Какими профессиональными качествами должен обладать музейный экскурсовод. Экскурсовод: профессия, которой не обучают в вузах

Простому обывателю профессия экскурсовод кажется весьма привлекательной: постоянное общение с людьми, неизбежное интеллектуальное и культурное развитие, достойная оплата труда, возможность самореализации.

Однако нельзя закрывать глаза и на подводные камни: постоянная усталость, необходимость всегда быть в приподнятом настроении, работать в любых погодных условиях.

Как же понять, подходит Вам эта профессия или нет? Прежде всего, необходимо подойти самокритично к своим навыкам и личностным качествам. Ваш рассказ может заворожить окружающих? Друзья часами слушают истории, Вы сами получаете от этого колоссальное удовольствие? Хорошо ориентируетесь в истории и архитектуре, обладаете сильными коммуникативными навыками? Если на большинство вопросов Вы ответили утвердительно – тогда Вы обречены добиться успеха, работая экскурсоводом.

Экскурсовод или гид?

Раньше считалось, что гид – это своего рода рассказчик, который повествует туристам о достопримечательностях, их истории и других интересных событиях. Работа современного гида больше связана с международным туризмом. Зачастую специалист рассказывает путешественникам об особенностях культуры и быта региона или местности, куда они попали впервые.

Специфика работы экскурсовода гораздо уже. Он освещает тематические события, истории из жизни важных личностей, особенности памятников архитектуры. Профессию чаще всего осваивают представительницы прекрасной половины человечества. Ничего удивительного, скажете Вы, женщин хлебом не корми – дай поговорить. Однако здесь важна грамотная разборчивая речь, причем рассказывать необходимо часами. Работа проходит не только в прохладных помещениях музеев, но и на палящем солнце горных троп.

В профессии экскурсовод очень важна харизма и коммуникабельность. Специалисту необходимо в короткий срок установить контакт с группой людей разных возрастов и интересов. Не помешает хорошее чувство юмора, а так же умение безболезненно решать конфликтные ситуации.

Нужно понимать, что экскурсовод – это актер, сценарист и режиссер одновременно. Его импровизация должна захватить слушателя с головой, оставив у него лишь самые яркие впечатления. Достичь этого можно только в совершенствовании профессиональных навыков и поиске интересного материли для рассказа.

Спрос на специалистов в сфере туризма неуклонно растет, однако вместе с ним растут и требования к соискателям. Стоит помнить о социальной значимости работы экскурсовода. Он открывает мир людям, прививает интерес к истории, искусству, окружающему миру.

Самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели курортных регионов.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии экскурсовод

Преимущества:

  • возможность посетить множество уголков по всему миру;
  • работа в сфере туризма весьма перспективна;
  • общение с людьми, самовыражение.

Недостатки:

  • сезонность бизнеса;
  • работа не всегда в комфортных условиях;
  • очень высокая конкуренция на рынке труда.

Как стать экскурсоводом

Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:

  • Российский государственный университет туризма и сервиса;
  • Восточно-Сибирский институт туризма;
  • Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича;
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма;
  • Калужский институт туристского бизнеса.

Гид (oт франц. guide - проводник в путешествии, вожак; oт лат. excursio - поездка, вылазка)- тот, кто сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п.; экскурсовод, проводник-профессионал. Профессия подходит тем, кого интересует история, психология, мировая художественная культура, иностранные языки и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Экскурсовод - это один из сегментов профессии гида. Экскурсовод водит экскурсии по конкретному туристическому маршруту или объекту. Например, по музею или наиболее примечательным улицам города. Экскурсия обычно не превышает нескольких часов, и если у экскурсовода нет других функций, его ответственность заканчивается вместе с окончанием экскурсии.

Гид руководит группой туристов. Он может и не водить подобные узконаправленные экскурсии, доверяя эту миссию коллегам из музеев. Однако очень многое в ходе путешествия он может рассказать и сам. Именно поэтому его часто называют гидом-экскурсоводом .

Обычно гиды специализируются на определенном регионе или маршруте, поэтому хорошо владеют информацией о достопримечательностях, могут живо и увлекательно рассказать о каждом интересном здании, памятнике и пр., ответить на множество дополнительных вопросов. Чем больше знает специалист, тем интереснее будет его рассказ.

У хорошего гида знания выходят за пределы стандартных туристических троп. Даже если, исходя из пожеланий туристов, ему придётся внести изменения в разработанный заранее маршрут, он не ударит в грязь лицом. При условии, конечно, что это настоящий знаток своего дела.

Профессия гида очень увлекательная, но ответственная. Гид отвечает за клиентов, которые, в свою очередь не всегда доброжелательны и дисциплинированны.

Гид должен уметь разобраться в сложной ситуации, разрешить конфликт и сделать путешествие максимально комфортным для туристов.

Рабочее место

Обычно гиды работают в туристических бюро или агентствах. Но опытный гид может работать и индивидуально. Экскурсоводы, не отвечающие за туристические группы, могут работать в музеях, галереях и т.п.

Важные качества

Гид, как и экскурсовод, должен быть очень эрудированным и артистичным человеком, должен любить и уметь выступать перед публикой. Ему необходимы хорошая память, интерес к новым знаниям, ответственность, уравновешенность, доброжелательность, готовность к общению с самыми разными людьми. А также хорошее здоровье, потому что гиду приходится много времени проводить на ногах и в постоянном общении.

Знания и навыки

Гид должен много знать о местах, по которым водит туристов. Кроме того, гиду необходимо общаться с туристами на одном языке. А если он сопровождает группу в другую страну, - владеть языком местных жителей.

Оплата труда

Зарплата на 07.10.2019

Москва 30000—35000 ₽

Где учат

Основам профессии можно на специализированных курсах. По окончании таких курсов выдается свидетельство, однако для полноценной работы этого недостаточно. Часто помимо этого требуется хорошее гуманитарное образование.

Среди гидов и гидов-экскурсоводов много выпускников вузов, которые готовят переводчиков, искусствоведов, историков. А также специалистов в области туризма.

Экскурсовод - центральная фигура экскурсионного дела. В довоенный период работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий экскурсантов, в первую очередь педагогов. Иногда обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных областей без отрыва от своей основной деятельности. Лишь в некоторых крупных музеях были штатные экскурсоводы, однако число их было невелико. В ходе превращения экскурсии из формы отдыха в форму социально-культурной деятельности работа экскурсовода начала приобретать профессиональные черты.

Профессия экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, который требует от человека определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых как путем общего или специального образования, так и в ходе повседневной практической деятельности людей. Кроме того, в представлении людей существует имидж экскурсовода, то есть совокупность внешних и внутренних характеристик, которые традиционно ассоциируется с представителями данной профессии. Таким образом, в сознании окружающих существует модель имиджа экскурсовода, составными элементами которой являются визуальный образ (одежда, макияж), аудиальный образ (голос, дикция), представление о внутренних качествах человека этой профессии (интеллигентность, эрудированность, доброжелательность).

Практически во всех работах по экскурсионному делу большое внимание уделяется личности экскурсовода. Теоретики экскурсоведения сходятся во мнении, что экскурсовод как личность должен обладать следующими качествами и иметь следующие характеристики.

Каждый экскурсовод должен обладать хорошо развитым воображением и уметь мыслить образами. К примеру, экскурсовод должен так описать ненаблюдаемый объект, чтобы экскурсанты начали его «видеть». Основой воображения экскурсовода являются знания, впечатления, ранее накопленный опыт. Они служат исходным материалом для создания достаточно четких мыслительных образов.

Характер проводимой экскурсии зависит от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении, в уровне жизненной активности. В зависимости от типа темперамента экскурсовода его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители. Так, для экскурсовода-сангвиника характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик тороплив в рассказе, при отсутствии должного контроля вспыльчив, неуравновешен, обидчив. Флегматик, наоборот, медлителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Наконец, меланхолик характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. Поэтому поведение экскурсовода, являясь проявлением общей культуры человека, должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Эмоции, возникающие у экскурсовода под воздействием внешних и внутренних факторов, его настроение, приподнятое или подавленное, не должны влиять на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью профессионального мастерства экскурсовода.

Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является его тенденциозность, или убежденность. Тенденциозность проявляется в четкой направленности его взглядов и действий, в стремлении довести свою точку зрения до экскурсантов и убедить их в ее правильности. Во время экскурсии экскурсовод направляет внимание группы на те стороны объектов, явлений и событий, которые должны быть отражены в их сознании, одним словом, помогает им увидеть то, что видит сам.

Экскурсия как процесс представляет собой восприятие экскурсантами изобразительного и звукового ряда. Таким образом, она не может существовать без устной речи, без рассказа экскурсовода. Как человек говорящий по отношению к аудитории может выступать в следующих ипостасях:

Информатор сообщает знания экскурсантам, рассказывает об объекте, событии, явлении, не показывая к этому своего отношения, не разъясняя причинно-следственных связей с другими событиями или явлениями;
комментатор сообщает об объектах, событиях, явлениях, дает им отдельные оценки и некоторые пояснения, указывает на причины, их вызвавшие;
собеседник в ходе общения учитывает реакцию экскурсантов на излагаемый материал, используя вопросно-ответную форму общения, прислушиваясь к их репликам, вводя дополнительный материал;
советчик разъясняет увиденное, дает рекомендации по наблюдению объектов, подводит экскурсантов к необходимым выводам, советует, как проводить послеэкскурсионную работу;
эмоциональный лидер вызывает определенные эмоции у экскурсантов, анализируя объекты и события, с ними связанные.

Речь экскурсовода рассчитана на понимание другими людьми, поэтому должна представлять собой изложение готовых, логично и грамотно сформулированных мыслей. Приоритетной формой изложения материала экскурсоводом является монолог. Монологическая речь по сравнению с диалогической более развернута по содержанию, сложна по структуре и имеет четкое грамматическое оформление.

Владение экскурсоводом искусством слова - важное условие успешного проведения экскурсии. Поэтому к содержательной речи экскурсовода предъявляются следующие требования: речь должна быть правильной, понятной, точной, выразительной, чистой, лаконичной.

Под правильностью речи понимается соблюдение говорящим правил произношения, постановки ударения, словоупотребления, формообразования, построения синтаксических конструкций, стилистики. Другими словами, правильная речь предполагает владение говорящим языковыми нормами русского языка. Стоит экскурсоводу хотя бы раз допустить ошибку, как слушатели переключают свое внимание с содержания экскурсии на погрешности в его речи.

Понятность речи предполагает доступное, доходчивое изложение. Непонятной делают речь многочисленные термины и иноязычные слова, поэтому их следует тщательно отбирать. При невозможности исключить подобные слова из речи, их необходимо пояснить. Экскурсовод не должен механически заучивать формулировки и трудные слова. Нужно привыкнуть к ним, понять их смысл и только после этого запомнить. Главное добиться, чтобы их употребление в речи стало естественным и необходимым. В тех случаях, когда не удается этого достичь, отдельные слова нужно заменить другими, более привычными для данного экскурсовода и более естественными для стиля его речи.

Точность изложения особенно важна при характеристике объекта и во многом определяет воздействие экскурсовода на аудиторию. В экскурсии недопустима отвлеченность, употребление стереотипов, общих слов, смысл которых давно стерся, которые семантически обесценились.

Под выразительностью понимают особенности речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей. Средством выразительности являются иносказания, перифразы, метафоры, эпитеты и т. п. Повышает выразительность речи своевременное употребление афоризмов, пословиц, поговорок.

Экскурсоводу необходимо учесть такую особенность речи на экскурсии, как ее лаконичность. Лаконичной и экономной делает речь устранение лишних слов, общих фраз, которые ведут к потере внимания аудитории. Сжатость придает речи силу. Кроме этого, следует помнить, что каждый экскурсионный объект имеет свой «язык». Он может сам о себе рассказать своим внешним видом, той информацией, которую экскурсанты имеют об этом объекте до начала экскурсии. Поэтому здесь экскурсовод не должен переусердствовать.

Работу над внешней стороной речи экскурсоводу следует начинать с овладения техникой речи. К техническим характеристикам речи относятся звучность, темп и ритм, высота голоса, дикция, наконец, интонация.

Звучность позволяет донести речь до всех экскурсантов. Она опирается на правильное дыхание, глубокое, частое и контролируемое. На одном глубоком вдохе можно произнести лишь часть фразы. Для выразительной речи требуется частое дыхание. Нельзя вдыхать только в конце фраз, делать это следует в соответствии со смыслом произносимого. Для этого необходим контроль дыхания во время всей речи. Существует целый комплекс упражнений для постановки дыхания и улучшения звучания голоса.

Темп и ритм речи. В понятие темпа входит быстрота речи в целом, а также длительность звучания отдельных слов. Как скорость протекания речи во времени различают быстрый (75 слов в минуту), средний (60 слов в минуту) и медленный (45 слов в минуту) темп. Скороговорка (80 и более слов в минуту) недопустима в любой аудитории, так как мешает усвоению материала, быстро утомляет слушателей, создает впечатление безразличия экскурсовода к теме экскурсии.

Основные положения экскурсионного рассказа излагаются значительно медленнее остального материала, который может сообщаться в более быстром темпе.

Ритм речи - это равномерное чередование, ускорение и замедление долготы и краткости, напряжения и ослабления.

Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием экскурсионного рассказа и условиями движения группы. Они могут несколько раз меняться на протяжении экскурсии - ускоряться или замедляться. Наконец, темп и ритм речи должны быть такими, чтобы ее содержание воспринималось и усваивалось наиболее эффективно.

Высота голоса и его мелодический рисунок позволяют отличить вопрос от утверждения, окончательное и непреложное от обсуждаемого и сомнительного, убежденность от неуверенности, подчеркивают контраст. Грусть, нежные человеческие чувства, представления о величественном требуют повышения голоса. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса. Не рекомендуется начинать фразу громко, с высокого тона и понижать голос в конце, так как концовка определяет отношение к фразе в целом. Экскурсоводу следует избегать как монотонности, вялости, слишком низкого тона, так и излишней приподнятости, неоправданных эмоций, крикливости.

Дикция, как и голос, играет важную роль в создании имиджа экскурсовода. Под дикцией понимается степень отчетливости, ясности и членораздельности в произношении слов и в потоке речи. Профессия экскурсовода требует, чтобы его речь была отчетливой, ясной и членораздельной в высшей степени. Для этого нужно отработать произношение отдельных слов: слова иноязычного происхождения, имена и отчества должны звучать четко и быть разборчивыми и хорошо слышимыми для всей группы. Существует комплекс упражнений для совершенствования дикции.

Важную роль при оформлении внешней стороны речи играет интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, так как она, являясь выразительным средством, оказывается и одной из сильных форм речевого воздействия на аудиторию. Нужно исходить из того, что основой рассказа является не только мысль, но и чувство, которое придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к тому, о чем он рассказывает. Поэтому речевая интонация должна быть логически оправдана. Изменение интонации вызывается смысловым содержанием рассказа.

Не менее важно тщательно отработать на протяжении всего рассказа по теме экскурсии фразовые и логические ударения. В каждой фразе, представляющей собой смысловой отрезок рассказа, обычно выделяют одно или несколько слов, наиболее важных по своему смыслу.

Отметим, что экскурсовод относится к профессиям типа «человек-человек». Именно у представителей этих сфер их внешний облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности. Экскурсовод раскрывает перед людьми информацию, которая наглядно представлена в объектах и экспонатах, поэтому его собственный внешний вид не должен мешать этому процессу и отвлекать экскурсантов от него.

Для работников сферы услуг, к которой относится профессия-экскурсовод, дизайнеры костюма рекомендуют классический и деловой стили, стиль Шанель, некоторые вариации спортивного стиля. Поскольку экскурсовод должен быть интеллигентным, располагающим к себе, открывающим что-либо экскурсантам, но не поучающим в отличие от учителя, то это редкий образ специалиста, которому на рабочем месте позволительно носить платье, даже приталенное, так называемого Х-образного силуэта (естественно речь идет об экскурсоводе-женщине). При этом уместна современная стрижка.

Таким образом, внешний вид экскурсовода по сравнению с представителями других профессий допускает умеренную свободу и раскованность, однако в то же время он предполагает скромность в одежде и прическе, чувство меры в косметике.

Положительный визуальный образ экскурсовода способствует установлению контакта с группой. Кроме этого, большое влияние на установление контактов с аудиторией оказывают приветливость, доброжелательность, непринужденность экскурсовода. Такой контакт начинает устанавливаться в те короткие минуты, когда экскурсовод произносит вступление к экскурсии и ее теме. Затем необходимые связи с аудиторией поддерживаются и укрепляются в течение всей экскурсии. Хорошо, если благоприятный психологический климат, создавшийся в первые минуты экскурсии, сохранится до ее завершения.

Экскурсовод во время экскурсии должен уделять постоянное внимание всей группе. Некорректно, когда в своем рассказе экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-то выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции на увиденное и услышанное в ходе экскурсии. Проводя экскурсию, экскурсовод должен умело руководить всей группой.

Иногда перед экскурсоводом встает задача - снять напряжение и раздражение экскурсантов. В такой момент уместна шутка, которая помогает настроить аудиторию на соответствующий лад. Однако следует помнить, что юмор должен быть тактичным и ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к проведению экскурсии, а это приводит к утрате контроля над группой.

Не менее важная задача экскурсовода - добиться заинтересованного отношения группы к теме экскурсии, постоянно активизируя их внимание. Для активизации внимания группы экскурсовод должен умело и своевременно применить такие методические приемы, как прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием взаимодействия интересов.

Чтобы привлечь и удержать внимание экскурсантов, экскурсоводу следует знать социально-психологические особенности людей.

Информация, которую несет экскурсия, привлечет внимание экскурсантов, если она совпадает с их интересами и потребностями или обладает способностью пробудить в них новую потребность. Экскурсоводу нужно учитывать механизм взаимодействия людей в массе, который в психологии называется «психологической заразительностью». Если экскурсовода волнует то, о чем он говорит, если он сам воодушевлен этим, то экскурсанты воспринимают целеустремленность экскурсовода как свою собственную.

Эффективное восприятие содержания экскурсии возможно лишь при соблюдении строгой дисциплины всеми членами группы. В случае необходимости экскурсовод тактично должен сделать замечание по поводу разговоров, шума, смеха. При этом нужно одинаково избегать как высокомерия, так и заискивания перед людьми.

В речи экскурсовода недопустим и фамильярный, и нерешительный тон. Нельзя также подчеркивать зависимость во время экскурсии.

Итак, для квалифицированного экскурсовода необходимо не только владеть суммой знаний, умений и навыков по подготовке и проведению экскурсии, но и правильно и красиво говорить, быть тонким психологом и наблюдателем, умелым организатором и руководителем, наконец, следить за своим внешним видом.

Экскурсоводы - это люди, проводящие экскурсии для туристов и местного населения. Их достойно оплачиваемый труд, наполненный интересными моментами, лишен монотонности и однообразности. Профессией экскурсовод, описание которой будет представлено вашему вниманию в этой статье, может в совершенстве овладеть лишь тот, кто обладает глубокими познаниями в сфере искусства, истории и географии.

Трудовые обязанности

Основные трудовые обязанности экскурсоводов заключаются в следующем:

  • Сопровождение туристов и предоставление им информативных сведений об истории каких-либо достопримечательностей.
  • Поиск и углубленное изучение исторических сведений.
  • Разработка программ и выбор маршрутов экскурсий.
  • Координация действий туристов во время чрезвычайных ситуаций.
  • Заполнение необходимой документации.
  • Выполнение работы переводчика.
  • Контроль за действиями участников экскурсии вплоть до ее завершения.

Представители профессии экскурсовод также знакомят туристов с правилами по технике безопасности и владеют навыками оказания первой медицинской помощи. Они обязаны дать ответ на любые вопросы участников экскурсии, не затрагивающие личные темы.

Требования к соискателям

Люди, решившие связать свою жизнь с данной профессией, должны обладать целым набором необходимых для этого деловых навыков и умений.

  • Они должны владеть одним или несколькими иностранными языками.
  • Иметь высшее образование гуманитарной направленности и соответствующую аккредитацию
  • Быстро находить общий язык с людьми, отличаться коммуникабельностью
  • Хорошо знать тему выбранной экскурсии.
  • Владеть знаниями из области культурологии, краеведения, этнографии и других наук.

Особые требования к речи

Представителям профессии экскурсовод просто необходимо обладать талантом грамотно изъясняться и четко формулировать свои мысли, ведь без владения искусством речи им бывает невозможно на должном уровне выполнить свою работу. Речь людей, проводящих различные экскурсии, должна соответствовать определенным требованиям, коими являются:

  • Правильность. Экскурсовод должен знать правила произношения, постановки ударений, стилистики, употребления слов и их образования.
  • Понятность. Ему необходимо доступно и понятно излагать своими мысли, не прибегать к терминам и словам, усложняющим информацию.
  • Точность передачи информации. При проведении экскурсии следует не употреблять слова, утратившие свою семантическую ценность.
  • Выразительность. Представителю профессии экскурсовод, чтобы вызвать повышенный интерес у туристов, нужно прибегать к помощи эпитетов, иносказаний и метафор.
  • Чистота (нельзя использовать слова, противоречащие литературному языку).

Экскурсоводы также должны обратить внимание на лаконичность своего выступления. Применение лишних слов и фраз может существенно понизить внимание аудитории.

Необходимые личные качества

По мнению многих теоретиков экскурсионного дела, экскурсовод должен обладать следующими личностными качествами и характеристиками.

  • Прекрасным воображением и умением мыслить образами. Хороший профессионал в состоянии так описать не находящийся рядом объект, что туристы начинают наяву представлять его в своем воображении.
  • Тенденциозностью. Экскурсоводы, следуя намеченному плану, способны искусно довести свою точку зрения до слушателей.
  • Умением моментально подыскивать нужные слова и находить выход из нестандартных ситуаций.
  • Желанием постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
  • Хорошей работоспособностью, физической и речевой выносливостью.
  • Артистизмом и отменной памятью.
  • Чувством юмора и другими.

Характерные особенности микроклимата проводимой экскурсии нередко имеют прямую взаимосвязь с темпераментом представителей профессии гид-экскурсовод.

  • Сангвиники отличаются быстрой речью, перепадами настроения, мгновенной реакцией на поступки туристов.
  • Вспыльчивые и неуравновешенные холерики - торопливым изложением материала.
  • Нерасторопные флегматики - однообразной мимикой.
  • Устойчивые меланхолики - перепадами в эмоциональном состоянии.

Однако эмоции, присущие тому или иному темпераменту, в состоянии всегда держать под контролем.

Профессия экскурсовод: где учиться

Бывают случаи, когда экскурсоводами начинают самостоятельно работать люди, окончившие обычную среднюю школу либо специальные курсы. Однако наблюдаются они обычно в небольших населенных пунктах, в которых квалификации представителя данной профессии не придают особого значения.

Если же вы желаете стать профессионалом и получать за свой труд достойное вознаграждение, то следует пройти следующие этапы обучения.

  1. Необходимо окончить соответствующий вуз (академию или институт международного туризма) и получить высшее гуманитарное образование. Параллельно следует заниматься изучением иностранных языков.
  2. Имея диплом на руках, можно отправиться на специальные курсы повышения квалификации, функционирующие при музеях и вузах.
  3. Успешно сданный экзамен на профпригодность и получение лицензии являются заключительными этапами обучения новоиспеченного экскурсовода.

Преимущества профессии

Плюсы профессии экскурсовод, которых в ней немало, заключаются в следующем:

  • Представители данной профессии могут самостоятельно планировать маршруты экскурсий и корректировать экскурсионные программы. Их работа напрочь лишена рутины и скуки.
  • Они постоянно знакомятся и общаются с новыми людьми.
  • Имеют возможность путешествовать и осуществлять свою трудовую деятельность на свежем воздухе.
  • Постоянно совершенствуют знание иностранных языков.
  • Экскурсоводы работают по свободному графику и получают достойное вознаграждение за свой труд.
  • У представителей данной профессии есть шанс открыть свой туристический бизнес.

Минусы профессии

Профессия экскурсовод имеет также свои недостатки, которыми принято считать:

  1. Долгое пребывание на ногах.
  2. Необходимость осуществлять свою трудовую деятельность при любых погодных условиях.
  3. Перекусы на "бегу" (очень часто экскурсоводы свое обеденное время вынуждены тратить на решение организационных вопросов).
  4. Ответственность за туристов.
  5. Высокая конкуренция.
  6. Снижение заработка в осеннее и зимнее время.

Престиж профессии экскурсовода напрямую взаимосвязан с профессиональным уровнем ее представителей. Однако его моральная составляющая не распространяется автоматически на каждого экскурсовода. Престиж личности любой представитель данной профессии завоевывает и постоянно подтверждает своей профессиональной деятельностью. Высшей точкой в карьере экскурсовода принято считать открытие собственного экскурсионного бюро или иного бизнеса в сфере туризма.

В «Толковом словаре русского языка» (1940 г., под редакцией профессора Д. Н. Ушакова) впервые было дано следующее толкование термина экскурсовод: «Руководитель экскурсии. В музеях сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения». Сейчас данное в словаре толкование значительно расширилось.

В довоенный период работа в качестве экскурсовода в большинстве случаев не была профессиональной, а представляла собой вид любительских занятий для группы энтузиастов-педагогов. В лучшем случае она велась специалистами различных отраслей знания по совместительству без отрыва от основной деятельности. Лишь в крупных музеях были штатные экскурсоводы, однако число их было незначительно. Тем не менее, уже в то время работа экскурсоводов начинала приобретать свои профессиональные черты.

За последние двадцать лет, особенно в период с 1969 г., положение в стране значительно изменилось. В связи с развитием экскурсионного дела и с превращением экскурсий из формы отдыха в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы роль экскурсовода неизмеримо возросла.

В настоящее время экскурсовод является центральной фигурой экскурсионного дела. Только в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям ведут экскурсионную пропаганду свыше 40 тысяч экскурсоводов. В Должностной инструкции экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения записано: «Экскурсовод является пропагандистом достижений СССР в экономике, науке, культуре и других областях коммунистического строительства, активным участником идейно-воспитательной и культурно-массовой работы профсоюзов, - содействует формированию материалистического мировоззрения; способствует воспитанию широких масс трудящихся на идеях марксизма-ленинизма».

Эта формулировка определяет цели и задачи, стоящие перед экскурсоводом, подчеркивает огромное значение этой сравнительно новой профессии.

Работа экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, т. е. профессию с целым рядом присущих только ей одной особенностей.

Помимо знаний по специальности, профессия экскурсовода требует определенных практических навыков и целого комплекса умений.

Экскурсовод - один из бойцов идеологического фронта, он как лектор и агитатор, всегда должен быть готов к встрече с аудиторией, к тому, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы участников экскурсии. Экскурсовод постоянно ведет идейно-воспитательную и культурно-просветительную работу среди трудящихся и учащейся молодежи, активно участвуя в формировании у советских людей коммунистического мировоззрения.

Профессия экскурсовода предъявляет конкретные требования к его политическим и нравственным качествам. Экскурсовод должен иметь склонность к пропагандистской и массово-политической работе с людьми; понимание значения экскурсионной работы, своей личной роли в процессе коммунистического воспитания широких масс трудящихся; сознание своего общественного долга; марксистско-ленинскую образованность, которая обеспечивает высокое идейное содержание экскурсий; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей, к любым проявлениям буржуазной идеологии и морали. Экскурсоводу необходимо непрерывно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, иметь чувство нового, обладать инициативой и быть в постоянном поиске в работе, осуществлять тесную связь с массами, изучать запросы и интересы аудитории, проявлять воспитанность, высокую культуру в работе и поведении; быть вежливым и тактичным в общении с экскурсантами, глубоко знать закономерности экскурсии, владеть методикой ее проведения; любить свое дело.

Вместе с перечисленными качествами экскурсовод должен хорошо знать содержание проводимых экскурсий, владеть основами педагогики, психологии и основными законами логики. Все это помогает экскурсоводу занять место руководителя в экскурсионной группе, успешно выполнять свою роль в воспитании людей.

Существует определенный круг практических умений и навыков, которые присущи экскурсоводу. Без них не может существовать и сама профессия, как род трудовой деятельности, поскольку она требует от экскурсовода не только определенных знаний, но и умения наилучшим образом донести эти знания до аудитории.

К практическим навыкам и умениям относятся:

    умение подобрать необходимый фактический материал, изучить его и подготовить текст экскурсии на определенную тему;

    составить методическую разработку для проведения экскурсий;

    прослушивать экскурсии на маршруте и оказывать помощь другим экскурсоводам;

    применять изученные методические приемы на практике во время проводимой экскурсии;

    использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода» в экскурсии;

    проводить беседы на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, пропагандирующие экскурсии;

    составить текст путевой информации и провести ее в загородной экскурсии и во время путешествия по маршруту выходного дня.

Участие в подготовке и проведении экскурсий предполагает наличие у экскурсовода обширных и прочных знаний по теме. Однако, как бы ни были эти знания энциклопедичны, они не могут заменить умения правильно преподнести материал аудитории, т. е того, что является основой экскурсионного мастерства.

Как специалист, экскурсовод должен быть компетентным в тех отраслях знаний, которые служат основой для проводимых им экскурсий. Компетентность - это не только круг определенных вопросов, в которых экскурсовод обладает познаниями и практическим опытом. Компетентность экскурсовода - это сочетание идейной зрелости, знаний по специальности и профессионального мастерства.

Кроме того, экскурсовод, независимо от образования и знания методики и техники проведения экскурсии должен иметь определенные способности для проведения массовой "пропагандистской работы с людьми, а также творческий подход к порученному делу. Элементы творчества, хотя их роль не следует преувеличивать, являются обязательными для успешной деятельности экскурсовода.

Важным качеством экскурсовода является убежденность. "При проведении экскурсии, раскрытии темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность в лучшем смысле этого слова: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции марксистско-ленинской науки толковать и освещать события и явления.

Важно, чтобы экскурсовод обладал и чувством юмора, которое находит свое выражение в умении вызвать улыбку, снять напряженность у участников экскурсии.

Экскурсовод уже в самом начале экскурсии должен уметь установить прочные контакты с аудиторией, определить ее интересы, уровень знаний и исходя из этого вести показ и рассказ по теме.

Для взаимоотношений экскурсовода и группы типичны те же ступени, что и во время публичной лекции: экскурсовод в своем рассказе может занимать по отношению к слушателям позицию информатора, комментатора, собеседника, советчика и эмоционального лидера. Каждая из этих позиций при достаточной подготовленности и большом практическом опыте экскурсовода используется им в зависимости от состава экскурсионной группы, с учетом рекомендуемой методики преподнесения материала.

Только экскурсовод, в совершенстве овладевший экскурсионной методикой, умеет использовать названные позиции с наилучшей эффективностью.

Эффективность экскурсии зависит от свободы изложения материала, отточенности жестов, методической оправданности используемых при показе и рассказе приемов. Все это требует от экскурсовода повседневного и кропотливого труда.

Место экскурсовода на экскурсии должно быть четко определено. Экскурсовод в отличие от актера, также выступающего перед массовой аудиторией, должен находиться на втором плане. Слыша голос экскурсовода, ощущая его присутствие, группа все же смотрит не на него, а на то, что он показывает, о чем говорит. Способность постоянно быть «чуть в тени» - примета хорошего экскурсовода.

Характеризуя требования к внешнему виду экскурсовода, необходимо помнить, что скромность в одежде, прическе, чувство меры в косметике, а также словесное обращение к группе, курение и даже походка - все это составляет то, что называется культурой поведения руководителя экскурсии, равно как и любого другого пропагандиста.

Необходимым качеством экскурсоводов является также умение предупреждать и локализовать конфликтные ситуации в группе.

Наличие контрольных текстов, методической разработки по каждой теме и каждому варианту экскурсии, требования определенного единообразия в проведении экскурсий всеми экскурсоводами по одной теме не должно само по себе вносить стандарт в проведение экскурсий, превращать экскурсовода в механического робота, в ролик с тематической записью. Каждый экскурсовод накладывает печать индивидуальности на проведенную им экскурсию. Его индивидуальность находит выражение в особенностях речи, своеобразии жестов, в применении своих вариантов методических приемов, различных способах поддержания внимания в группе и тем самым повышения активности восприятия участников экскурсии. Кроме того, индивидуальный характер экскурсии придает различный уровень эмоциональности, которая в значительной мере зависит от их индивидуальных особенностей.

Экскурсовод должен владеть и основами культуры речи. Это находит свое выражение в умении раскрыть, донести до людей содержание темы, сделав его максимально понятным и убедительным. Ораторское искусство экскурсовода должно быть направлено на то, чтобы передать свои знания по теме аудитории и способствовать формированию убежденности слушателей.

Рассказ экскурсовода должен быть содержательным, иметь познавательную ценность, четкость формулировок, занимательность, носить воспитательный характер, быть эмоциональным, образным, простым и доступным для слушателей.

Работу над языком экскурсовод должен начать с овладения техникой речи (дыхание, голос, дикция). Очень важно, чтобы дикция, т. е. манера произносить звуки и слова, была ясной и четкой. Начинать эту работу следует с устранения неясностей в речи, чаще всего с отработки произношения отдельных слов, которые почему-либо с трудом воспринимаются или совсем не воспринимаются слушателями. Затем следует обратить внимание на торопливость или замедленность произношения слов или речи в целом. Каждое слово должно звучать четко, быть понятным для группы.

Интонация в рассказе экскурсовода является самой сильной формой речевого воздействия на аудиторию. Содержание рассказа играет огромную роль. Однако основой рассказа является не только мысль, но и чувство, которое придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, фактам, предметам, о которых идет речь.

Необходимо следить за правильностью ударений. Они являются неотъемлемым элементом интонации речи. Неправильно, когда экскурсовод всю работу в этом направлении сводит к соблюдению правильных ударений в слове, т. е. большей длительности и силе произношения гласной в ударном слоге. Многое в экскурсии зависит от повышения и понижения голоса, остановок в рассказе, темпа речи.

Не менее важно тщательно отработать на протяжении всего рассказа по данной теме фразовые и логические ударения. В каждой фразе, представляющей собой смысловой отрезок рассказа в экскурсии, обычно выделяется одно или несколько слов, на которых делается смысловое (фразовое) ударение.

При логическом ударении в фразе выделяется слово (или слова), наиболее важное по своему содержанию.

К. С. Станиславский называл ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в фразе. По его мнению, именно в этом слове обычно бывает выражена внутренняя сущность подтекста как комплекса мыслей и чувств, который скрыт под словами текста.

Правильно организованная подготовка к проведению экскурсии требует, чтобы написанный экскурсоводом текст был хорошо усвоен по содержанию, в особенности, с точки зрения его идейности. Затем текст должен быть хорошо проанализирован и подготовлен для произношения. При этом очень тщательно следует продумать все компоненты интонации: силу речи (ее динамику), которая находит выражение в ударениях, темп и ритм речи (ее скорость, тембр), эмоциональную окраску. Использование указанных компонентов должно быть конкретно решено применительно ко всем частям рассказа, отдельным предложениям и составляющим их фразам.

Хорошими считаются экскурсии, когда тон рассказа в них меняется в зависимости от событий, о которых рассказывает экскурсовод, различных сторон памятника истории и культуры, которые он анализирует, чувств: волнения, гнева, радости, гордости, которые пытается он выразить.

Волнение экскурсоводов, вызванное его отношением к предмету, событию, влечет за собой изменение голоса, его тембр становится необычным, что вполне естественно. В то же время не следует весь рассказ даже по самой интересной и волнующей аудиторию теме, превращать в декламацию. Декламация в экскурсиях уместна лишь при цитировании отрывков художественных произведений, мемуаров, исторических документов.

Экскурсоводу постоянно необходимо соблюдать чувство меры в рассказе. При проведении экскурсии валено избегать неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости. Основным источником эмоций у экскурсантов являются не эмоции экскурсовода, а глубина материала, подбор фактов, способных взволновать, умело методически построенные показ и рассказ.

Чтобы стать экскурсоводом, нужно иметь высшее или, среднее специальное образование. Однако человек должен еще овладеть профессией экскурсовода. Одногодичные курсы, которые созданы при советах по туризму и экскурсиям или экскурсионных учреждениях профсоюзов, вооружают будущих экскурсоводов знаниями в области методики подготовки и проведения экскурсий и на практике дают представление о том, что такое экскурсия.

Процесс формирования экскурсовода как специалиста требует длительного времени. Склонность к проведению массовой, воспитательной работы с людьми появляется у будущего экскурсовода задолго до того, как происходит овладение секретами профессии. В становлении экскурсионной профессии могут быть выделены четыре этапа. Первый этан «рождения» будущего экскурсовода - формирование самой склонности. Второй этап - овладение суммой знаний в определенной области - во время учебы в вузе, техникуме, другом среднем специальном учебном заведении. Третий этап - изучение методики подготовки и проведения экскурсий. Осуществляется такое изучение в большинстве случаев на курсах по подготовке новых экскурсоводов. Четвертый этап - закрепление знаний и совершенствование мастерства в ходе повседневной практики, во время работы в качестве экскурсовода.

На последнем этапе становления профессии экскурсовода большое место занимает методическая секция. Она создается с целью дальнейшей специализации, повышения идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства экскурсоводов. Активное участие экскурсоводов в работе методической секции способствует усилению политико-воспитательной направленности и познавательной ценности экскурсий. Работа в методической секции - первейшая обязанность экскурсовода, «непосещение экскурсоводом занятий секции, невыполнение заданий руководителя секции без уважительных причин рассматривается как нарушение трудовой дисциплины» - записано в Положении о методической секции.

Уровень квалификации экскурсовода, выполнение требований, которые предъявляет к нему его профессия, находится в прямой зависимости от того, насколько систематично и целеустремленно осуществляет экскурсовод работу по самообразованию и повышению своей квалификации.

Поделиться: