Скачать презентацию растворы. Растворы вокруг нас

В презентации «Вода. Растворы» представлен в полном объеме весь программный и дополнительный материал по теме «Вода. Растворы» в виде текстов, химических уравнений, схем, таблиц, рисунков, фото.

Наглядность, научность, системность, доступность в изложении материала в презентации дает возможность быстро и легко понять и усвоить содержание темы, систематизировать знания.

Презентация «Вода. Растворы» может быть использована на уроках химии при объяснении нового и повторении пройденного материала; при проверке знаний, умений и навыков у учащихся по теме «Вода. Растворы».

Презентация может быть использована учителем так же, как учебное электронное тематическое пособие, и во внеурочной работе - на занятиях дополнительного образования, спецкурсах и кружках, индивидуальных занятиях с учащимися; учащимися – при дистанционном обучении химии, при выполнении домашних заданий, самопроверке своих знаний по теме «Вода. Растворы», при подготовке к контрольным и практическим работам, а также - к ОГЭ и ЕГЭ.

Презентация «Вода. Растворы» предоставляет учителю возможность активизировать процесс обучения учащихся; дает большую возможность самостоятельного получения учащимися как программного, так и дополнительного объема знаний по теме, способствуя тем самым развитию их познавательных и аналитических способностей.

Тему «Вода. Растворы» учитель с учащимися может изучить на 4-5 уроках-семинарах с проведением лабораторных опытов, практической работы, показом видеофрагментов и (или) демонстрационных опытов, эффективно используя при этом материалы презентации.

С этой целью учитель предлагает учащимся самостоятельно, используя материалы презентации и других информационных источников, изучить дома конкретный материал по выбранному вопросу (вопросам), и обсудить его (их) совместно с классом и учителем на семинаре.

Вопросы к урокам-семинарам:

  • Качественный и количественный состав воды (Слайды 15, 16)
  • Решение расчетных задач по теме «Вода» (17, 18)
  • Особенности строения воды (19, 24)
  • Вода в природе. Физические ее свойства. Разновидности воды и льда (9-14, 28, 44, 45, 30)
  • Уникальные свойства воды. Причины особых свойств воды (46-57)
  • Химические свойства воды (57- 67)
  • Экология воды. Возможные пути решения экологических проблем (93-109)
  • Проблемы пресной воды. Перспективы их разрешения (110 -114)
  • Роль воды в возникновении жизни на Земле. Биологическое значение воды для всего живого на Земле (83-92; 71-73)
  • Планетарное значение Мирового океана (69)
  • Использование воды в практической деятельности человека (78-80)
  • Понятие о растворах. Классификация растворов по растворимости веществ в воде, степени их насыщенности и концентрации веществ в растворах (115)
  • Растворимость веществ. Кривые растворимости. Способы выражения концентрации веществ (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация) (120-129)
  • Решение расчетных задач по темам:
    а) «Растворимость веществ»;
    б) «Массовая доля растворенного вещества»;
    в) «Молярная концентрация» (130-135)
  • Использование растворов в практической деятельности человека (117-119)
  • Подготовка к ПР (практической работе) «Вода. Растворы» (136-145)

В соответствии с предложенными темами класс разбивается на группы, каждая из которых готовит вопросы и материал к изложению или обсуждению на уроке. Учитель предлагает учащимся для подготовки к семинару использовать соответствующие разделы учебника, презентацию «Вода. Растворы», Интернет-сеть.

Наиболее сложные, интересные и проблемные вопросы обсуждаются всем классом: процесс обучения вследствие чего активизируется.

На семинарах под руководством учителя необходимо рассмотреть наиболее значимые и трудные вопросы - № 2, 3 4, 5, 6,7, 8, 10,11, 12, 14.

При этом важно или необходимо:

  • Установить причинно-следственную связь между строением воды и ее особыми свойствами
  • Рассмотреть химические свойства воды
  • Особо отметить биологическое значение воды и планетарное значение Мирового океана
  • Обозначить экологические проблемы воды и возможности их разрешения
  • Рассмотреть вопрос классификации растворов
  • Рассмотреть из предложенных автором презентации образцов решения расчетных задач по теме «Вода. Растворы» (на вычисления по химическим формулам и уравнениям; на растворимость веществ, молярную концентрацию растворов, массовую долю растворенного вещества) наиболее сложные для учащихся
  • Подготовить учащихся к выполнению практической работы «Вода. Растворы» (необходимо обсудить ход ее работы, ознакомить учащихся с методикой выполнения практической части работы, изучить вопросы техники безопасности в работе, познакомить учащихся с требованиями по оформлению практической работы)

На уроках-семинарах учитель в целом корректирует работу учеников, показывает демонстрационные опыты, видеофрагменты, знакомит учащихся с приемами правильного и безопасного обращении с лабораторным оборудованием и посудой с целью подготовки учащихся к выполнению практической работы.

Для проверки или самопроверки знаний по теме учитель или учащиеся могут использовать материалы «Вопросника» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы».

Наличие такого электронного учебного пособия, как презентация «Вода. Растворы» дает возможность ученикам повысить заинтересованность учащихся в изучаемом материале, добиваться более высоких результатов в обучении по данной теме; сократить время учителя на подготовку к урокам.

Презентация имеет наглядное оформление; в ней используются эффекты анимации.

Разработанные автором данной статьи практические задания к практической работе, также, как и расчетные задачи к теме «Вода. Растворы», вопросы к урокам-семинарам и «Вопросник» для проверки и самопроверки знаний у учащихся по теме «Вода. Растворы» были апробированы учителем на практике с положительными результатами.

Презентация «Вода. Растворы» апробирована учителем и учениками не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования: с ее помощью были достигнуты более высокие результаты по качеству знаний у учащихся при изучении темы «Вода. Растворы».

«Вопросник» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы» (с гиперссылками на слайды)

1. Как экспериментально можно подтвердить качественный и количественный состав воды? 15, 16

2. Какие особенности в строении молекулы воды вы знаете? 19, 20

3. Какие особенности строения воды как вещества вы можете отметить? 21 – 24

4. Какие уникальные свойства воды вам известны? 46 – 57

5. Почему лед легче воды? 48, 22, 27

6. Почему зимой водоемы не промерзают до дна? 48

7. За счет чего вода поддерживает определенный климат на Земле, в частности, его температурный режим? 49

8. Почему вода стала определяющим фактором в выработке теплокровности в мире живой природы в ходе биологической эволюции на Земле? 50

9. Почему на морозе стеклянная тара, наполненная водой, растрескивается? 28

10. Какие разновидности молекул воды вам известны? 30; 31–43 (фото)

11. Какую воду называют тяжелой? 44–45

12. Какую воду называют серебряной? Какими примечательными свойствами она обладает? 56

13. Перечислите с какими веществами может реагировать вода? 57–65

14. С какими металлами вода реагирует при обычных условиях? Приведите примеры 57

15. С какими металлами вода реагирует только при нагревании? Приведите примеры 57

16. С какими металлами вода не реагирует даже при нагревании? Приведите примеры 57

17. Известны ли вам реакции воды с неметаллами. Приведите примеры 58

18. Каково отношение воды к оксидам металлов? Приведите примеры 59

19. Каково отношение воды к оксидам неметаллов? Приведите примеры 60

20. Почему вода бесценна для всего живого на Земле? 69–72

21. Каково планетарное значение воды? (Возникновение жизни на Земле, фотосинтез, круговорот веществ в природе, поддержание определенного климата на Земле) 67–68

22. Какое значение имеет вода в практической деятельности человека? 76–79

23. В чем заключаются мировые экологические проблемы, связанные с водой? Можете ли вы обозначить пути их разрешения? 91 – 97

24. Почему воду надо экономить? Почему потребление пресной воды постепенно становится уже глобальной проблемой человечества? Имеет ли эта проблема возможности к разрешению ее? 107–108

25. Что вы понимаете под растворами? 112

26. Какой информацией вы располагаете о классификации растворов? 112

28. Какие способы выражения концентрации веществ в растворах вам известны? Какова суть каждого способа? 128–129; 133

29. Какие природные растворы наиболее значимы для человека? 113

30. Какое значение имеют растворы в практической деятельности человека? 114–116

«Массовая доля вещества» - Плотность. Обозначают Vm . Мср = ?1 M1 + ?2 M2 + ?3 M3 + … объемная доля? = V1 / Vобщ. Обозначается w. Рассчитывается в долях или процентах. Молярная концентрация: с (в-ва) = n(в-ва) / Vсистемы в моль/л. Относительная плотность рассчитывается в относительных единицах.). Плотность любого вещества рассчитывается по формуле? = m/V, измеряется обычно в г/мл или в г/л.

«Ферромагнитная жидкость» - Ферромагнитная жидкость – «умная» жидкость. Применение: преобразование энергии колебательного движения в электрическую. Видео. МАОУ Сибирский лицей. “Меня вдохновляет сама жизнь, сама природа. Применение: электронные устройства. Ферромагнитная жидкость способна снижать трение. Применение: магнитная сепарация руд.

«Магнитные свойства вещества» - Ферриты обладают высоким значениями намагниченности и температурами Кюри. где – коэффициент пропорциональности, характеризующий магнитные свойства вещества и называемый магнитной восприимчивостью среды. У некоторых материалов магнитные свойства сохраняются и в отсутствие внешнего магнитного поля. Магнитный момент электрона и атома Атом во внешнем магнитном поле.

«Строение вещества молекулы» - CH3OH + HBr. CH3?CH2?NO2. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере анилина. + 2Na. CH3OH + NaOH. С2н6. CH4. HC?C?CH2?CH3. Структурная. Изомеры -. 2-е положение. Теория химического строения А.М. Бутлерова. Увеличение основных свойств.

«Дисперсные системы» - Аэрозоли. По агрегатному состоянию дисперсионной среды и дисперсной фазы. Дисперсионная среда: Студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Нажмите любую клавишу. Гели. Природная вода всегда содержит растворённые вещества. Классификация дисперсных систем. Растворы. Дисперсная фаза: Суспензии.

«Чистые вещества и смеси» - 1. Смесью являются: ? Выводы: Какие бывают смеси? Фильтрование. Фосфат кальция. Чистые вещества и смеси. ZnO, ZnCl2, H2O. SO3, MgO, CuO. Чистое вещество обладает постоянными физическими свойствами (tкип, tплав, ? и др.). Перегонка (дистилляция). Способы разделения смесей. Какими способами можно разделить смеси?

Всего в теме 14 презентаций

Растворы

Раствор – это гомогенная, многокомпонентная
система переменного состава, содержащая
продукты взаимодействия компонентов –
сольваты (для водных растворов - гидраты).
Гомогенная – значит, однородная, однофазная.
Визуальным признаком гомогенности жидких
растворов является их прозрачность.

Растворы состоят как минимум из двух
компонентов: растворителя и растворяемого
вещества.
Растворитель – это тот компонент,
количество которого в растворе, как правило,
преобладает, или тот компонент, агрегатное
состояние которого не изменяется при
образовании раствора.
Вода
Жидкие

Растворенным веществом является
компонент, взятый в недостатке, или
компонент, агрегатное состояние которого
изменяется при образовании раствора.
Твердые соли
Жидкие

Компоненты растворов сохраняют свои
уникальные свойства и не вступают в
химические реакции между собой с
образованием новых соединений,
.
НО
растворитель и растворённое вещество, образуя
растворы, взаимодействуют. Процесс
взаимодействия растворителя и растворённого
вещества называется сольватацией (если
растворителем является вода – гидратацией).
В результате химического взаимодействия
растворенного вещества с растворителем
образуются более или менее устойчивые
комплексы, характерные только для растворов,
которые называют сольватами (или гидратами).

Ядро сольвата образует молекула, атом или
ион растворенного вещества, оболочку –
молекулы растворителя.

Несколько растворов одного и того же вещества будут
содержать сольваты с переменным количеством молекул
растворителя в оболочке. Это зависит от количества
растворенного вещества и растворителя: если растворенного
вещества мало, а растворителя много, то сольват имеет
насыщенную сольватную оболочку; если растворенного
вещества много – разреженную оболочку.
Переменность состава растворов одного и того же
вещества принято показывать различиями в их концентрации
Неконцентрированный
раствор
Концентрированный
раствор

Сольваты (гидраты) образуются за счет
донорно-акцепторного, ион-дипольного
взаимодействия или за счет водородных
связей.
Особенно склонны к гидратации ионы (как
заряженные частицы).
Многие из сольватов (гидратов) являются
непрочными и легко разлагаются. Однако в
ряде случаев образуются прочные
соединения, которые возможно выделить из
раствора только в виде кристаллов,
содержащих молекулы воды, т.е. в виде
кристаллогидратов.

Растворение как физико-химический процесс

Процесс растворения (по своей сути физический процесс
дробления вещества) вследствие образования сольватов
(гидратов) может сопровождаться следующими явлениями
(характерными для химических процессов):
поглощением
изменением
или выделением тепла;
объема (в результате образования
водородных связей);

выделением
газа или выпадением осадка (в результате
происходящего гидролиза);
изменением цвета раствора относительно цвета
растворяемого вещества (в результате образования
аквакомплексов) и др.
свежеприготовленный раствор
(изумрудного цвета)
раствор через некоторое время
(серо-сине-зеленого цвета)
Эти явления позволяют отнести процесс растворения к
комплексному, физико-химическому процессу.

Классификации растворов

1. По агрегатному состоянию:
- жидкие;
- твердые (многие сплавы металлов,
стёкла).

2. По количеству растворенного вещества:
- ненасыщенные растворы: в них растворенного
вещества меньше, чем может растворить
данный растворитель при нормальных
условиях (25◦С); к ним относятся большинство
медицинских и бытовых растворов. .

- насыщенные растворы – это растворы, в
которых растворенного вещества столько,
сколько может растворить данный
растворитель при нормальных условиях.
Признаком насыщенности растворов
является их неспособность растворять
дополнительно вводимое в них количество
растворяемого вещества.
К таким растворам относятся:
воды морей и океанов,
жидкости человеческого
организма.

- пересыщенные растворы – это растворы, в
которых растворяемого вещества больше, чем
может растворить растворитель при
нормальных условиях. Примеры:
газированные напитки, сахарный сироп.

Пересыщенные растворы образуются
только в экстремальных условиях: при
высокой температуре (сахарный сироп) или
высоком давлении (газированные напитки).

Пересыщенные растворы неустойчивы и
при возврате к нормальным условиям
«стареют»,т.е. расслаиваются. Избыток
растворенного вещества кристаллизуется или
выделяется в виде пузырьков газа
(возвращается в первоначальное агрегатное
состояние).

3. По типу образуемых сольватов:
-ионные растворы- растворяемое вещество
растворяется до ионов.
-Такие растворы образуются при условии
полярности растворяемого вещества и
растворителя и избыточности последнего.

Ионные растворы достаточно устойчивы к
расслоению, а также способны проводить
электрический ток (являются проводниками
электрического тока II рода)

- молекулярные растворы – растворяемое
вещество распадается только до молекул.
Такие растворы образуются при условии:
- несовпадении полярностей
растворенного вещества и растворителя
или
- полярности растворенного вещества и
растворителя, но недостаточности
последнего.
Молекулярные растворы менее устойчивы
и не способны проводить электрический ток

Схема строения молекулярного сольвата на
примере растворимого белка:

Факторы, влияющие на процесс растворения

1. Химическая природа вещества.
Непосредственное влияние на процесс
растворения веществ оказывает полярность их
молекул, что описывается правилом подобия:
подобное растворяется в подобном.
Поэтому вещества с полярными молекулами
хорошо растворяются в полярных
растворителях и плохо в неполярных и
наоборот.

2. Температура.
Для большинства жидких и твердых веществ
характерно увеличение растворимости при
повышении температуры.
Растворимость газов в жидкостях с
повышением температуры уменьшается, а с
понижением – увеличивается.

3. Давление. С повышением давления
растворимость газов в жидкостях
увеличивается, а с понижением –
уменьшается.
На растворимость жидких и твердых
веществ изменение давления не влияет.

Способы выражения концентрации растворов

Существуют различные способы
выражения состава раствора. Наиболее часто
используются такие, как массовая доля
растворённого вещества, молярная и
массовая концентрация.

Массовая доля растворённого вещества

Это безразмерная величина, равная отношению
массы растворённого вещества к общей массе
раствора:
w% =
mвещества
m раствора
´ 100%
Например, 3%-ный спиртовой раствор йода
содержит 3г йода в 100г раствора или 3г йода в 97г
спирта.

Молярная концентрация

Показывает, сколько моль растворённого
вещества содержится в 1 литре раствора:
СМ =
nвещества

раствора
=
mвещества
Vвещества ´
раствора
Мвещества - молярная масса растворенного
вещества (г/моль).
Единицей измерения данной концентрации
является моль/л (М).
Например, 1М раствор Н2SO4 - это раствор,
содержащий в 1 литре 1 моль (или 98г) серной

Массовая концентрация

Указывает на массу вещества, находящегося
в одном литре раствора:
С=
твещества
V раствора
Единица измерения – г/л.
Данным способом часто оценивают состав
природных и минеральных вод.

Теория
электролитической
диссоциации

ЭД – это процесс распада электролита на ионы
(заряженные частицы) под действием полярного
растворителя (воды) с образованием растворов,
способных проводить электрический ток.
Электролиты – это вещества, способные
распадаться на ионы.

Электролитическая диссоциация

Электролитическая диссоциация вызывается
взаимодействием полярных молекул растворителя с
частицами растворяемого вещества. Это
взаимодействие приводит к поляризации связей, в
результате чего образуются ионы за счет
«ослабления» и разрыва связей в молекулах
растворяемого вещества. Переход ионов в раствор
сопровождается их гидратацией:

Электролитическая диссоциация

Количественно ЭД характеризуется степенью
диссоциации (α); она выражает отношение
продиссоциированных молекул на ионы к
общему числу молекул, растворенных в растворе
(меняется от 0 до 1.0 или от 0 до 100%):
n
a = ´100%
N
n – продиссоциированные на ионы молекулы,
N – общее число молекул, растворенных в
растворе.

Электролитическая диссоциация

Характер ионов, образующихся при диссоциации
электролитов – различен.
В молекулах солей при диссоциации образуются
катионы металла и анионы кислотного остатка:
Na2SO4 ↔ 2Na+ + SO42Кислоты диссоциируют с образованием ионов Н+:
HNO3 ↔ H+ + NO3Основания диссоциируют с образованием ионов ОН-:
KOH ↔ K+ + OH-

Электролитическая диссоциация

По степени диссоциации все вещества можно
разделить на 4 группы:
1. Сильные электролиты (α>30%):
щелочи
(хорошо растворимые в воде основания
металлов IA группы – NaOH, KOH);
одноосновные
кислоты и серная кислота (НСl, HBr, HI,
НNО3, НСlO4, Н2SO4(разб.));
все
растворимые в воде соли.

Электролитическая диссоциация

2. Средние электролиты (3%<α≤30%):
кислоты
– H3PO4, H2SO3, HNO2 ;
двухосновные,
растворимые в воде основания –
Mg(OH)2;
растворимые
в воде соли переходных металлов,
вступающие в процесс гидролиза с растворителем –
CdCl2, Zn(NO3)2;
соли
органических кислот – CH3COONa.

Электролитическая диссоциация

3. Слабые электролиты (0,3%<α≤3%):
низшие
органические кислоты (CH3COOH,
C2H5COOH);
некоторые
растворимые в воде неорганические
кислоты (H2CO3, H2S, HCN, H3BO3);
почти
все малорастворимые в воде соли и основания
(Ca3(PO4)2, Cu(OH)2, Al(OH)3);
гидроксид
вода.
аммония – NH4OH;

Электролитическая диссоциация

4. Неэлектролиты (α≤0,3%):
нерастворимые
большинство
в воде соли, кислоты и основания;
органических соединений (как
растворимых, так и нерастворимых в воде)

Электролитическая диссоциация

Одно и то же вещество может быть как сильным,
так и слабым электролитом.
Например, хлорид лития и иодид натрия, имеющие
ионную кристаллическую решетку:
при растворении в воде ведут себя как типичные
сильные электролиты,
при растворении в ацетоне или уксусной кислоте
являются слабыми электролитами со степенью
диссоциации меньше единицы;
в «сухом» виде выступают неэлектролитами.

Ионное произведение воды

Вода, хотя и является слабым электролитом, частично диссоциирует:
H2O + H2O ↔ H3O+ + OH− (правильная, научная запись)
или
H2O ↔ H+ + OH− (сокращенная запись)
В совершенно чистой воде концентрация ионов при н.у. всегда постоянна
и равна:
ИП = × = 10-14 моль/л
Поскольку в чистой воде = , то = = 10-7 моль/л
Итак, ионное произведение воды (ИП) – это произведение концентраций
ионов водорода Н+ и ионов гидроксила OH− в воде.

Ионное произведение воды

При растворении в воде какого-либо
вещества равенство концентраций ионов
= = 10-7 моль/л
может нарушаться.
Поэтому, ионное произведение воды
позволяет определить концентрации и
любого раствора (то есть определить
кислотность или щелочность среды).

Ионное произведение воды

Для удобства представления результатов
кислотности/щелочности среды пользуются
не абсолютными значениями концентраций, а
их логарифмами – водородным (рН) и
гидрокcильным (pOH) показателями:
+
pH = - lg[ H ]
-
pOH = - lg

Ионное произведение воды

В нейтральной среде = = 10-7 моль/л и:
pH = - lg(10-7) = 7
При добавлении к воде кислоты (ионов H+),
концентрация ионов OH− будет падать. Поэтому, при
pH < lg(< 10-7) < 7
среда будет кислой;
При добавлении к воде щелочи (ионов OH−) концентрация
будет больше 10−7 моль/л:
-7
pH > lg(> 10) > 7
, а среда будет щелочной.

Водородный показатель. Индикаторы

Для определения рН используют кислотно-основные
индикаторы – вещества, меняющие свой цвет в
зависимости от концентрации ионов Н + и ОН-.
Одним из наиболее известных индикаторов является
универсальный индикатор, окрашивающийся при
избытке Н+ (т.е. в кислой среде) в красный цвет, при
избытке ОН- (т.е. в щелочной среде) – в синий и
имеющий в нейтральной среде желто-зеленую окраску:

Гидролиз солей

Слово «гидролиз» буквально означает «разложение
водой».
Гидролиз – это процесс взаимодействия ионов
растворенного вещества с молекулами воды с
образованием слабых электролитов.
Поскольку слабые электролиты выделяются в виде
газа, выпадают в осадок или существуют в растворе в
недиссоциированном виде, то гидролиз можно
считать химической реакцией растворенного вещества
с водой.

1. Для облегчения написания уравнений гидролиза
все вещества делят на 2 группы:
электролиты (сильные электролиты);
неэлектролиты (средние и слабые электролиты и
неэлектролиты).
2. Гидролизу не подвергаются кислоты и
основания, поскольку продукты их гидролиза не
отличаются от исходного состава растворов:
Na-OH + H-OH = Na-OH + H-OH
H-NO3 + H-OH = H-NO3 + H-OH

Гидролиз солей. Правила написания

3. Для определения полноты гидролиза и рН
раствора записывают 3 уравнения:
1) молекулярное – все вещества представлены в
виде молекул;
2) ионное – все вещества, способные к диссоциации
записываются в ионном виде; в этом же уравнении
обычно исключаются свободные одинаковые ионы из
левой и правой частей уравнения;
3) итоговое (или результирующее) – содержит
результат «сокращений» предыдущего уравнения.

Гидролиз солей

1. Гидролиз соли, образованной сильным
основанием и сильной кислотой:
Na+Cl- + H+OH- ↔ Na+OH- + H+ClNa+ + Cl- + H+OH- ↔ Na+ + OH- + H+ + ClH+OH- ↔ OH- + H+
Гидролиз не идет, среда раствора нейтральная (т.к.
концентрация ионов OH- и H+ одинакова).

Гидролиз солей

2. Гидролиз соли, образованной сильным основанием и
слабой кислотой:
C17H35COO-Na+ + H+OH- ↔ Na+OH- + C17H35COO-H+
C17H35COO- + Na+ + H+OH- ↔ Na+ + OH- + C17H35COO-H+
C17H35COO- + H+OH- ↔ OH- + C17H35COO-H+
Гидролиз частичный, по аниону, среда раствора щелочная

OH-).

Гидролиз солей

3. Гидролиз соли, образованной слабым основанием и
сильной кислотой:
Sn+2Cl2- + 2H+OH- ↔ Sn+2(OH-)2 ↓+ 2H+ClSn+2 + 2Cl- + 2H+OH- ↔ Sn+2(OH-)2 + 2H+ + 2ClSn+2 + 2H+OH- ↔ Sn+2(OH-)2 + 2H+
Гидролиз частичный, по катиону, среда раствора кислая
(т.к. в растворе в свободном виде остается избыток ионов
H+).

Гидролиз солей

4. Гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой
кислотой:
Попробуем получить в реакции обмена соль ацетата алюминия:
3CH3COOH + AlCl3 = (CH3COO)3Al + 3HCl
Однако, в таблице растворимости веществ в воде такого
вещества нет. Почему? Потому что оно вступает в процесс
гидролиза с водой, содержащейся в исходных растворах
CH3COOH и AlCl3.
(CH3COO)-3Al+3+ 3H+OH- = Al+3(OH-)3 ↓+ 3CH3COO-H+
3CH3COO-+ Al+3 + 3H+OH- = Al+3(OH-)3 ↓+ 3CH3COO-H+
Гидролиз полный, необратимый, среда раствора определяется
электролитической силой продуктов гидролиза.

Г. П. Яценко

Слайд 2

Растворы – это гомогенные (однородные) системы, состоящие из двух и более компонентов и продуктов их взаимодействия. Точное определение раствора (1887 год Д.И.Менделеев):

Раствор – гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Слайд 3

Типы растворов

Растворы подразделяются:

  • Молекулярные – водные растворы неэлектролитов (спиртовой раствор иода, раствор глюкозы).
  • Молекулярно-ионные – растворы слабых электролитов (азотистая и угольная кислоты, аммиачная вода).
  • Ионные растворы – растворы электролитов.
  • Слайд 4

    Растворение – физико – химический процесс, в котором наряду с образованием обычной механической смеси веществ идет процесс взаимодействия частиц растворенного вещества с растворителем.

    Слайд 5

    Растворимость

    Растворимость – свойство вещества растворяться в воде или другом растворе.

    Коэффициент растворимости (S) – максимальное число г вещества, которое может раствориться в 100г растворителя при данной температуре.

    Вещества:

    • Хорошо растворимые S > 1г
    • Мало растворимые S =0,01 – 1 г
    • Нерастворимые S< 0,01 г
  • Слайд 6

    Влияние различных факторов на растворимость

    • Температура
    • Давление
    • Природа растворенных веществ
    • Природа растворителя
  • Слайд 7

    Концентрация раствора

    Концентрация раствора – это содержание вещества в определенной массе или объеме раствора.

    Слайд 8

    Выражение концентраций растворов.

    Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (доли единицы/ проценты)

    Слайд 9

    Молярность - число молей растворенного вещества в 1 л раствора.

    • ʋ - количество вещества (моль);
    • V – объем раствора (л);
  • Слайд 10

    Выражение концентраций растворов

    Эквивалентная концентрация (нормальность) – число эквивалентов растворенного вещества в 1л раствора.

    • v экв. - количество эквивалентов;
    • V – объём раствора, л.
  • Слайд 11

    Моляльная концентрация (моляльность) – число молей растворенного вещества на 1000 г растворителя.

    Слайд 12

    Природные растворы

    • Минеральная вода.
    • Кровь животных.
    • Морская вода.
  • Слайд 13

    Практическое применение растворов

    • Продукты питания.
    • Лекарственные препараты.
    • Минеральные столовые воды.
    • Сырье промышленности.
    • Биологическое значение растворов.
  • Слайд 14

    Материалы, используемые для оформления

  • Слайд 15

    Информация для педагога

    Ресурс предназначен для учащихся 11 класса. Является иллюстрацией при освоении темы «Растворы. Количественные характеристики растворов».

    В презентации рассматриваются основные понятия темы, формулы количественных выражений концентраций растворов.

    Материал может быть фрагментарно использован на уроках химии в 8 – 9 классах.

    Ресурс рассчитан на использование УМК О.С.Габриеляна.

    Посмотреть все слайды

  • Поделиться: