Характеристики организационно-правовых форм медицинских организаций - «Социальные аспекты здоровья населения» электронный научный журнал. Автономные учреждения - одна из форм совершенствования деятельности медицинских организаций Автономное медицинское уч

В нашей стране не найдется, наверное, ни одного человека, который бы так или иначе не сталкивался с государственными учреждениями. Мы все учились в школе, посещали поликлиники, отстаивали длинные очереди в налоговой инспекции или собесе. Хотя бы одно из этих мест, но обязательно знакомо гражданам России. А еще все наслышаны, а многие и лично знают об отнюдь не заоблачных зарплатах работников бюджетной сферы. Но сейчас речь не об этом. Долгое время понятие «государственное учреждение» было тождественно понятию «бюджетное учреждение». Однако не так давно в нашем законодательстве произошли некоторые изменения. В настоящий момент муниципальные и государственные организации делятся на казенные, автономные и В данной статье поговорим об одном из этих типов.

Автономное учреждение - это учрежденная Российской Федерацией, ее субъектом либо муниципальным образованием. Целью его является оказание услуг или выполнение работ в научной, образовательной деятельности, в сферах здравоохранения, социальной защиты, обеспечения занятости населения, культуры, спорта и прочих.

Государственное создано может быть двумя путями:

  1. Учреждение новой организации.
  2. Изменение типа действующей организации, т. е. преобразование бюджетного или казенного учреждения в автономное. Для данной процедуры необходимо решение органов исполнительной власти. Причем при смене типа учреждения учредитель, как правило, не изменяется.

Для чего же необходима данная процедура? Что получает организация в итоге?

Автономное учреждение - это организация, которой доступна большая часть льгот, положенных бюджетному учреждению, но при этом не имеющая таких же ограничений. Попробуем объяснить. Бюджетное учреждение получает определенные денежные средства от государства по расходному расписанию. Потратить их оно может только в строго определенных целях.

Кстати, это же касается и его внебюджетной деятельности. Причем за все расходы и поступления оно должно полностью отчитываться перед Федеральным казначейством РФ. Автономное учреждение - это организация, обладающая большей свободой в финансово-хозяйственном плане. Она получает финансирование от государства, которое может направлять на расходы по основному виду деятельности, на содержание имущества или уплату налогов. Но также она может получать доход от закрепленного за ней имущества, например сдавая в аренду помещение. При этом организация сама будет определять, на что тратить полученные средства, и имеет право корректировать расходы в случае необходимости. Она может объединять бюджетные средства и средства, полученные от внебюджетной деятельности. Автономное учреждение имеет право размещать финансовые средства на получая тем самым Кроме того, оно может брать кредиты. Упрощена отчетность перед Федеральным казначейством учреждений такого типа.

Автономное учреждение - это организация, имеющая возможность повысить свою доходность, а также качество услуг благодаря перечисленным выше факторам.

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2008, N 7

С начала 2007 г. в Российской Федерации стали появляться организации новой организационно-правовой формы - автономные учреждения. Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").

В чем же особенности этой организационно-правовой формы - автономного учреждения (далее по тексту - АУ)?

  1. Учредитель обязан сформировать задание АУ на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме того, учредитель не может допустить ситуации, когда у АУ не будет средств, чтобы содержать закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество.
  2. Автономное учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученные на выполнение задания, по своему усмотрению с целью наиболее рационального их использования для выполнения задания.

При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

  1. Государственное или муниципальное задание на оказание услуг обязательно формируется учредителем. При этом бюджетные средства, получаемые АУ от учредителя, выполняют функцию финансового обеспечения выполнения этого задания.
  2. Счета АУ находятся в самостоятельно выбранных кредитных учреждениях.
  3. Система оплаты труда устанавливается АУ самостоятельно и зависит от финансовых возможностей.
  4. Штатное расписание формируется АУ самостоятельно.
  5. Отсутствует субсидиарная ответственность (то есть ответственность за действия, бездействие или обязательства учреждения по отношению к третьим лицам) учредителя за АУ.
  6. АУ может брать займы и кредиты (в связи с отсутствием субсидиарной ответственности учредителя).
  7. Назначение и освобождение от должности руководителя АУ осуществляется учредителем.
  8. Имущество АУ является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или не относящимся к особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо ценному движимому имуществу осуществляется учредителем.
  9. Возможные санкции со стороны учредителя в случае неудовлетворительной работы учреждения могут носить административный характер по отношению к руководству учреждения. (Финансовые санкции по отношению к учреждению хотя в целом и отвечают здравому смыслу, однако возможность их применения не отражена в федеральном законодательстве об АУ.)
  10. Номенклатура и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, когда платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и софинансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения).
  11. Автономные учреждения самостоятельно распоряжаются средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от аренды имущества.
  12. За деятельностью АУ осуществляется общественный контроль. Формами общественного контроля является работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения.
  13. В автономных учреждениях обязательно проводится ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

Таким образом, несмотря на опасения медицинской общественности о "гибели бесплатного для населения здравоохранения" в связи с появлением АУ (наверное, всех пугает термин "автономное"), можно отметить основные моменты.

Во-первых, АУ так же, как и бюджетное учреждение, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Учредитель не может не дать АУ задание на оказание государственных или муниципальных услуг и субсидию на выполнение этого задания, иными словами, он не может оставить учреждение без финансирования.

Во-вторых, так же как и в бюджетном учреждении, имущество АУ находится в собственности учредителя, то есть либо в федеральной или в муниципальной собственности, либо в собственности субъекта Федерации.

В-третьих, так же как и в бюджетном учреждении, учредитель фактически сохраняет полный контроль над деятельностью руководителя АУ. У руководителя АУ появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений: в расходовании средств, в управлении персоналом, в распоряжении доходами и расходами от предпринимательской деятельности. Однако именно учредитель назначает и увольняет руководителя АУ. Поэтому если учредителю не нравится, какие решения принимает руководитель, то, как и в случае с бюджетным учреждением, учредитель может поменять руководителя.

С помощью создания АУ реализуются следующие принципы реструктуризации бюджетного сектора:

  1. Создать более четкое разделение между покупателями и производителями услуг отраслей социальной сферы и способствовать развитию практики контрактных отношений организаций с органами государственной власти всех уровней.
  2. Формировать, внедрять и изменять структуру и механизмы управления, соответствующие потребностям потребителей (в отличие от традиционных учреждений, работающих на основании типовых отраслевых положений, организации других форм обладают большими правами в организации своей работы).
  3. Стать средством привлечения инвестиций в отрасли социальной сферы и расширения источников финансирования текущей деятельности этих организаций.
  4. Применять для решения задачи оптимизации численности и состава ее работников.
  5. Создать условия для легализации соучастия населения в оплате социальных услуг.
  6. Создать необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.

Таким образом, различные официально сформулированные задачи преобразования бюджетных учреждений в автономные можно обобщить в двух задачах - рационализация управления учреждением и повышение внебюджетного финансирования его деятельности. При этом достижение первой задачи обеспечивается самим изменением типа учреждения и правил его функционирования (чего стоит нераспространение "любимого всеми" Федерального закона N 94-ФЗ на АУ), а достижение второй задачи, безусловно, зависит от специфики услуг учреждения, его существующих кадровых и материально-технических ресурсов, внешней конъюнктуры и активности руководства учреждения. Поэтому в худшем случае жизнь учреждения, ставшего автономным, станет проще, а в лучшем случае она станет еще и богаче.

С точки зрения рационализации управления ("упрощения жизни") в АУ можно, в принципе, переводить любое бюджетное учреждение. А вот с точки зрения повышения внебюджетных доходов "автономный" тип имеет смысл приобретать, конечно же, тем учреждениям, которые реально способны, оказавшись в более благоприятных для этого институциональных условиях, эти доходы увеличить. К ним, прежде всего, относятся те бюджетные учреждения, которые и в существующем статусе могут, хотят и умеют зарабатывать деньги.

Каковы же плюсы создания АУ для потребителей, учреждения и учредителя?

Для потребителей само по себе изменение типа бюджетного учреждения и преобразование его в автономное не дает заметных прямых выгод. Но рационализация управления АУ будет способствовать тому, что руководство учреждения сможет больше внимания уделять содержательным вопросам оказания услуг, а не таким вопросам, как согласование переброски средств между статьями сметы и т.д. Также можно предположить, что возможное повышение внебюджетных доходов АУ и использование этих доходов для укрепления кадровой и материально-технической базы учреждения могут в целом повлиять на улучшение потребительских свойств услуг, как тех, которые учреждение оказывает по заданию учредителя, так и тех, которые оказываются на платной основе по инициативе самого учреждения - в конечном счете на улучшение качества медицинского обслуживания населения и расширение номенклатуры услуг, оказываемых на платной основе.

Для учреждения выгода перехода в АУ заключается в том, чтобы стать более самостоятельным, упростить административные процедуры и снизить административные барьеры, ну и, кроме того, заработать для себя больше денег. Переход в АУ означает относительную свободу в управлении ресурсами учреждения.

Для учредителя выгодой может являться снижение расходов учредителя на поддержание и развитие имущественного комплекса учреждения (имущества учредителя!) за счет повышения внебюджетных доходов учреждения и направления части этих доходов на осуществление данных расходов. Снижение ответственности по обязательствам АУ в связи с предпринимательской деятельностью при сохранении гарантий предоставления государственных (муниципальных) услуг и соблюдения конституционных прав граждан.

Основной нормативной базой для создания АУ является Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее по тексту - Закон).

В соответствии с Законом создание АУ возможно либо путем реорганизации существующего федерального, государственного или муниципального учреждения, либо путем создания нового учреждения. В первом случае вносятся изменения в существующие учредительные документы, то есть сохраняются лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.п.

Во втором случае необходимо проходить процедуру государственной регистрации, получать новую лицензию и т.п.

Имущество АУ стоимостью свыше 50 000 руб., недвижимое имущество, а также особо ценное движимое имущество (то есть имущество, без которого деятельность учреждения будет невозможна или существенно затруднена) остаются на балансе органа по управлению соответствующим имуществом и передаются в оперативное управление АУ. Имущество же, приобретенное за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на балансе комитета по управлению имуществом не учитывается, а учитывается на балансе только самого АУ и поступает в его самостоятельное распоряжение.

В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета АУ входят представители учредителя АУ, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета АУ также могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников АУ. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета АУ. Количество представителей работников АУ не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета АУ. Срок полномочий наблюдательного совета АУ устанавливается уставом АУ, но не может быть более чем пять лет. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета АУ неограниченное число раз. Руководитель АУ и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета АУ. Руководитель АУ без решения наблюдательного совета не может самостоятельно принимать решения по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью.

К особенностям деятельности АУ (по сравнению с бюджетными учреждениями) помимо ежегодного отчета о деятельности и об использовании имущества, ежегодного аудита и обеспечения открытости информации относятся также коммерческий план счетов бухгалтерского учета и план финансово-хозяйственной деятельности (утверждаемый наблюдательным советом) взамен смет доходов и расходов. Счета АУ, напомним, находятся в самостоятельно выбранных ими кредитных организациях. Подводя итог, проанализируем минусы и плюсы АУ по сравнению с бюджетными учреждениями.

Минусы АУ

  • Самостоятельное распределение АУ

всех доходов.

  • Отсутствие контроля

за расходованием средств со стороны

казначейства (счета АУ в кредитных

организациях).

  • Отсутствие необходимости

использовать Закон N 94-ФЗ.

  • Возможность осуществлять

заимствования.

  • Разделение ответственности

руководителя с НС.

  • Возможность "вернуться" в форму

бюджетного учреждения

без переоформления разрешительных

документов

  • Переход от бюджетного

финансирования к получению

бюджетных субсидий.

  • Ограниченность полномочий

руководителя (в том числе

необходимость решений НС по крупным

сделкам и сделкам

с заинтересованностью).

  • Взаимодействие АУ с кредиторами

и поставщиками из-за ограниченной

имущественной ответственности

и отсутствия субсидиарной

ответственности учредителя.

  • Большие требования к отчетности

и публичности.

  • Необходимость ежегодного

получения аудиторского заключения.

  • Необходимость самостоятельно

взаимодействовать с кредитными

организациями, общественностью...

Так кто же выиграет от перехода в АУ? Это, прежде всего, учреждения, оказывающие услуги, пользующиеся спросом у платежеспособного населения и имеющие материально-технические и кадровые ресурсы для удовлетворения этого спроса.

В заключение заметим, что хотя п. 3 ст. 20 Закона гласит, что изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается, переход к механизму одноканального финансирования позволит сформировать государственные (муниципальные) задания для АУ здравоохранения и даст толчок к изменению нормативной базы с целью возникновения возможности появления государственных и муниципальных АУ здравоохранения, созданных на базе существующих бюджетных учреждений.

Е.В.Кулакова

Главный редактор

журнала "Советник бухгалтера

в здравоохранении"

Characteristics of organizational and legal forms of the medical organizations
Kuznetsova T.V.

Peoples" Friendship University of Russia

В настоящей статье рассматриваются различные организационно-правовые формы медицинских организаций а также дается подробная характеристика каждой из рассматриваемых коммерческих и некоммерческих форм медицинских организаций. Подробная характеристика включает различные сравнительные аспекты правового статуса, управленческого, имущественного и хозяйственного характера, содержания учредительных документов, право деятельности в системе ОМС в зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации. Подробно характеризуются наиболее распространенная на сегодня форма некоммерческой медицинской организации – государственное (муниципальное) медицинское учреждение, а также наиболее перспективная, с учетом реалий сегодняшнего дня форма – государственная (муниципальная) автономная некоммерческая медицинская организация. In the present article, various organizational and legal forms of medical organizations are considered; the detailed characteristic of each commercial and noncommercial forms of medical organizations considered is also given. The detailed characteristic includes various comparative aspects of legal status, administrative, property and economic characters, contents of constituent documents, the right to provide activity in the MHI system depending on the organizational and legal form of the medical organization. The detailed consideration is given to the most widespread form for today of noncommercial medical organization state (municipal) medical facility, and also to the most perspective, in view of today’s realities form state (municipal) autonomous noncommercial medical organization.

Главный критерий классификации организационно-правовых форм - это цели создания медицинской организации. Согласно этому критерию, все организации делятся на две категории: коммерческие и некоммерческие .

Коммерческая организация - это юридическое лицо, созданное с целью предпринимательской деятельностью Основная задача деятельности такой организации - получение прибыли. Коммерческие организации могут быть как частными (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы), так и государственными и муниципальными (унитарные предприятия). Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения - это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, определяемых в соответствии с гражданским кодексом. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Одна из форм унитарного предприятия - казенное предприятие , отличающееся тем, что имущество передается ему не в хозяйственное ведение, а в оперативное управление. Право оперативного управления - это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями предприятия, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Таким образом, унитарные предприятия владеют и пользуются чужой собственностью - государственной или муниципальной: собственник имущества не утрачивает прав на него, создавая унитарное предприятие и наделяя его необходимыми материальными ресурсами.

Исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником, либо уполномоченным собственником органом (в нашем случае - органом управления здравоохранением) и подотчетен ему.

Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя, а учредитель - по долгам и обязательствам унитарного предприятия. В то же время, ответственность унитарного предприятия в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, закрепленное за ним собственником, - на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие достаточно самостоятельно в своей деятельности: оно не финансируется по смете, учредитель может оплачивать его услуги на основании заключенных договоров. Это обеспечивает возможность оперативного маневра ресурсами, а отсутствие ограничений на фонд оплаты труда создает у коллектива унитарного предприятия коммерческие стимулы .

Несмотря на то, что деятельность унитарного предприятия подчинена получению прибыли, в его учредительных документах должны фиксироваться и цели, носящие содержательный характер - например, удовлетворение потребности населения в определенных видах медицинской помощи, что позволяет удержать унитарное предприятие в определенных границах деятельности. Однако в этих границах унитарное предприятие ведет себя как коммерческая организация. Его стремление к получению прибыли может входить в конфликт с целями деятельности. Например, медицинское унитарное предприятие может отказаться от оказания нерентабельных видов услуг, от соблюдения части обязательств перед прикрепленным населением. Оно может быть заинтересовано в тиражировании более выгодных отработанных медицинских технологий, искусственно сужая выбор услуг. Поэтому, если унитарное предприятие работает в системе ОМС, потребуются дополнительные затраты по организации контроля, направленного против этих негативных тенденций. Это ограничивает возможности использования унитарных предприятий для реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь .

Те же ограничения существуют и на использование в системе ОМС частных коммерческих медицинских организаций: обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и других.

Тем не менее, иногда работа в системе ОМС может оказаться выгодной для коммерческой организации - даже в том случае, когда по формальным признакам оказываемые услуги будут нерентабельными, и коммерческое предприятие будет стремиться получить задание на оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования - в частности, предлагая помощь по приемлемым ценам. Поэтому не следует полностью отвергать возможность использования таких организаций в системе ОМС .

Некоммерческая организация - это юридическое лицо, не ставящее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее прибыль между участниками.

Некоммерческими могут быть как государственные, так и частные медицинские организации.

Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, содержание которой зависит от цели создания конкретной организации и ее организационно-правовой формы. Целью некоммерческой медицинской организации является охрана здоровья граждан. Осуществлять коммерческую деятельность некоммерческая организация может лишь в той мере, в которой это соответствует целям ее создания. Такой деятельностью для медицинской организации, например, может быть оказание приносящих прибыль платных медицинских услуг сверх программы ОМС.

Некоммерческая организация имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом (за исключением учреждений, отвечающих по обязательствам лишь своими денежными средствами), может от своего имени приобретать имущественные или неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

Предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей (с учетом организационно-правовой формы некоммерческой организации):

  • полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
  • размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заданий;
  • предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

При этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Доминирующей формой некоммерческой медицинской организации в настоящее время является учреждение .

Учреждение - это организация, созданная собственником имущества, в том числе государством, органами местного самоуправления, юридическими или физическими лицами, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемое собственником полностью или частично .

Собственник-учредитель (или уполномоченный им орган) назначает руководителя учреждения в качестве единоличного исполнительного органа.

Собственник финансирует деятельность учреждения полностью или частично, передавая ему денежные средства или закрепляя за ним иное имущество на праве оперативного управления, что накладывает на учреждение существенные ограничения по владению и распоряжению этим имуществом. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Уставом или положением учреждения может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей прибыль (то есть предпринимательской деятельности). Доходы от предпринимательской деятельности, как и приобретенное за их счет имущество, являются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, но не в собственность учреждения. Таким образом, учреждение ни при каких обстоятельствах не может стать собственником своего имущества.

Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Государственное (муниципальное) учреждение до сих пор остается наиболее распространенной формой государственной некоммерческой организации. Однако эта форма организации не является единственно приемлемой, более того - она обладает рядом существенных недостатков, основной из которых состоит в том, что эта организационно-правовая форма не стимулирует стремления к эффективному использованию ресурсов. Причиной тому - использование принципа содержания собственником, а не оплаты за конечные услуги, ограничения в отношении маневрирования ресурсами, жесткая регламентация финансово-экономической деятельности. Имущество закреплено за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления; финансирование, согласно статье 161 Бюджетного кодекса, может осуществляться только по смете. Это не создает стимулов, например, к внедрению новых медицинских технологий, позволивших бы снизить общие расходы на лечение за счет превышения расходов по какой-либо отдельной статье (например, расходов на медикаменты и расходные материалы). Субсидиарная ответственность собственника-государства по обязательствам медицинского учреждения порождает иждивенчество учреждений.

Введение обязательного медицинского страхования существенно изменило деятельность медицинских учреждений . Их финансирование осуществляется все в большей мере за оказанные услуги, а не на основе сметы доходов и расходов. Основой их взаимоотношений со страховщиком является договор на оказание медицинских услуг, в соответствии с которым медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту услуги определенного объема и качества, получая за это плату по тарифам. Одновременно расширилась самостоятельность медицинских учреждений. Получая финансовое обеспечение на основе объемов оказанной населению медицинской помощи, они используют внебюджетные источники финансирования, что позволяет оперативно решать медицинские и хозяйственные вопросы. Появилась реальная возможность обеспечить зависимость размера оплаты труда от объема и качества выполненной работы.

Доходы, поступающие в качестве оплаты медицинской помощи от страховщиков и из других источников, медицинские учреждения используют по своему усмотрению для решения уставных задач.

Таким образом, характер деятельности медицинских учреждений все более приобретает черты, присущие автономным некоммерческим организациям. Эта организационно-правовая форма несовместима с жесткой административной иерархией и функционирует на основании договорных отношений. Деятельность такой организации направлена не на выполнение заданий учредителя, а на достижение уставных целей .

Законодательное закрепление Самостоятельность государственных и муниципальных медицинских учреждений, предполагаемая при создании новых организационно-правовых форм, требует их законодательного закрепления. Соответствующий законопроект в настоящее время находится в стадии рассмотрения.

Законопроектами предлагается добавить к существующей форме государственного учреждения еще две формы. Это автономное учреждение и государственная (муниципальная) автономная некоммерческая медицинская организация .

Согласно законопроектам, имущество автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником на создание (приобретение) недвижимого и особо ценного движимого имущества. Виды особо ценного движимого имущества, которым автономное учреждение вправе распоряжаться лишь с согласия собственника, определяются Правительством Российской Федерации. В то же время, автономное учреждение самостоятельно распоряжается имуществом (в том числе недвижимым), приобретенным им на доходы от своей деятельности. Имущество автономного учреждения может использоваться им исключительно для целей, определенных его уставом.

В отличие от автономного учреждения, имущество государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации , в том числе переданное ей учредителем при ее создании, принадлежит этой организации на праве собственности. При этом государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация, как и автономное учреждение, может использовать принадлежащее ей имущество исключительно для целей, определенных ее уставом.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника. Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных договором поручительства. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника закрепленного за ним имущества. Точно так же государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация не отвечает по обязательствам своего учредителя, а учредитель не отвечает по обязательствам созданной им государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных договором поручительства.

Автономное медицинское учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с определенными законом и уставом целями путем оказания медицинских услуг населению.

Автономное учреждение вправе с согласия собственника своего имущества выступать учредителем (участником) других юридических лиц, деятельность которых соответствует целям деятельности автономного учреждения, если участие в указанных юридических лицах может способствовать качественному предоставлению услуг (выполнению работ) автономным учреждением.

Доходы автономного учреждения и государственной (муниципальной) автономной организации поступают в их самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых они созданы. Собственник имущества автономного учреждения, как и учредитель автономной некоммерческой государственной (муниципальной) некоммерческой медицинской организации не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности автономного учреждения (некоммерческой медицинской организации).

Автономное учреждение, как и государственная (муниципальная) некоммерческая организация, обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и использовании своего имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым органам, государственным органам или органам местного самоуправления и иным органам и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Сведения о размере и составе имущества автономного учреждения, государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации, размере и структуре их доходов и расходов, численности и составе работников, среднем уровне оплаты труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности этих организаций не могут составлять коммерческую тайну. Организации обеих организационно-правовых форм обеспечивают открытый доступ, включая доступ средств массовой информации к следующим своим документам:

  • уставу (включая изменения и дополнения к уставу);
  • свидетельству о государственной регистрации;
  • решению учредителя о создании автономного учреждения;
  • положениям о филиалах и представительствах;
  • документам, содержащим сведения о персональном составе попечительского совета и исполнительного органа;
  • сведениям о размере и составе имущества, находящегося на балансе автономного учреждения и документам, подтверждающим его права на это имущество;
  • плану финансово-хозяйственной деятельности;
  • годовым отчетам о финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности;
  • заключениям аудиторов.

Основной деятельностью автономного учреждения, некоммерческой государственной (муниципальной) организации признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (в случае автономного медицинского учреждения, некоммерческой медицинской организации - на охрану здоровья населения).

Автономное медицинское учреждение в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному медицинскому страхованию осуществляет деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ), обеспечиваемую финансированием из соответствующего бюджета, внебюджетных фондов или средств страховщика по обязательному медицинскому страхованию. Государственная (муниципальная) некоммерческая медицинская организация имеет право осуществлять те же услуги на основании задания учредителя.

Сверх этих объемов этих услуг автономное учреждение и государственная (муниципальная) медицинская организация вправе также по своему усмотрению оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к его основной деятельности, возмездно для любых граждан и юридических лиц, с соблюдением правил гражданского законодательства о публичном договоре. При этом указанными организациями должно обеспечиваться надлежащее выполнение заданий и обязательств, направленных на выполнение уставных целей. На тех же условиях автономное учреждение, некоммерческая медицинская организация вправе выполнять работы (предоставлять услуги), которые носят дополнительный характер по отношению к основной деятельности, определенной уставом. Все эти дополнительные виды деятельности должны быть исчерпывающим образом указаны в уставе.

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в собственности муниципального образования, принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Решение о наделении существующего государственного (муниципального) учреждения статусом автономного принимается при наличии одновременно следующих условий:

  • такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан, в том числе права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования;
  • на дату принятия решения у государственного (муниципального) учреждения нет кредиторской задолженности, просроченной более чем на три месяца.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о наделении существующего государственного (муниципального) учреждения статусом автономного.

Правительством Российской Федерации либо уполномоченным на то органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления могут определяться перечни государственных (муниципальных) учреждений, не подлежащих наделению статусом автономного учреждения.

Принятие решения о наделении существующего государственного (муниципального) учреждения статусом автономного влечет внесение изменений в его устав и государственную регистрацию этих изменений в установленном порядке.

На тех же основаниях принимается решение о создании государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации. Единственным отличием является то, что автономная некоммерческая медицинская организация может быть образована либо путем ее учреждения, либо путем преобразования государственного (муниципального) медицинского учреждения, в том числе и автономного.

Учредителем обеих организационно-правовых форм является Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителем. Обязательна государственная регистрация этих организаций.

Высшим органом как в автономном учреждении, так и в некоммерческой организации является попечительский совет, решение о назначении членов которого принимается учредителем. Текущее руководство осуществляется единоличным исполнительным органом (в случае медицинской организации - главврачом), решение о назначении которого принимается попечительским советом.

Ликвидация автономного учреждения, как и некоммерческой организации возможна по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Требования кредиторов ликвидируемой государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации удовлетворяются за счет имущества, принадлежащего ей на праве собственности, а требования кредиторов автономного учреждения – лишь за счет той части имущества, на которую может быть обращено взыскание.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество любой из этих организаций передается ликвидационной комиссией ее учредителю.

Таким образом, к существующей форме медицинского учреждения добавляются две новые: автономное государственное (муниципальное) медицинское учреждение и государственная (муниципальная) медицинская организация.

Автономное учреждение отличается от учреждения следующими главными моментами:

  • имеют более широкое по содержанию право оперативного управления на имущество, переданное им учредителем и приобретенное в результате разрешенной им приносящей доходы деятельности (право автономного оперативного управления);
  • собственник-государство не несет субсидиарной ответственности по обязательствам автономного учреждения, при этом взыскание кредиторов не может быть обращено на здания и высокотехнологичное оборудование, то есть автономное учреждение отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но в пределах имеющихся у него денежных средств и части оборудования;
  • в автономном учреждении создается попечительский совет, выполняющий преимущественно надзорные функции.

Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация характеризуется следующими особенностями:

  • организация является собственником имущества, переданного ей учредителем и заработанного самостоятельно:
  • передача собственником имущества в собственность организации при ее создании не является приватизацией, так как организация остается государственной (муниципальной): учредитель может передать часть имущества на условиях аренды или безвозмездного пользования, в этом случае имущество остается в государственной (муниципальной) собственности, и угрозы его отчуждения не возникает;
  • организация несет полную ответственность по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в ее собственности;
  • высшим органом организации является попечительский совет, наделенный полномочиями решения ключевых вопросов деятельности организации.

Частные некоммерческие организации могут существовать также в форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации . Учредителями и участниками обеих этих организационно-правовых форм могут быть любые физические и юридические лица, причем для некоммерческого партнерства необходимо наличие не менее двух учредителей, для некоммерческой организации число учредителей может быть любым. Определенная уставом деятельность этих организаций направлена на достижение общественных благ. Высшим органом управления в случае некоммерческого партнерства является общее собрание участников и исполнительный орган - коллегиальный или единоличный. В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный орган (типа наблюдательного совета) и исполнительный орган - коллегиальный или единоличный. Права учредителей в первом случае реализуются путем участия в общем собрании. Во втором - участия в формировании высшего коллегиального органа управления. Обе организации вступают в договорные отношения с клиентами, обе несут по своим обязательствам ответственность в пределах имеющегося у них имущества. Отчеты этих организаций не публикуются, а предоставляются учредителю и иным предусмотренным законодательством органам.

Все виды некоммерческих организаций, как государственных, так и частных, могут вовлекаться в оказание медицинской помощи в системе ОМС. Располагая достаточной самостоятельностью, такие организации стремятся повысить локальную (в пределах своего учреждения) экономическую эффективность оказания медицинской помощи, а наличие конкуренции в борьбе за задания может быть использовано и для повышения структурной (в рамках всей системы здравоохранения) эффективности. Наличие самостоятельности стимулирует активность организации в оказании новых услуг, зарабатывании средств на покупку более современного оборудования, повышении оплаты труда в зависимости от полученных результатов. Однако для того, чтобы эффективно воспользоваться имеющимися преимуществами, руководители этих организаций должны владеть определенными методами и инструментами, позволяющими выбрать правильный путь повышения эффективности.

Список использованной литературы:

  1. Кучеренко В.З., Вялков А.И., Денисов И.Н. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования.-М.: ФФОМС, 2000.
  2. Экономика здравоохранения /под ред. И,М. Шеймана/- М. Тасис, 2001.
  3. Кучеренко В.З., Флек В.О., Вялкова Г.М. и др. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций /под ред. А.И. Вялкова/ - М., ГЭОТАР-МЕД, 2004.
  4. Управление здравоохранением на современном этапе: проблемы, их причины и возможные решения /под ред. В.И. Стародубова, Д.В. Пивеня,/-М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2006.
Просмотров: 41325
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0

На базе областной клинической больницы прошла конференция, посвященная весьма злободневному вопросу о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных медицинских учреждений, на которой присутствовали практически все главные врачи различных ЛПУ области и ближайших регионов.

С 1 января 2011 г. многие главные врачи решили перевести свои медицинские учреждения в статус автономных. Все они полагали, что данная организационно-правовая форма даст ЛПУ возможность заработать посредством оказания платных медицинских услуг и позволит вывести заработную плату врачей и прочего медицинского персонала на достойный уровень.

Больше статей в журнале

Источники информации

  1. См. например: Залесский В.В. Новое юридическое лицо (автономное учреждение) // Журнал российского права.2007. № 4;
  2. Рыбальченко И.Е. Новые формы о интенсификации деятельности медицинского учреждения в сфере платных услуг // Менеджер здравоохранения. 2005. № 11;
  3. Селюков А.Д. Правовые аспекты финансового обеспечения бюджетных учреждений // Право и образование. 2002. № 3;
  4. Сибурина Т.А. Грядущие направления институционального развития здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2005. № 7;
  5. СтародубовВ.И., Тихомиров А.В. Учреждение: pro et contra // Главный врач: хозяйство и право. 2004. № 1;
  6. Стеценко С.Г.Платные медицинские услуги: актуальные вопросы юридической регламентации // Медицинское право.2003. № 1.
Поделиться: