - «детальная съемка». Мне без разницы. Просто я знаю, что именно эти «детали» могут оказаться красноречивее глаз.



ВАЖНО

Основные ошибки и как их ибежать

Интересный сам по себе яркий, разнородный фон, в результате модель теряется на снимке –––- изменить точку съемки или значительно увеличить план. Все, что не работает на сюжет - удаляем беспощадно.

Модель слилась с фоном ––––двигаемся вправо или влево, либо изменится тональность фона, либо поймаем контровый свет, который отделит изображение снимаемого

Освещенное «в лоб» лицо в центре снимка (можно дополнить такой портрет фотографией профиля и отпечатками пальцев) ––– смещаемся в сторону, приседаем, поднимаемся выше, отвлекаем модель от позирования на что угодно (ой, птичка пролетела)

ГДЕ БУДЕМ РЕЗАТЬ?? Сложный вопрос, правда? Иногда отрезанная макушка вызывает бурю негодования, а иногда еще и больше бы эту самю макушку резануть… –––––-в любом случае, это тема для отдельного разговора, НО лучше не заниматься расчлененкой путем изменения плана, а если уж заниматься, то со смыслом.

ракурсные искажения - укороченные ноги, огромная голова обычно не украшают (кстати - одна из самых главных ошибок при съемке детей и животных) –––- опускаем точку съемки или не берем в кадр значительную часть туловища(как на пр.3)

Модель «разрезана» линиями окружающей среды - горизонтом, забором ––– меняем ракурс

Мимические гримасы ––– это уже выбор момента съемки, лучше снимать устойчивые выражения лица.

Ну и на этом мы с вами пока остановимся;)

Всем спасибо за внимание!)

Что отличает ростовой портрет от простой фотографии человека в полный рост? Догадались? Конечно же сюжет! И потому при съемке студийного ростового портрета вам нужно будет не только правильно выставить освещение, но еще и выбрать позу модели и выстроить композицию снимка – только тогда вашу работу можно будет назвать ростовым портретом.

Освещение.
Будем рассматривать простую схему освещения, которая часто используется при ограниченном бюджете. Основной источник света – студийная вспышка с софтбоксом среднего размера. Устанавливается под углом 45 градусов по отношению к модели на достаточно большой высоте, чтобы осветить лицо и верхнюю часть корпуса модели. Вторую вспышку также со средним софтбоксом устанавливаем под основным источником света примерно на уровне груди модели, это нужно для того чтобы осветить модель в полный рост.

В результате мы получаем равномерное освещение. Когда основной свет установлен, можно поэкспериментировать с дополнительными источниками света. Установив серебристый отражатель сбоку, за спиной модели (напротив основного источника света) мы получим контровой свет, который отделит модель от фона. Если отражатель расположить под углом 45 градусов впереди модели, с противоположной стороны от источника света, то тени будут более мягкими, снимок получится не такой контрастный.


Построение кадра.
Само собой, модель должна быть в кадре полностью, во весь рост, обрезать части тела модели нельзя. Стандартное заполнение кадра – объект съемки посередине. Но практика показывает, что для сюжетной композиции нужно пространство, поэтому модель лучше сместить немного из центра кадра следуя правилу третей (оставить с одной стороны больше заднего плана чем с другой). Над фигурой модели оставляют больше пространства чем под ней.

Выбор поз в ростовом портрете огромный, но шаблоном пользоваться категорически не рекомендуется, для каждой модели позы нужно подбирать индивидуально с учетом телосложения, роста, сюжета, одежды. Главное, чтобы модель не выглядела на фотографии как изваяние, не была зажатой, скованной. Обязательно следите за выражением лица модели и за общим состоянием композиции.

Общий стиль ростового портрета нередко определяется одеждой модели – чем она параднее и строже, тем более официальными будут позы модели. Повседневная одежда более уместна, она дает широкую свободу выбора сюжета снимка. Если планируется съемка для каталога одежды, то позы модели должны быть живые и динамичные чтобы в первую очередь продемонстрировать одежду в выигрышном свете.

Камеру обычно располагают на уровне груди модели или чуть ниже, но, как и в случае с освещением, многое зависит от задуманного сюжета.

Чтобы облегчить работу с моделью, при съемке ростового портрета часто используются различные аксессуары – зонтики, бокалы, фрукты и прочее. Не обязательно они должны быть в кадре, модель просто может смотреть на предметы и что-то представлять – вот вам и готовый сюжет. Не пренебрегайте этой «мелочью» — она поможет сэкономить кучу нервов и времени, и сделать интересные, необычные снимки. Успехов!

Заказать создание портрета для себя или для оригинального и ценного презента – весьма удачное решение. Ведь написанная художником картина будет радовать ее владельца много лет, она украсит жилище, ее можно передать по наследству потомкам. Мастера нашей студии создают высокохудожественные портреты маслом – написанные с фотографий, выполненные в различных образах и в оригинальном антураже, а также семейные, парные, мужские, женские и детские. можно любого типа (формата): в полный рост, поколенный, победренный, поясной, погрудный, головной (оплечный). Изображаемый на полотне может стоять или сидеть (в том числе на коне).

Каковы особенности и преимущества поясного портрета?

Такой формат по сравнению с меньшими в большей степени дает возможность передать индивидуальные особенности человека. Художественное изображение персоны по пояс позволяет живописцу запечатлеть на полотне многое из того, что нельзя представить на погрудном или оплечном (головном) портрете. Прежде всего, поясной формат дает возможность продемонстрировать наряд персонажа, что особенно важно при создании портретов в различных образах и парадных полотен. К примеру, прекрасную даму на поясном портрете можно запечатлеть в роскошном платье, подчеркивающем изящную талию. Мужчину же нетрудно одеть в старинный мундир военного, украшенный орденскими звездами.

Изображение по пояс позволяет дать портретируемой персоне что-либо в руки. Женщина может держать младенца (подобно Мадонне), букет цветов, собачку или кошку. У мужчины в руках, в зависимости от образа, в котором он изображен, могут быть самые разные предметы (например, оружие, книга, бинокль, курительная трубка и даже скипетр и держава).

На поясном портрете можно показать достоинства фигуры персонажа. Также этот формат позволяет представить человека в определенной позе, которая делает его образ более выразительным и динамичным и дает живописцу возможность реализовать определенный художественный замысел. К примеру, персонаж картины может повернуть торс вполоборота, показывая при этом лицо в фас, изогнуться, облокотиться на что-либо, сложить руки на груди или на животе, упереть их в бока, поднять одну из них выше головы, продемонстрировать различные жесты и т. д.

Кроме того, поясной портрет позволяет изобразить сидящего человека и, соответственно, частично показать стул, кресло, диван и даже трон. Также художественное изображение персоны по пояс дает возможность представить на картине больше фона или предметов обстановки.

При съемке погрудного и поясного портретов вам нужно будет контролировать все пространство кадра – позу модели и одежду, положение рук, отсутствие посторонних деталей в кадре, следить за фоном. В погрудном портрете в кадр попадает лицо, шея и плечи модели, в поясном портрете в кадре будут и руки модели. Но в любом портрете, независимо от его типа, солирует лицо.


Расстановка света зависит от количества источников света, которые есть в вашем распоряжении. Если только один – снимайте на белом фоне, свет будет отражаться от фона и теневая сторона (ближняя к фону) тоже будет проработана. Основной идеей снимка можно сделать игру с тенью на фоне. Чем дальше источник света, тем резче будут границы тени и тем больше возможностей найти какой-то рисунок, сюжет чтобы подчеркнуть замысел фотографа. Свет устанавливается как можно дальше от модели, под углом примерно в 45 градусов. Ракурс выбирается в зависимости от особенностей лица модели, но в любом случае попробуйте сделать кадры в классическом и критическом полуобороте.

Если два источника света, то фон лучше выбирать темный. Функцию заполняющего света будет выполнять большой софтбокс, который располагают позади фотографа напротив модели. Справа (с точки зрения фотографа) и чуть выше лица модели устанавливают маленький софтбокс. Здесь важно чтобы оба источника света имели примерно одинаковую мощность (или заполняющий свет был чуть слабее), иначе модель получится пересвеченной.

Когда источников света несколько, для усиления эффекта можно добавить контровое освещение, общий задний свет, нижний источник света, направленный свет для подсветки волос, отражатели – тут вариантов очень много.

В погрудном портрете основной акцент делается на лицо , поэтому камера устанавливается на уровне глаз модели или чуть ниже. Выбирается малое значение диафрагмы (для большей глубины резкости), объектив выдвигается на всю длину чтобы избежать искажения пропорций.



В кадр попадает часть корпуса и руки. Руки, кстати, обрезать не советуется – это оставляет неприятное ощущение от всего кадра, и напротив, включив руки в кадр можно получить очень выразительный снимок.

При составлении композиции учитывайте положение рук модели – наиболее выигрышно смотрятся руки снятые со стороны мизинца. Избегайте плоских изображений ладони и кисти, лучше зафиксировать руки в повороте – тогда они получатся объемными. Но все же главный акцент и в этом виде портрета делается на лице, потому руки можно интересно обыграть, но освещать их сильнее чем лицо не следует. Снимайте модель в положении стоя – это даст возможность найти интересную композицию и в кадре не будет лишних предметов. В поясном портрете будет видна одежда модели и фон – этим вещам уделите внимание. Как минимум, одежда должна быть опрятной и отличной от цвета фона.

В отношении освещения сложно дать универсальную рекомендацию. Одна из возможных световых схем – два источника света, один из которых равномерно осветит модель до пояса, второй создаст нужные тени. В поясном портрете, как и в ростовом, освещение – это всегда эксперимент, и выбор будет зависеть от замысла фотографа и от технических возможностей.

Краткое резюме.
Помните о правилах построения композиции, световых схемах и о ракурсах, но не работайте по шаблону – даже проверенные рекомендации могут оказаться неподходящими в конкретном случае. Старайтесь на практике найти наиболее удачное решение – это поможет добиться замечательных снимков.

Портре́т (фр. portrait — “воспроизводить что-либо черта в черту”) — изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии)...

В этой статье мы хотели бы дать несколько советов в съемке портретов для начинающих фотографов. В искусстве фотографии нет жестких правил. Поэтому это лишь советы, а не правила, обязательные к выполнению. Для примера мы взяли замечательные детские фотографии Тифани Бендер.

Необходимое требование к любому портрету - передача индивидуального сходства человека. Но сходство - это не просто копирование внешних признаков, а и внутренний мир и характер человека.

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера . Преимущество зеркальной камеры - оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).

Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше - фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.
Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.

Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель .

И как всегда добавим, хорошие снимки делает не камера, а фотограф;-)

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает - открытая диафрагма , т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 - f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза,...). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО . По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.


3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне - диагональное освещение ) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.

С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.


4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.

От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и "заглянуть" в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.


Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.


Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя - это очень сложно.



При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.

Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размешать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.


6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает “позировать”. Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно - непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.

Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку. В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает “позировать” и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.

Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.


7. Основные ошибки

Основными ошибками являются технические проблемы - не хватает резкости на глазах, смаз, слишком сильно или недостаточно подсвечены тени и пр.

Часто встречаются ошибки в компоновке кадра. Особенно это касается портретных фотографий, привезенных из поездок. Очень часто на снимке почти не виден портретируемый, но зато хороша видна площадь, на которой его снимали, огромный собор на заднем плане и много всяких других вещей. Решите для себя, что вы снимаете. Если человека - то он должен быть основным на снимке. Если площадь и собор - уберите человека. Не загромождайте кадр, все, что не работает на сюжет, должно быть удалено.

В портрете нельзя немотивированно обрезать конечности - руки, ноги, пальцы и пр. Обязательно постарайтесь уместить в кадр все важные части тела.

Как выше уже упоминалось, не используйте разнородный, яркий фон. С таким фоном человек будет теряться на снимке. Измените точку съемки или значительно увеличьте план (т.е. вместо поясного портрета сделайте, например портрет крупным планом).

Голова (туловище, рука…) не должны быть разрезаны линией горизонта (забора, дерева…). Иногда достаточно изменить точку съемки, чтобы этого избежать.

В кадре не должно быть укороченные ног, могучих шей и плеч, когда вы снимаете человека с нормальными пропорциями. Это происходит, если неправильно выбрать точку съемки или использовать, например широкоугольный объектив, который искажает пропорции.

Удачных вам кадров;-))


Поделиться: