Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК). Тестовая оценка результатов обучения Субъективные методы контроля

Человек, выбирающий профессию, должен быть достаточно самостоятелен и способен отвечать за свой выбор. Если в вашем представлении самостоятельность заключается в способности позаботиться о себе в быту, то вы охватили внутренним взором лишь часть этого явления. Быть самостоятельным – это и ставить перед собой собственные задачи, не дожидаясь, пока это сделают старшие или облеченные властью взрослые, и готовность признать, что в ваших неприятностях гораздо больше виновны ваши недоработки, чем неудачные обстоятельства.

Некоторым людям свойственна вера в удачу и обстоятельства, и убедить их в том, что все зависит от каждого из нас, не получится ни у друзей, ни у полезных книжек. Каждый волен делать выбор сам - отвечать ли за свою жизнь или положиться на судьбу. Во всяком случае надо изучить, насколько вам свойственно контролировать свою жизнь или поручать ее обстоятельствам, и исходя из этих показателей обдумывать, какая профессия вам подойдет.

Инструкция

Просим Вас ответить на каждый из 44 пунктов опросника, используя варианты ответов - «согласен», «не согласен».
Вы отвечаете, ставя в нужной графе значок «+» - согласен,
«-» - не согласен.

Текст опросника

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  14. Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
  28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Ключ


1. Ио

3. Ин

4. Ис

5. Ип

6. Им

2. Ид

7. Из

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин).
Высокие показатели в этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели Ис указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели Ип свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкие показатели Ип указывают на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению/невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) , степень ответственности за отношения с другими людьми.

7. Шкала интернальности в отношениях здоровья и болезни (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность. Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью. Существенно, что интеллект и многие факторы, связанные с экстроверсией — интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго, самоконтроля, социальной экстраверсией, чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми, чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

1. Бланк к тесту УСК
№ _________________________________ Дата __________________________
Ф.И.О. ____________________________________________________________

+
согласен

-
не согласен

+
согласен

-
не согласен

Бажин Е. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.: «Издательство АСТ», 1997.

Осмысленная процедура субъективного контроля на личностном уровне помогает занимающимся физической культурой и спортом лучше узнать свой организм, приучает следить за собственным здоровьем.

В более широком, глобальном, смысле субъективный контроль можно рассматривать как фактор обеспечения валеологической безопасности занимающихся в процессе физического воспитания, под которой следует понимать защищенность их здоровья при осуществлении педагогом, тренером учебно-тренировочного процесса, образовательной, научно-методической (исследовательской, опытно-экспериментальной) деятельности без ущерба индивидуальному здоровью и полноценному развитию занимающихся физической культурой и спортом .

Принципиальное значение для приобретения и совершенствования занимающимися физической культурой и спортом практического опыта самостоятельных наблюдений за физическим и морфофункциональным состоянием собственного организма имеет обстоятельное методическое и физиологическое обоснование вышеперечисленных основных показателей субъективного контроля.

Массу тела, важный соматометрический показатель морфофункционального состояния организма, рекомендуется определять ежедневно утром, натощак, на одних и тех же медицинских весах, в одной и той же одежде. Если нет возможности взвешиваться каждый день, можно ограничиться одним днем в неделю в одно и то же время. На начальном этапе тренировочного процесса масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем постепенно увеличивается за счет увеличения мышечной массы. При резком снижении или увеличении массы следует обратиться к врачу .

Пульс - важный физиометрический показатель функционального состояния организма. У хорошо тренированного здорового человека пульс в покое ниже (40-55 уд./мин), чем у нетренированного (60-80 уд./мин). Утром пульс реже. Оптимальные пределы изменения пульса под влиянием средних физических нагрузок на занятиях по физической культуре - 130-150 уд./мин, под влиянием значительных тренировочных нагрузок - 180-200 уд./мин. После интенсивных физиологически допустимых тренировочных нагрузок пульс приходит в норму через 40-50 минут. В противном случае можно говорить о состоянии переутомления в связи с недостаточной физической подготовкой или отклонениями в состоянии здоровья .

Артериальное давление (АД) является одной из основных характеристик функционального состояния сердечно-сосудистой системы, в первую очередь, системы регуляции и состояния артериального сосудистого русла. контроль физкультурный оздоровительный человек

Систолическое артериальное давление (САД или АДmax) - это максимальный уровень давления, регистрируемый в крупных артериальных сосудах во время систолы. САД является общей характеристикой работы сердечно-сосудистой системы. Величина САД зависит от периферического сопротивления на уровне артериальных сосудов и величины систолического выброса крови. В покое САД у здоровых людей равно 100-125 мм рт. ст. При физической нагрузке величина САД увеличивается и у здорового человека может достигать 160-220 мм рт. ст.

Диастолическое артериальное давление (ДАД или АДmin) характеризует давление в крупных артериальных сосудах во время общей диастолы сердца. В покое ДАД составляет 60-80 мм рт. ст. Величина ДАД при физической нагрузке может уменьшаться до 50-40 мм рт. ст.

Пульсовое артериальное давление (ПАД=САД-ДАД) в покое составляет 35-55 мм рт. ст. и после физической нагрузки может увеличиваться до 100 мм рт.ст. Косвенно данный показатель характеризует состояние более мелких периферических сосудов (артериол, венул, капилляров), обеспечивающих микроциркуляцию и обменные процессы на уровне клеток и тканей.

Один из наиболее важных гемодинамических параметров - среднее артериальное давление (АДср.= ((САД+ДАД)/2). При физическом утомлении АДср. повышается на 10-30 мм рт. ст. Вышеприведенные изменения АД - важнейшие приспособительные реакции системы кровообращения при мышечной деятельности .

В основе оценки типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку лежит оценка направленности и степени выраженности сдвигов базовых гемодинамических показателей (ЧСС, САД, ДАД, ПАД) под влиянием стандартной физической нагрузки, а также скорости их восстановления. Различают пять основных типов реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: нормотонический, дистонический, гипертонический, гипотонический, ступенчатый .

Наиболее рациональным, отражающим хорошую приспособляемость организма к физической нагрузке типом реакции является нормотонический тип, который характеризуется адекватным интенсивности и продолжительности выполненной физической работы возрастанием ЧСС, увеличением САД (на 15-30%) и ПАД (процент увеличения ПАД находится в тех же пределах, что и процент учащения пульса при выполнении различных по интенсивности нагрузок), уменьшением ДАД (на 10-35%), быстрым, укладывающимся в заданные временные интервалы отдыха (3-5 минут) восстановлением ЧСС и АД до исходных величин (после 20 приседаний - через 3 мин., после 15 с бега в максимальном темпе - через 4 мин., после 3 мин. Бега в темпе 180 шагов в минуту - через 5 минут) .

Для объективного субъективного контроля состояния тренированности рекомендуется применять функциональные пробы, позволяющие оценить состояние кардиореспираторной системы - основной функциональной системы жизнеобеспечения при мышечной деятельности.

Наиболее целесообразно в целях субъективного контроля применять функциональные пробы Штанге и Генчи с максимальной задержкой дыхания для оценки устойчивости организма к гипоксии ;

ортостатическую пробу для оценки состояния вегетативного звена нервной регуляции сердечной деятельности; шестимоментную функциональную пробу для оценки уровня тренированности;

12-минутный двигательный тест К. Купера для оценки физического состояния; степэргометрическое тестирование с целью определения абсолютных и относительных значений показателя PWC 170 , харктеризующих уровень общей физической работоспособности ;

максимального потребления кислорода (МПК), характеризующего аэробную производительность организма ;

индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), характеризующего уровень специальной физической работоспособности (тренированности) с учетом состояния организма в период восстановления ;

индекса Руфье, характеризующего реактивность, уровень тренированности сердечно-сосудистой системы .

Информативными в целях субъективного контроля являются также фактические и должные значения ЖЕЛ, характеризующие функциональное состояние системы внешнего дыхания ;

фактические и должные показатели основного обмена, характеризующие резервные энергетические возможности организма ;

показатели жизненного индекса ;

значения массо-ростового индекса Кетле I, характеризующего степень упитанности ;

иловых показателей (сила правой и левой кистей, становая сила, силовые индексы) ; показателя качества реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы при физическую нагрузку ;

индекса Робинсона (двойного произведения) , характеризующего функциональные возможности сердечной мышцы при физической нагрузке; индекса Скибинского, характеризующего состояние кардиореспираторной системы ;

ндекса функциональных изменений (ИФИ) , вегетативного индекса Кердо (ИК=ДАД/ЧСС), характеризующего функциональное состояние системы нервной регуляции системы кровообращения ;

коэффициента экономизации кровообращения (КЭК= (САД-ДАД) х ЧСС), характеризующего уровень функциональной напряженности в работе сердечно-сосудистой системы .

Следует отметить, что в процессе субъективного контроля важное значение имеет не только числовое значение определяемого функционального показателя, но прежде всего динамика значений исследуемого показателя под влиянием систематических занятий физическими упражнениями у одного и того же занимающегося. С этой целью рекомендуется наиболее простые (в смысле возникающего физического и функционального напряжения организма, а также инструментального оснащения) функциональные пробы проводить еженедельно, а более сложные (по тем же критериям) - ежемесячно. К первым специалисты относят ортостатическую и шестимоментную функциональные пробы . Необходимо уточнить, что для функционального тестирования требуется минимум технически не сложного оборудования, а именно: метроном, ступенька степ-теста, тонометр, воздушный спирометр, секундомер. Описание методик рекомендуемых функциональных тестов содержится в учебно-методической литературе , вполне доступной как для тренеров и педагогов, так и для занимающихся физической культурой и спортом в системе общего среднего и высшего физкультурного и не физкультурного образования.

На основании большого количества исследований рекомендуется интенсивность занятий в оздоровительных целях на уровне 60-90% от максимальной ЧСС, 50-85% от МПК или максимального пульсового резерва (который рассчитывается как разница между максимальным увеличением ЧСС при физической нагрузке ((220-возраст) х 0,82) и значением ЧСС в покое) продолжительностью 20-60 мин 3-5 раз в неделю .

Методологической основой данной концепции являются представления о живом организме как открытой термодинамической саморегулирующейся системе, устойчивость которой в соответствии с законами термодинамики зависит, прежде всего, от ее энергопотенциала, в частности, от уровня аэробных возможностей . В связи с этим показатель МПК рассматривается в качестве основного количественного и качественного критерия оценки уровня индивидуального физического здоровья человека . В качестве важного показателя соматического здоровья предлагается также отношение жизненной емкости легких к массе тела (жизненный индекс) .

Рядом авторов предложены формализированные (в баллах) методы экспресс-оценки физического состояния занимающихся физической культурой и спортом по простейшим клинико-физиологическим показателям, имеющим достаточно высокие корреляционные связи с уровнем аэробного энергопотенциала индивида. Для субъективного контроля рекомендуется система экспресс-оценки по Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко (1988), включающая такие показатели, как массо-ростовой индекс Кетле I, жизненный индекс, силовой индекс по данным кистевой динамометрии, индекс Робинсона, время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с, общая оценка уровня индивидуального физического здоровья в баллах . При сопоставлении перечисленных показателей выделяют пять уровней здоровья: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий .

Р.М. Баевский предложил в качестве критерия адаптационных возможностей организма определять индекс функциональных изменений (ИФИ), для вычисления которого требуются лишь данные о ЧСС, САД, ДАД в покое, росте, массе тела и возрасте . Доврачебный скрининг, основанный на оценке ИФИ, при всей своей простоте обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей организма.

При воздействии стрессорных факторов (систематических интенсивных физических нагрузок) переход от донзологических состояний (от физиологического напряжения адаптационных механизмов) к преморбидным и патологическим (неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации) происходит постепенно и может быть прослежен по динамике ИФИ .

Длительность и характер тренировочной нагрузки как показатели субъективного контроля дают возможность объективно объяснить причины отклонений в функциональном состоянии организма занимающихся.

Уровень развития двигательных способностей, определяемый по результатам двигательных тестов , позволяет отслеживать, в какой степени фактически реализуются функциональные возможности и двигательные способности занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом.

Величина энерготрат, определяемая таблично-рассчетным методом, при осуществлении тренировочной нагрузки, наряду с субъективной оценкой ощущения голода в течение дня являются косвенными критериями оценки энергетического баланса в организме. Физиологи утверждают, что для нормального развития и функционирования организма человека необходимо расходовать в сутки 1200-1300 ккал на мышечную деятельность. Именно недостаток двигательной активности является причиной многих заболеваний и отклонений в физическом развитии, особенно у учащихся .

Определение индивидуальных хронобиологических и биоритмологических особенностей организма необходимо для получения объективной информации о периодах наиболее оптимальной физической и функциональной активности организма занимающихся в течение микро-, мезо-, макроциклов двигательной деятельности . Индивидуальные фазовые характеристики биоритмов (положительная, отрицательная фазы, критические дни) могут рассматриваться в качестве критериев оценки долговременных ритмических колебаний физической, умственной работоспособности, эмоциональной реактивности организма.

Наблюдение за спортивными результатами - важнейший этап субъективного контроля, позволяющий довольно объективно оценить правильность применения средств и методов физического воспитания. Если результаты соревновательной деятельности улучшаются или сохраняются на стабильном уровне, здоровье спортсмена не вызывает опасений, поскольку именно в спортивном результате фиксируется степень совершенства функций всех систем организма . Состояние перетренированности характеризуется сначала прекращением, а затем резким снижением роста спортивных результатов.

Самочувствие является важной субъективной оценкой общего состояния организма при физических нагрузках. Оно может качественно оцениваться как хорошее, удовлетворительное, плохое. При плохом самочувствии указывается характер необычных ощущений. Различные отклонения в состоянии здоровья отражаются на аппетите. Аппетит можно охарактеризовать как хороший, плохой, удовлетворительный, пониженный.

Сон - важный период функционирования организма, в течение которого происходит восстановление его функциональных резервов, работоспособности. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание).

Нарушения спортивного режима по субъективным причинам также дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма занимающихся физической культурой и спортом.

Потоотделение оценивается как обильное, большое, умеренное, пониженное. Интенсивность потоотделения зависит от микроклиматических условий, вида физической нагрузки, от количества потребляемой жидкости .

Болевые ощущения в мышцах, в правом подреберье, в области сердца, головные боли могут быть связаны с общим утомлением организма в результате нарушения режима дня, форсирования тренировочных нагрузок, а также с хроническими заболеваниями. Боли в мышцах у начинающих спортсменов, после перерывов в тренировках - явление закономерное. В случае продолжительных болей следует обратиться к врачу.

Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья желание тренироваться снижается или исчезает .

Необходимость подробного методического обоснования содержания и значения процедуры субъективного контроля в процессе систематических занятий физической культурой и спортом связана, прежде всего, с тем фактом, что, как показал анонимный опрос значительного числа занимающихся, включая спортсменов, к сожалению, ни один из них не имеет даже элементарного практического опыта субъективного контроля, например, осознанной привычки определять пульс до и после физической нагрузки. Выяснилось, что педагоги и тренеры не требуют от занимающихся ведения дневника субъективного контроля. Надеемся, что специалисты в области физического воспитания отнесутся к данной проблеме с должным вниманием и практической заинтересованностью, понимая принципиальную валеологическую значимость субъективного контроля для оптимизации процесса физического воспитания и сохранения здоровья занимающихся физической культурой и спортом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Том5 №3 1984

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Бажин Е. Ф., Голынкана Е. А., Эткинд А. М.

4- Задачи, стоящие перед современной психологической службой, тре­буют разработки новых методов исследования личности, направленных на описание ее отношений к разнообразным аспектам социальной жиз­ни . Одной из важнейших социально-психологических характеристик личности является степень независимости, самостоятельности и актив­ности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Есть основания пола­гать, что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных отношений, в способе разрешения кри­зисных ситуаций семейного и производственного характера, в отноше­нии к болезни и терапевтическим мероприятиям и т. д.

Актуальность этой проблематики обусловливает необходимость раз­работки экспериментально-психологической методики, которая позволи­ла бы сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и была бы пригодной для применения в кли­нической психодиагностике, в контексте профотбора, семейной консуль­тации и т. д.

Впервые подобные методы были разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является так называемая шкала локуса контроля Дж. Роттера (J. В. Rotter) , широко применяемая в аме­риканской психологии и в настоящее время. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации, или локуса контроля: экстернальный и интер-нальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые собы­тия как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу, или локусу контроля.



2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по от­ношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему прихо­дится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует пове­дение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни. Поэтому для измерения локуса контроля данного испытуемого доста­точно получение одной цифры - одномерной, линейной характеристики, отражающей его позицию на континууме экстернальности - интерналь-ности.


Многочисленные экспериментальные работы", появившиеся после создания шкалы Роттера, установили связь разнообразных форм пове­дения и параметров личности с интернальностью - экстернальностью. Одни из первых работ были посвящены исследованию связи локуса контроля с реакциями на внешний социальный контроль. Оказалось, что конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы 1л отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других , сопротивляются, когда чув­ствуют, что ими манипулируют , реагируют сильнее, чем экстерна-лы, на утрату личной свободы . Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерна обратная ситуация .

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения ин­формации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуа­ции, чем экстерналы. Так, заключенные с интернальным локусом кон­троля лучше знают тюремные правила . В другом исследовании было обнаружено, что больные туберкулезом с интернальным локусом больше знают о своей болезни и больше интересуются методами лече­ния . В одной и той же ситуации (описание несчастного случая) интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, уча­ствующим в этой ситуации. В целом ряде других работ также было показано, что интерналы чаще прибегают к диспозиционным атрибу­циям и в большей степени избегают ситуационных объяснений поведе­ния, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстерн альность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более попу­лярны , более благожелательны, более уверены в себе , прояв­ляют большую терпимость. Литературные данные говорят о связи высо­кой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласо­ванностью образов реального и идеального “я” . У интерналов об­наружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии , больше заботятся о своем здоровье , чаще обращаются за профи­лактической помощью .

Многочисленные исследования указывают на связь экстернального локуса контроля с психопатологией. Экстернальность коррелирует с тревожностью . Ряд авторов сообщают о связи экстернальности с психическими заболеваниями, часто с шизофренией , с де­прессией . Среди госпитализированных пациентов экстернальность коррелирует с тяжестью симптоматики . Экстернальность оказалась связанной с суицидными тенденциями, измеряемыми при помощи спе­циальных шкал .

В ряде работ особенности локуса контроля связываются с реакция­ми на психотерапию. Так, интерналы предпочитают недирективные ме­тоды психотерапии, тогда как экстерналы субъективно остаются более удовлетворенными директивными, поведенческими методами (напри­мер, систематической десенсибилизацией) .

Все это дает достаточные основания полагать, что выделение лично­стной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощу­щает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей

" Уже в 1978 г. обзоры насчитывали не менее 1000 работ по локусу контроля.


и в особенности прикладной психологии личности. На наш взгляд, эта характеристика полностью отвечает и теоретическим представлениям, сложившимся в отечественной психологии, в которой исследованию и формированию сознательной, активной деятельности личности всегда придавалось первостепенное значение .

Вместе с тем второе из положений, на которых основывается амери­канская традиция исследования локуса контроля, представляется нам малоприемлемым. Речь идет о понимании его как универсальной, инва­риантной к любым типам социальных ситуаций характеристики лич­ности.

Исследования показывают, что описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабель­ность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. В психодиагностическом плане это означает, что исследова­ние личности должно строиться как описание взаимодействий личности с этими ситуациями, которые реализуются в особенностях их отраже­ния и ситуативно изменчивого поведения. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную трансситуативную характеристику, а как многомерный профиль, ком­поненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной сте­пени обобщенности. Это подтверждается результатами многих фактор­ных анализов шкалы Роттера, которые выделяют в ней не один, а два - пять факторов ", что само по себе ставит под сомнение практику суммирования всех ответов по шкале в единый показатель экстерналь-ности - интернальности.

" В нашей работе с русским вариантом шкалы Роттера 2 выявились и иные ее недостатки. Ряд пунктов в русском переводе не дал достаточ­ного разброса. Определенные трудности у наших испытуемых вызвал формат шкалы, требующий в каждом пункте выбора из двух альтерна­тивных суждений. Кроме того, стала очевидной недостаточная репрезен­тативность шкалы локуса контроля в отношении реальных жизненных ситуаций. Содержание большинства ее пунктов связано с позитивными достижениями в деловой сфере - производственными успехами, про­движениями по службе и т. д. Мы полагаем, однако, что проблематика локуса контроля относится к процессам не только достижения успеха, но и избегания неудачи, причем охватывает не только производствен­ные, но и разнообразные межличностные, в частности семейные, отно­шения.

Все это вызвало необходимость разработки нового опросника, изме­ряющего индивидуальные особенности субъективного контроля над раз­нообразными жизненными ситуациями. Источниками пунктов опрос­ника уровня субъективного контроля (УСК) являлись 3:

1. Альтернативные суждения шкалы Роттера, отобранные из нее на основе пилотажного исследования в психотерапевтических группах по следующим критериям: а) достаточный разброс в выборах альтерна­тив; б) значительное увеличение частоты выбора интернальных вариан­тов ответов в результате групповой психотерапии.

2 Мы благодарны К. Муздыбаеву и В. Магуну (ИСЭП АН СССР), предоставив­шим в наше распоряжение адаптированный перевод шкалы Роттера.

3 Мы полагаем, что понятие локуса контроля является не более чем удачной ме­тафорой. Понятие уровня субъективного контроля, которое мы вводим в качестве на­звания предлагаемого метода, представляется более близким к психологической ре­альности.


2. Пункты ряда других опросников, измеряющих интернальность - экстернальность .

3. Примерно половина пунктов была сформулирована нами. В наи­большей степени это относится к вопросам, входящим в шкалы интер-нальности в семейных, межличностных отношениях, в отношениях к не­удачам, к болезни.

Всего опросник состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросннк сбаланси­рован по следующим параметрам: 1) по интернальности - экстерналь-ности - половина из пунктов опросника сформулирована таким обра­зом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК; 2) по эмоциональному знаку - равное количество пунктов опросника описывают эмоционально пози­тивные и эмоционально негативные ситуации; 3) по направлению атри­буций - равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряю­щие интернальность - экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Так как опросник предназначается, в частности, для меди­ко-психологических исследований, в него включены пункты, измеряю­щие УСК в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он скон­струирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испы­туемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, тре­бует ответа по 6-балльной шкале “-3, -2, -1, +1, +2, +3”, в которой ответ “+3” означает “полностью согласен”, “-3”-“совершенно не со­гласен” с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для клиниче­ской психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале “согласен - не согласен”.

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуе­мых - студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразовываются в стандартную систему единиц - стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принци­пом иерархической структуры системы регуляции деятельности та­ким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивиду­ального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоцио­нальному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфичных пока­зателей.

1. Шкала общей интернальности И„. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что боль­шинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как склады­вается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале И„ соответству­ет низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не ви­дят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или дей­ствий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными события-


ми и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достиже­ния и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач И„. Вы­сокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъек­тивного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуа­циям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнооб­разных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ия свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответ­ственность за подобные события другим людям или считать их резуль­татом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях Ис. Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответ­ственным за события его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых си­туаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производст­венных отношений Ип. Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации соб­ственной производственной деятельности, в складывающихся отноше­ниях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий Ид указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам-руководству, товарищам по работе, везе­нию - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличност­ных отношений Иц. Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий Им, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения" результатом действия своих партнеров.

7. Шкала Интернальности-в отношении здоровья и болезни Из. Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что ис­пытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровле­ние во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоров­ление придет в результате действий других людей, прежде всего вра­чей.

Как показали приведенные исследования, все шкалы опросника име­ют распределения, близкие к нормальному. Средние, стандартные от­клонения и интеркорреляции шкал, полученные на выборке из 84 испы­туемых (49 мужчин и 35 женщин), средний возраст которых 20,4 года, приведены в табл. 1.

Как видно, все показатели опросника УСК достаточно сильно кор­релируют с суммарным показателем субъективного контроля. Вместе с тем показатели интернальности - экстернальности на позитивные и не­гативные события умеренно коррелируют между собой. Это значит, что существенную роль в реализации установок контроля играет эмоцио­нальный знак ситуации деятельности. При этом, по нашим данным, возможны не только сочетания интернальности на успех с интерналь-ностью на неудачу, но и, к примеру, сочетание интернальности на успех с" экстернальностью на неудачу или экстернальности на успех с интер-нальностью на неудачу (например, люди, считающие себя виновника-


Таблица 1 Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК

Показатели Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
Количество пунктов
Средние по.шкалам 33,4 6,2 8,4 3,6 11,8 2,4 4.4
Стандартные откло­
нения 23,4 8,3 7,9 7,1 8,1 4,4 3,5
Ио 0,74*** 0,71*** 0,61*** 0,72*** 0,45*** 0,47**<
0,33** 0,58*** 0,44*** 0,54*** 0,25*
Ин 0,60** 0,40*** 0,36** 0,22*
Ис 0,22* 0,37*** 0,17
Ип 0,18 0.18
Им 0,21*

Р<0,01. * Р<0,001.

Таблица 2

Характеристики надежности опросника УСК

ми всех своих неудач, могут верить, что успеха они добьются только при помощи других людей или счастливого стечения обстоятельств).

Невысокие, а в половине случаев незначимые корреляции связывают показатели ситуативных установок интернальности - экстернальности. Особенно низкие корреляции связывают УСК профессиональной дея­тельности и достижений и УСК в семейных отношениях. Следовательно, генерализованные, инвариантные к ситуациям компоненты УСК не мо­гут объяснить всей динамики интернальности - экстернальности в ре­альном поведении, развертывающемся в конкретных социальных ситуа­циях. В разных ситуациях и ролях деятельность людей может регули­роваться разными установками контроля. Это подтверждает понимание УСК как иерархической системы установок, в которой играют свою роль и генерализованные, инвариантные к ситуациям фиксированные установки, и установки ситуативно-специфичные, дифференцированные по эмоциональному знаку ситуации (положительно-отрицательная) и ее социальному характеру (деловые - межличностные отношения).

Как известно, основными характеристиками психодиагностических опросников яв­ляются надежность и валидность [б].

Надежность опросника характеризуется двумя показателями: стабильностью во времени результатов опросника, проведенного на той же выборке, и внутренней со­гласованностью пунктов, входящих в одни и те же шкалы (табл. 2).

Стабильность исследовалась на выборке из 27 испытуемых с интервалом между тестированиями 1,5 месяца. Внутренняя согласованность вычислялась на выборке в 84 человека по формуле Спирмена-Брауна . Значительное большинство шкал обла­дает приемлемыми характеристиками надежности (для сравнения отметим, что ста­бильность шкалы Роттера оцениваетсяим в пределах 0,49-0,83 в зависимости от интер­вала тестирования, а ее внутренняя согласованность-от 0,65 до 0,79 в разных выбор­ках ГЗО]).

Характеристика конвергентной валидности была получена в результате вычисления корреляций шкал опросника с русским вариантом шкалы Роттера. Между шкалой Рот­тера и шкалой Ио опросника УСК существует весьма высокая связь: г=0,70. По-види-


мому, шкала локуса контроля Роттера и Ио опросника УСК действительно измеряюг одну и ту же характеристику личности. Среди других шкал УСК относительно высокие корреляции связывают локус контроля Роттера со шкалами Ид и Ип. С другой сторо­ны, такие характеристики, как Ис, Из и др., слабо или незначимо связаны со шкалой Роттера (см. табл. 3). Это подтверждают результаты содержательного анализа опрос-ника Роттера, согласно которому в последнем представлены лучше всего именно об­ласть достижений в производственной сфере и недостаточно - другие важные области функционирования личности.

Таким образом, опросник УСК может достаточно точно измерять те же свойства личности, что и шкала Роттера, и наряду с этим способен к выявлению тех аспектов субъективного контроля, которые не могут быть измерены при помощи этой шкалы.

Конструктивная валидность шкал демонстрируется их связями с дру­гими характеристиками личности, измеренными при помощи личностного опросника Кеттела и разработанного нами метода исследования самооценок - личностного диф­ференциала (ЛД).

В табл. 3 приведены статистически достоверные связи шкал опросника УСК с факторами опросника Кеттела. Как и предполагалось, человек с низким субъективным контролем, т. е. считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склон­ный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств, эмоционально неустойчив (фактор С~), склонен к ненормативному поведению (фактор G~), мало­общителен (Q 4 "), у него плохой самоконтроль (фактор Qy~) высокая напряженность (фактор Q^). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает, на­против, эмоциональной стабильностью (фактор С+), упорством, решительностью (фак­тор G+), общительностью (фактор Qs~), хорошим самоконтролем (фактор Qs+) сдер­жанностью (фактор Q<~). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы,. связанные с экстраверсией - интраверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативны­ми характеристиками субъективного контроля.

В целом факторы Кеттела, связанные с высокими значениями шкал, можно охарак­теризовать как показатели самоконтроля и социальной зрелости личности; полюса фак­торов, связанные с низкими значениями субъективного контроля, описывают тревож­ную, незрелую, неустойчивую личность. Этот закономерный результат можно интер­претировать как свидетельство валидности опросника УСК. Вместе с тем он достаточно полно раскрывает психологическое значение общего уровня субъективного контроля.

Анализ связей факторов Кеттела с отдельными, шкалами дает более дифференци­рованную картину. Так, субъективный контроль над позитивными событиями (дости­жения, успехи) в большей степени коррелирует с силой эго (С+), самоконтроля (Оз"*"), социальной экстраверсией (Л+, Qa"), чем субъективный контроль над негатив­ными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие от­ветственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (М~), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями. По-видимому, в ряде случаев склонность объяснять собственные неудачи и промахи ссылками на обстоятельства играет адаптив­ную защитную роль, понижая уровень тревоги и облегчая дальнейшую деятельность. В целом, однако, зрелый, уверенный в себе, эмоционально стабильный человек, по на­шим данным, способен объяснять собственными действиями не только свои успехи, но и неудачи. Тревожность же выражается как в неверии в свои силы, в ощущении невоз­можности добиться желаемого и в надежде на то, что цели окажутся достигнуты сами собой или при помощи внешних обстоятельств (экстернальность на успех), так и в неспособности признать неудачи результатом собственных ошибок и в стремлении обвинить в них окружающих, невезение, объективные обстоятельства и т. д. (экстеп-нальность на неудачу).

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало следующее (см. табл. 3). Люди с низким общим уровнем субъективного контроля характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя, наоборот, добрыми, независимым”, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми (все свя­зи значимы с р<<0,05). Из этих данных и матрицы интеркорреляций факторов личностного дифференциала и шкал опросника УСК ясно, что Ио сильнее всего связано с фактором силы и во вторую очередь - оценки. С фактором активности, соответствующим по своему личностно­му значению экстраверсии, уровень субъективного контроля не связан.

Все это подтверждает гипотезу о том, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, от­ветственности за происходящее, с его самоуважением, с социальной зрелостью и самостоятельностью личности.


Методика Е. Бажина (1984) разработана на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера. Данная экспериментально–психологическая методика представляет собой инструмент для выявления показателей уровня субъективного контроля как качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) пригоден для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейном консультировании, в школах при обследовании учащихся (начиная с 9-го класса) и т. д. Разработан в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала «локус контроля Дж. Роттера». Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью–интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют; они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.
Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями.
Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
Важнейшей динамической характеристикой развивающейся личности является тенденция к принятию на себя ответственности. Установлено, что многие проблемы обучения и воспитания учащихся связаны с «обученной беспомощностью». Она развивается в тех случаях, когда человек убежден в своей неспособности контролировать и изменять ситуацию, и для него становится «очевидным», что причины происходящего лежат вне поля его активности. А это в свою очередь приводит к снижению самооценки и отказу от активных действий.
Центральный психологический процесс юношеского возраста - формирование самоидентичности - также соотносится с развитием способности человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности. Высокие уровни самоидентичности свидетельствуют о способности человека брать в сложных жизненных ситуациях ответственнность на себя. Низкие уровни самоидентичности, характеризующиеся наличием различных психологических проблем, связаны с тенденцией приписывать ответственность внешним силам.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от школы Дж. Роттера в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по
6-балльной шкале (–3,–2,–1,+1,+2,+3), в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «–3» - «совершенно не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен - не согласен».

Инструкция. «Просим Вас ответить на каждый из 44 пунктов опросника, используя варианты ответов ¾ «согласен», «не согласен».

Вы отвечаете, ставя в нужной графе значок «+» ¾ согласен,
«-» ¾ не согласен.

Текст опросника

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из–за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным знаком.

Ключ


1. Ио

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельными испытуемыми преобразуются в стандартную систему единиц - стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности - таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.
1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид) . Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально–положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин) . Высокие показатели в этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) . Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели Ис указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели Ип свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкие показатели Ип указывают на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) , степень ответственности за отношения с другими людьми.
7. Шкала интернальности в отношениях здоровья и болезни (Из) . Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи . Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор –С), склонен к неформальному поведению (фактор –G), малообщителен (фактор +Q), у него плохой самоконтроль (фактор –Q3) и высокая напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упорством, решительностью (фактор +G), общительностью (фактор –Q2), хорошим самоконтролем (фактор +Q3) и сдержанностью (фактор –Q4). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстроверсией - интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С), самоконтроля (фактор +Q3), социальной экстраверсией (факторы +А; –Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор –М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

Когда понадобится: позволяет оценить, как относится оцениваемый к происходящим в его жизни событиям, считает ли он их подконтрольными либо думает, что он не властен над ними.

Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
–1 - скорее не согласен, чем согласен
–2 - не согласен
–3 - полностью не согласен

Старайтесь использовать весь диапазон оценок.

Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество


п/п

Утверждение

Оценка

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
Осуществление моих желаний часто зависит от везения
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу
осуществить их
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными
То, что со мной случается, - дело моих рук
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать
самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей
или на судьбу
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения

Обработка результатов

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» - с обратным знаком.

Ключи к шкалам

1. Шкала общей интернальности (Ио)

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид)

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин)

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)

В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Нажмите на изображение для увеличения

Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Итоговая таблица результатов

Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 - об экстернальном.

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Пример графика УСК

Пример профиля УСК

Интерпретация полученных результатов

В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего - врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Поделиться: